КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие редактирования отдельных видов литературыИсторически ценный опыт редактирования в области художественной литературы накоплен в результате редакционно-издательской деятельности многих профессиональных литераторов. На разных этапах советского периоде развития общества в качестве редакторов-издателей, рецензентов, литературных критиков выступали, в частности, В.В Маяковский, А.С. Серафимович, Ф.В. Гладков, В.В. Вишневский, В.В. Иванов, В.П. Катаев, Особо ценен редакционно-издательский опыт писателей, продолжающих и развивающих лучшие традицш редакторского искусства в условиях приказного одномыслия и порождаемой им конъюнктуры. К таковым следуе' отнести К.М. Симонова. Анализ редакторской практики писателя говорит о том, что ему был глубоко чуж; конъюнктурный подход к оценке достоинств литературного произведения. Не голая злободневность тематической плана, а мастерство художественного воплощения_выступает_у^ К.М. Симонова основным мерилом ценности настояще! литературы. Особый интерес вызывают критерии оценки К.М. Симоновым военно-исторической прозы. На первый rniai он выдвигает здесь проблему сохранения исторического контекста, охватывающую все - от реалий быта до обрисовю характеров персонажей, включая психологическую мотивацию поступков и поведения, образ мыслей, эмоционально чувственный строй личности и т.д. Для воссоздания подлинного исторического контекста К.М. Симонов особую рол! отводил научно-справочному аппарату издания, в частности, комментарию. Последний он считал важнейшим средствол восстановления исторической правды. Г Редакционно-издательская деятельность А.Т. Твардовского на посту главного редактора "Нового мира" стал; \ заметным явлением в общественной жизни и была направлена на восстановление в правах свободного выражени; ) взглядов и идей, касающихся современных проблем духовной и материальной культуры. —— А.Т. Твардовского по праву можно отнести к тем крупным редакторам, которые были способны во многом (хотя может быть и не во всем) преодолеть собственный субъективизм философско-идеологических и художественно эстетических оценок, сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, действовавших на четкой и твердо] общественной позиции. А.Т. Твардовский как редактор, критик, литературовед оставил большое наследие. Оно включае хранящиеся в архивах рукописи с его правкой, огромную переписку (более 12 тысяч писем авторов к нему и свыше : тысяч ответов писателя), статьи и выступления, посвященные литературному мастерству А.С. Пушкина, И.А. Бунине А.А. Блока, С.Я. Маршака и др. А.Т. Твардовский, безусловно, имел право на собственные литературные пристрасти? Конечно, на его редакторском опыте не могли не сказаться черты времени, однако сохранившиеся материалы в цело! дают представление о целостной системе подлинных литературно-художественных ценностей, которые служили для нег ориентирами в работе над авторским оригиналом. /~^- Особое значение придавал А.Т. Твардовский проблеме авторской индивидуальности. Причем эта проблем I рассматривалась им не в узком, а в самом широком смысле. Именно в ее фокусе, лежат, по его мнению, все други \вопросы, связанные с оценкой литературного произведения и принципами трансформации его в печатное издание - о интонационно-ритмической организации текста до его образной системы. Этим объясняется и пристальное внимани /Твардовского к личности.
|