Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


В.Г. Белинский




В трудах В.Г. Белинского рассматриваются собственно издания и произведения литературы. Он создал целое учение о журнализме, характеризуя журнал как вид издания, обосновал специфику гюдготовкисобраний сочинений^ В работах критика поднимаются вопросы о целях и задачах печати в России, о характере журнала и его отделов, о типах статей, методах организации и способах изложения материала, языке и стиле газетных статей.

Кроме того, для теории и практики редактирования имеет огромное значение конкретный опыт Белинского -редактора, издателя. Многие годы Белинский являлся фактическим редактором и руководителем изданий.

Анализ работы Белинского даёт основание говорить о том, что критик в качестве основных требований к журналу выдвигал требования разнообразия материала при сохранении единого твёрдого направления, хорошую постановку отделов критики и библиографии^ В высказываниях Белинского сформулированы также требования к литературным произведениям. К ним относятся правдивое изображение действительности, гармоническая связь идеи с формой, понимание художественного произведения как целостного организма.

С точки зрения теории редактирования интерес представляет многоплановое рассмотрение литературного произведения, подразумевающее глубокое понимание важности связи идейного содержания и формы его подачи.

Система оценок формы и содержания литературного произведения в дальнейшем нашла своё развитие и во многом не утратила своих позиций вплоть до сегодняшнего дня. Обоснованные им критерии оценки литературного произведения используются и в современной теории редактирования. По-прежнему актуальна мысль Белинского о том, что оценка произведения литературы должна осуществляться с учётом исторических условий, в которые оно было написано^

(Создав свой тип статьи, Белинский сформулировал ряд критериев оценки подобных материалов. Их должны отличать ёмкость, многоплановость, простота, понятность и в то же время увлекательность, последнее достигалось изложением материала в виде рассуждения, беседы, в разговорном стиле. 1

Белинский боролся за точный, простой, понятный и художественно выразительный стиль изложения всякой темы -раже научной. 1

В основу принципов подготовки изданий произведений того или иного писателя Белинский ставит значение этих произведений для современности.

^ При подготовке собрания сочинений произведений писателей прошлого Белинский предлагает использовать хронологический принцип расположения материалов в сочетании с разделением произведений на большие группы в соответствии с жанровым характером: стихотворения, поэмы, драматические сочинения, проза - отдельно художественная и научная.

В.Г. Короленко

Для развития редактирования важное значение имеет редакторский опыт писателя В.Г. Короленко. Его редакторская деятельность началась на рубеже 80 - 90-х гг. собственно редакторская работа начинается для Короленко с 1887 г., когда он становится членом редакционного коллектива журнала «Северный вестник». Уже здесь Короленко начинает работать с рукописями, поступающими от непрофессиональных авторов.

Важнейшим качеством журнала Короленко определяет необходимость того, чтобы журнал представлял собой «некотороеидейное целое». Главным условием обеспечения этого качества Короленко справедливо считал объединение вокруг редакции писателей одного нап£авления~йли близких взглядов. -,

В 1889 г. Короленко уходит из «Северного вестника».

С 1895 г. Короленко становится сотрудником журнала «Русское богатство» и основным редактором беллетристики. _Важной чертой_раб"тк1 КЪрпгт^нко как редактора было внимательное отношение к произведениям молодых авторов. На поступающие к нему рукописи он давал полные обстоятельные разборы, подробно объясняя свои замечания.

В конце XIX в. в литературу и журналистику приходят новые авторы из рабочей и крестьянской среды. Многие профессиональные литераторы считали, что нужно поощрять «писателей из народа» и публиковать даже слабые вещи, подготовленные на невысоком уровне, - в специальных разделах журналов и в сборниках.

Короленко категорически возражал против этого. Он внимательно анализировал рукописи, помогал их дорабатывать, но не позволял себе снисходительности в их оценке. Писатель постепенно вырабатывал те социально-педагогические подходы, которые необходимы редактору при работе с малоподготовленными авторами. Короленко считал, что произведения этих авторов не нуждаются в снисхождении, их оценивать нужно, исходя из требований к большой литературе, и публиковать только добротные, отвечающие этим требованиям произведения. ~

Советы Короленко были всегда конкретны, ориентированы на то, чтобы автор самостоятельно дорабатывал своё ииеуше.

4то же касается собственно редактирования, то Короленко склонялся к мнению, что редактор может действовать /самостоятельно только в тех случаях, когда дело касается «более или менее внешнего свойства». В целом Короленко ^бережно относился к замыслу, особенностям построения произведения, индивидуальному стилю автора.

А.П. Чехов

Наследие Чехова не имеет отношения к профессиональной редакционно-издательской деятельности. Но эпистолярное наследие имеет богатый материал, позволяющий судить об основных требованиях писателя к произведениям литературы.

В высказываниях Чехова звучала важная для редактирования мысль: персонажи литературного произведения берутся из реальной сегодняшней жизни - тогда они будут отвечать критерию новизны.

Письма Чехова к авторам отличаются теплотой, показывают внимательное, вдумчивое отношение к произведениям. В них поражает скрупулезность анализа, внимание к фабуле, композиции, языку произведений.

Писатель обращает внимание на мелочи, которые, по его словам, снижают уровень произведения. Он стремится .объяснить начинающему автору, как работать, чтобы двигаться вперёд.

На приглашение Дягилева стать редактором беллетристического отдела журнала «Мир искусств» Чехов отвечает отказом, одной из причин, называя необходимость единства руководства журнала. За этим стоит требование целостности, единства издания, которое обеспечивается редактором.

С именем М. Горького связаны многие ценные издательские начинания. Горький объединил вокруг издательства лучшие литературные силы того времени. Горький занимался подбором авторов и разрабатывал концепцию многих будущих изданий. Стремясь обеспечить высокий уровень редакционно-издательской подготовки литературных произведений, он приглашает для редакторской деятельности В.Я. Брюсова и И.А. Бунина. Забота о сохранении лучших литературных и редакционно-издательских традиций характерна и для издательской деятельности Горького в советский период. В 1918 году он становится во главе организованного им издательства "Всемирная литература", цель которого познакомить читателя с образцами мировой литературной классики (здесь работают редакторами В.Я. Брюсов, А.А. Блок, К.И. Чуковский и др.).

Г Для Горького, редактора и наставника молодых авторов, характерно равное внимание ко всем элементам

(литературного произведения - от заголовка до детали описания простого факта. Однако более важно работа над языком

\литературного произведения, его умение видеть контекст реальной действительности, в котором это произведение

(родилось, глубоко понимать процесс отражения в нем творческой личности, определять меру ее духовного потенциала v

возможности его реализации.

Непреходящее значение в создании методологии и методики редакторской работы в области детской литературь

( имела редакционно-издательская деятельность С.Я. Маршака. Одной из самых сильных сторон его редакторскогс

) дарования было необыкновенное умение "открывать" для детской литературы новых авторов. Именно С.Я. Маршак)

( детская литература обязана такими именами, как К.А. Федин, М.М. Пришвин, А.Н. Толстой, М.М. Зощенко, Н.А

Заболоцкий, О.Э. Мандельштам и многими другими.

С другой стороны, С.Я. Маршак постоянно заботился о притоке в детскую литературу свежих сил, так называемы> бывалых людей, людей с богатым и интересным жизненным опытом, мастеров и профессионалов не в облаете литературного творчества, а в своем деле. Задача редактора - угадать в таком человеке писателя, рассказчика, способного раскрыть перед ребенком неизвестные ему стороны взрослой, настоящей жизни, разнообразные сферы человеческой деятельности. Как редактор-издатель С.Я. Маршак не только сделал шире проблемно-тематические горизонты детской литературы, но и обогатил ее жанровое содержание, широко используя, например, возможности публицистики, научно-популярной и научно-художественной прозы.

/"" С.Я. Маршак обладал профессиональным системным видением литературного произведения. Для того, чтобы редактору стать соучастником творческого процесса, принять полноправное участие в создании новой художественно?

\ информации, он прежде всего должен глубоко проникнуть в авторский замысел, оценить приемы и средства егс

\ реализации.

Высокая редакторская требовательность С.Я. Маршака основывалась на точных представлениях об особенностя? восприятия ребенком жизненных реалий и художественно-образного выражения их в литературе. Особенно чувствителеь и строг он был к лингвостилистическим средствам языка, находя для своих замечаний очень емкую, но лаконичнук форму. Например, он считал, что в подлинном произведении читатель не замечает графический рисунок слов, а видит I как через волшебный кристалл, лишь людей и весь тот мир, который создал автор, и целиком погружается в этот мир.

Редакционно-издательская деятельность была органической частью его творческой жизни, и оставила заметный еле/ в развитии теории и практики редактирования в целом.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты