КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ В СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР.Существует множество определенийц к-ры. К-ра – это процесс и результат человеч-ой деят-ти, смысл кот. заклад-ся в реализации опред-х ценностей. К-ра это все искусственно созд-ое чел-м. К-ра – это особая сфера и форма деят-ти, сист регуляторов чел-ой деят-ти, несущая в себе опыт деят-ти человеч-ва. К-ра – это общий Ур развития О от дикости к цивилизованности. К-ра рассматрив-ся в С как сложное, динамичное образов-е, имеющее соц-ую природу и выражающееся в соц-ых отнош-ях, направл-ых на созд-е, усвоение, сохран-е и распростр-е предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопоним-е людей в разл-х соц-ых ситуациях. Объектом - конкр-ое изуч-е распредел-е существ-щих в данном О форм и способов освоения, созд-я и передачи объектов к-ры, устойч-ые и изменч-е процессы в к-рной жизни а также обусловливающие их соц-ые факторы и мех-змы. В этом контексте С изучает широко распростран-ые устойч-ые и повторяющ-ся во времени многообр-ые формы отнош-й членов соц-ых общностей, групп и обществ в целом с природным и соц-ым окруж-ем, динамику развития к-ры, кот позволяет опред-ть ур развития к-ры сообществ и след-но, говорить об их к-рном прогрессе или регрессе. В С под к-рой в широк смысле слова понимают специфич-ую, генетически не наследуемую сов-ть ср-в, способов, форм, образцов и ориентиров взаимод-ия людей со средой существов-я, кот они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых стр-р деят-ти и общения. В узк смысле к-ра практик-ся в с как система коллект-но раздел-ых ценностей, убеждений образцов и норм повед-я, присущих опред-ой группе людей. О С к-ры - нужно говорить как о конкр-ой, специфич-ой отрасли знания, кот наход-ся на стыке областей С и к-ры, и соотв-но, изучает соц-ые законом-ти развитие к-ры, формы проявл-я этих законом-тей в человеч-ой деят-ти. СК призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на к-рогенез, иначе говоря, на общую социолог-ую картину к-ры. Кажд из составляющих это знание – целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных Эл-тов: творческая деят-ть и способ («технология») человеч-ой деят-ти; созд-е, усвоение, сохран-е и трансляция идей, представлений, к-рных норм и ценностей; ступени формир-я этих ценностей; колич-й и качест-ый ан-з к-рных явл-й и т.п. СК или соц-ая к-ра- это одно из ведущих направл-й в запад к-рологии, сложившееся к началу XX в как рез-т интенсивного развития наук об общ-ве и месте в нем чел-а, и введенное впервые как понятие в социолог-ую науку М.Адлером. Под предметом СК он понимал изуч-е соц-ых факторов становл-я и функционир-я к-рных ценностей и норм, их воздействие на О и соц-ое повед-е чел-а. Традиционно этот подход можно обозначить как аксиологический (или ценностный).С т.з деятельностного подхода, к-рное и соц-ое представляют как соотнош-е целого и его части, а не как соотнош-е целого и его кач-ва. По Л.Уайту, к-ра рассм-ся лишь как аспект соц-ых взаимосвязей, а С не м\т отд-ть к-рное от соц-ого. При социолог-ом изучении к-ры особое знач-е имеет определ-е подхода или аспекта, выделение ценностного или деятельного компон-та, что позволяет объединить Эл-ты к-ры в систему, произвести ан-з на разл-х иерархических Ур-х, используя методы двух наук. Наиб значит-ми представ-лями СК, чьи исслед-я поставили общие теорет-ие и методолог-ие вопросы в этих областях, определили будущее СК как науки, м\о считать М.Вебера и А.Вебера,Т.Парсонса,Л.Уайта,Р.Мертона,А.Моля и др. К-ра формирует личности членов О, тем самым она в значит-ой степени регулир-т их повед-е Другая важная часть к-ры сост в том, что к-рные ценности формир-ся на основе отбора опред-ых видов повед-я и опыта людей. Кажд О осуществило свой отбор к-рных форм. Каждое О с т.з другого пренебрегает гл-м и заним-ся маловажными делами. В одной к-ре матер-ые ценности едва призн-ся, в др они оказывают решающее влияние на повед-е людей. В О возник-т тенденция судить о др-х к-рах с позиции превосх-ва своей собств-ой. Эта тенденция назыв-ся - энтоцентризмом. Принципы этноцентр-ма находят отчетливое выраж-е в деят-ти миссионеров, кот стрем-ся обратить, “варваров” в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом инеприязнью к чужим взглядам и обычаям. Этноцентризмом отмечена деят-ть первых антропологов. Они были склонны сравн-ть все к-ры со своей, кот считали самой передовой. Культура состоит из четырех элементов. 1. Понятия (концепты). Они содержатся гл-м обр в языке. Благодаря им станов-ся возможным упорядочить опыт людей. Напр, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окр-го мира, но в разных к-рах мир организован по разному. В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает 6 разл-х родств-ков: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В англ языке даже отсутствуют слова, обозначающие 4-х последних родств-ков. Это различие м\у двумя языками объясн-ся тем, что для жителей Тробриандских остр-в необх-мо слово, охватывающее всех родств-ков, к кот-м принято относиться особым почтением. В англ и амер общ-ах сложилась менее сложная система родств-ых связей, поэтому у англичан нет необх-ти в словах,обознач-щих таких дальних родств-ков. Т.обр, изуч-е слов языка позволяет чел-у ориентир-ся в окр-ем мире посредством отбора организации своего опыта. 2. Отношения. К-ры не т-ко выд-ют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны м\у собой - в простр-ве и времени, по значению (напр, черное противоположно белому), на основе причинной обусловлен-ти (“пожалеть розгу - испортить ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наобор. К-ры часто по-разному истолков-ют взаимосвязи. 3. Ценности. Это общепринятые убеждения относ-но целей, к кот-м чел д\н стрем-ся. Они сост-ют основу нравств-ых принципов.Разные к-ры м\т отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художеств-му творч-ву, аскетизму), и кажд обществ-ый строй устанавл-ет, что явл-ся ценностью, а что не явл-ся. 4.Правила. Эти эл-ты (в т.ч и нормы ) регулируют повед-е людей в соотв-ии с ценностями опред-ой к-ры. Напр, наша законодат-ая система включает мн-во законов, запрещ-щих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, наск-ко высоко мы ценим жизнь и благосостояние лич-ти. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещ-щих кражу со взломом, присвоение чужого имущ-ва, порчу собств-ти и пр. В них отражено наше стремл-е к защите личной собств-ти. В больш-ве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы к-ры.Высокая к-ра(класич-ая музыка и литер-ра),Народная (сказки, фольклор). Массовая к-ра (поп-музыка). 19. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. СК явл-ся отраслевой социолог-ой теорией и связана с теорией к-ры, кот составляет ее философскую основу. Предметом СК явл-ся особ-ти ее функционир-я в конкр-х соц-но-истор-их усл-ях и личностные формы проявл-я в соц-ых стр-рах. Соотв-но объекту исслед-я в СК выделяются три ур. На первом ур изучаются связи и отнош-я к-ры, субк-р и О. При этом использ-ся методы: восхожд-е от абстрактного к конкр-му, идеализация, формализация, аксиоматический. На втором ур исслед-ся деят-ть социок-рных инст-тов, к-ра их организации методами абстрагирования, ан-за и синтеза, индукции и дедукции, моделир-я. Третий ур связан с изуч-ем эмпир-их проявл-й к-ры отд-ого инд-да, соц-ых групп, общностей и предполагает сравн-е, измер-е объективных и субъективных фактов проявл-я к-ры, а также их фиксацию методами наблюд-я, экспер-та, анкетир-я, интервьюир-я и ан-за док-в. СК тесно связана с теорией к-ры, кот явл-ся фундамент-ой философской наукой, изучающей общие законом-ти развития к-ры как обществ-го явл-я. Для определ-я предмета СК необх-мо рассмотреть само понятие к-ры. Наибольшее распростр-е получили следующие концепции к-ры: •как сов-ти матер-ых и дух-ых ценностей,что соответств "достиженческому" подходу; •как творческой деят-ти человека (деятельностный подход); •как специфического способа человеческой деят-ти ("технологический"). Понятие "к-ра" сегодня все чаще использ-ся для характер-ки творческих сил и способностей чел-а, его единства с природой и общ-вом.Такое многообразие подходов обусловлено сложностью философского осмысл-я этого феномена, а также различиями в исследоват-ких целях.К-ру м\о рассм-ть с разн сторон в завис-ти от целей и задач исслед-я. "В С под к-рой в широк смысле слова понимают специфическую, генетически не наследуемую сов-ть ср-в, способов, форм, образцов и ориентиров взаимод-я людей со средой существов-я, коте они вырабатывают в совместной жизни для поддерж-я опред-ых стр-р деят-ти и общения. В узк смысле к-ра трактуется в С как система коллект-но раздел-ых ценностей,убежд-й,образцов и норм повед-я,присущих опред-ой группе людей"; Наиб логически обоснованно представлено социолог-ое поним-е к-ры у Ф.И.Минюшева. что к-ра — это не весь искусств-ый мир и что к ней относ-ся лишь собственно человеческое в цивилизации, а именно все то, что имеет разумное основ-е". Ф. И. Минюшев рассм-т в к-ве объекта СК: 1) О как социокультурную систему и входящие в него субкультуры общностей; 2) к-ру соц-ых организаций; 3) к-ру чел-а-инд-да, а также сферы науки, искусства, образования и воспитания. СК польз-ся методами, общими для соц-ых наук. К используемым СК методам теорет-го познания относ-ся: восхождение от абстрактного к конкр-му, идеализация, формализация, аксиоматический метод. В эмпирич-ом познании прим-ся сравн-е и измер-е, наблюд-е, экспер-нт, опрос, ан-з док-в и продуктов деят-ти. Кроме того, сущ-ют методы, используемые и в теорет-их, и эмпир-их исслед-ях, — это абстрагирование, ан-з и синтез, индукция и дедукция, моделир-е. Эти и др методы способствуют развитию науки. Но на данном этапе имеются определ-ые трудности в социолог-их исслед-ях к-ры. Они связаны с различными причинами и обстоят-вами. Одна из причин сост в том, что нет единого определ-я к-ры. Кажд из подходов характер-ет новую грань в понимании к-ры, но в тоже время мн-во т.з усложняют определ-е объекта и предмета СК. Выявл-е норм. Для выявл-я норм лич-ти (группы) примен-ся метод опроса (его различные модификации) либо наблюд-е. При этом респ-та необх поставить в ситуацию выбора им своей линии повед-я и способа реш-я какой-то конкр-й жизненной задачи, проблемы (прожективный метод). Разумеется, давление на респ-нта «нормы--идеала» м\т привести его к мимикрии в ситуации опроса. Поэтому получ-е достоверных знаний о реальных нормах — задача сложная. Желат-но, ч\б опрос сопровождался формализованным наблюд-ем (вплоть до включенного наблюд-я). Выявл-е знания в процессе социокультурного исслед-я. Выявить знания участников социокультурного процесса — значит обнаружить степень оснащенности ими действий людей, что и позволяет оценить и прогнозир-ть успешность этих действий. Выявл-е знания респ-тами правовых законов и практики следования им. Напр, правосознание граждан исслед-ся сообразно области его существов-я: так, выявл-е компетет-ти респ-тов в правовом оснащении вида его труд-й деят-ти м\б достигнуто и методом опроса, и методом включенного наблюд-я, и методом соц-го экспер-та. Выявление верований. Закон о свободе совести и религиозных организациях четко обозначает пределы вторжения исслед-ля в область религиозных верований. Напр, запрещено определять кол-во верующих. Общественный спрос и заказ на выявление распространенности тех или иных верований среди народа м\б выражен лишь такими инст-тами, как церковь и наука. М\б использованы все методы добывания данных, присущих социокультурному исслед-ю. Важными явл-ся методы опроса (особ-но углубленное интервью) и наблюд-е (в т.ч и включенное). Разумеется, все они должны примен-ся с четким соблюдением требований этики исслед-ля — социолога к-ры, твердо помнящего то, что вера является глубоко личным делом чел-а. 20.СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Само сочетание слов <соц-ая психология> указывает на специфическое место, кот занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук - психологии и С. по вопросу о предмете СП сложились три подхода. Первый из них понимал СП как науку о <массовидных явл-ях психики>,больший акцент делался на таких отд-х Эл-тах, сторонах обществ-ой психологии групп, как традиции, нравы, обычаи, большее вним-е уделялось формир-ю обществ-го мн-я, таким специфическим массовым явл-ям, как мода, коллективы. Второй подход, напротив, видит гл-м предметом исслед-я СП лич-ть. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исслед-е лич-ти. Третий подход. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. СП была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и полож-е лич-ти в группе. Наиб широк перечень содержала схема, предложенная Б.Д.Парыгиным, по мн-ю кот СП изучает: 1) соц-ую психологию лич-ти; 2) соц-ую психологию общностей и общения; 3) соц-ые отнош-я; 4) формы дух-ой деят-ти. Согласно В.Н. Мясищеву, СП исследует: 1) изменения психической деят-ти людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов О.
|