КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Дополнительные методики1Дополнительные методики1 Эти методики предназначены для диагностического исследования и терапевтического воздействия на образную сферу и образное мышление. Они применяются в качестве дополнительных ' Методики разработаны автором для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста и со взрослыми больными и сенсибилизированных в случае, если симптоматика очень бедная и возникают трудности постановки диагноза. Второе их назначение терапевтическое. Их полезно использовать в восстановительном обучении. 1. Методика дорисовывания до целого. Ребенку (или взрослому больному) предлагается ряд предметов, но не дорисованных; их требуется дорисовать до целого. Причем исходные рисунки могут постепенно усложняться за счет все меньшей информативности. Эта методика направлена на исследование и на восстановление предметных образов-представлений. Процедура и инструкция: а) здесь нарисована только часть предмета, дорисуй ее до целого предмета, б) здесь нарисована только часть яблока, дорисуй его до целого. В этом случае включается и речь, чтобы с ее помощью актуализировать образ предмета. 2. Методика дорисовывания до любого предмета. Эта методика также используется и как диагностическая, и как терапевтическая. Процедура и инструкция: здесь нарисованы кружочки и квадраты, а ты дорисуй каждую фигуру (кружочек и квадрат) до любого предмета. Дается пример, как это можно сделать. Эта методика более сложная и требует большей сохранности предметных образов-представлений. С помощью этой методики исследуется и восстанавливается объем и богатство воображения, образов-представлений, их динамика, а также и фантазия. 3. Методика предметно-образных ассоциаций. Эта методика направлена на исследование свободных образных ассоциаций (в отличие от первых двух методик, где воображение испытуемого направлялось). Исследуется богатство, объем, динамика образов-представлений. Инструкция: рисуй любые предметы, и чем больше нарисуешь, тем лучше. Анализ продукции надо проводить не только количественный, но и качественный: проанализировать группируются ли рисунки семантически, т.е. выделить семантические группы и принцип группирования - ситуативный, категориальный. Эта методика позволяет судить об образном уровне мышления. 4. Методика вербальных ассоциаций. Хорошо провести по 3-й методике (после длительного перерыва) тесты на вербальные ассоциации. Инструкция: называй (или пиши) любые слова, которые тебе приходят в голову (кроме имен и названий городов и улиц), чем больше напишешь, тем лучше (дается время - 1 минута). Затем сопоставляются образные и вер- бальные ассоциативные ряды, тем самым исследуется наличие у ребенка вербально-образных связей или их отсутствие, качество связей - категориальные или ситуативные и т.д. 5. Методика реконструкции букв и цифр. Исследуется прочность и обобщенность знания символических знаков. Процедура и инструкция: дается какая-либо буква (цифра) и предлагается путем «прибавления» или «убавления» какой-либо ее части (элемента) сделать из нее другую букву (цифру). Дается пример, как это можно сделать. Материал - буквы печатные и рукописные, отдельные элементы - палочки, кружки, полукруги и др. Пример: буква А. 1) Убирается поперечная палочка - получается Л; 2) убирается поперечная палочка и прибавляются две палочки - получается М. Это очень информативный диагностический метод на восприятие и обобщенное знание букв, а также очень сильный метод восстановления знания букв. 6. Зрительно-предметная методика: предмет действия и фон. Методика предназначена для диагностического обследования и для восстановления памяти - запоминания и воспроизведения. В 1-й части опыта испытуемому предлагается для запоминания 3-4 (в зависимости от возраста) предметных картинки (в усложненном варианте - не цветные геометрические фигуры). Затем эти сти-мульные картинки смешиваются с 10 другими (фоновыми) картинками и испытуемому предлагается найти те, которые давались ему для запоминания. Проводится 5 сеансов такой работы, в каждом сеансе стимульные картинки меняются. Следует помнить, что сти-мульные картинки всякий раз после работы с ними откладываются в сторону и в этой части опыта более не используются. 2-я часть опыта сенсибилизированная и направлена на исследование прочности запоминания, дифференцированности воспроизведения и роли гомогенной (однородной) интерференции. Все картинки, которые были стимульными в 1-й части опыта, в этой части становятся и стимульными, и фоновыми. Из них выбирается 3-4 картинки и даются для запоминания, а фоном, из которого надо их выбрать, являются все те же картинки, которые в 1-й части опыта уже были стимульными. Создается конфликтная ситуация при выборе запоминаемого материала. Процесс выбора затруднен из-за наложения (интерференции) одних и тех же картинок. Анализировать надо объем запоминания, точность выбора, если были ошибки, то какие - контаминации, персеверации и др., по какому типу шло смешение - по семантическому, образному или словесному. Все это укажет на механизм нарушения памяти, на топику дисфункции зоны мозга, а также и на методический путь преодоления дефекта. ПРИЛОЖЕНИЕ 4
|