Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Вопрос 1 - Общая теория права как социально-гуманитарная наука




Читайте также:
  1. CASE-средства. Общая характеристика и классификация
  2. Communio. Право на долю вещи и доля права на вещь (реальная и идеальная доли). Правовой режим res communes.
  3. I. ОБЩАЯ ХИМИЯ
  4. III. Государство и муниципальные образования как субъект гражданского права
  5. Negotiorum gestio. Права и обязанности сторон.
  6. Quot; Права человека
  7. Res divini iuris (вещи божественного права) и res humani iuris. Виды вещей божественного права.
  8. Thesauri inventio, условия и правила закрепления права.
  9. V1: Общая теория права и государства
  10. V1: Основы административного права Российской Федерации

Социальные науки изучают стороны экономической, социальной, политической жизни общества, т.е. исследуют общество.

Гуманитарные – изучают результаты деятельности человека, которые сопряжены с целями и ценностями жизни, т.е. исследуют человека.

Соотношение естественных (наука о природе) и социально – гуманитарных наук (наука о культуре). 19в. (Огюст Конт) считали, что все науки должны строится по методу естественных наук. В конце 80-х начале 90-х гг. деятели римского клуба стали считать, самое главное фигура – сам человек.

Каждая эпоха истории имеет свою картину мира, принятую в ту или иную эпоху модель научности.

Различают три типа рациональности:

1. Классический,

2. неклассический,

3. постнекалассический (2 и 3 постклассический).

 

1)Классический – складывается в конце 17 начале 18 в., его формирование связано с первой научной революцией (коперниканской, земля – вокруг солнца Коперник), также связан с формированием механики ( механистическая картина мира).

Характерно: 1. Объект представляется абсолютно доступным для исследования, истина – абсолютно доступна (мы способны познать мир). 2. Субъект должен быть объективным, он исключается, он не внутри общественных отношений. 3. линейный детерминизм – мир подчиняется линейно-следственным связям, представление о том, что объективные закономерности взаимосвязаны. Человек подчиняется объективным закономерностям. 4. Методы универсальны для всех наук, истина – одна.

2)В конце 19в – неклассический.

3)С середины 20 в. постклассический рационализм. Произошло разделение на естественные и гуманитарные науки.

Объект науки и права – это сложная динамическая система, которая склонна к самоорганизации.

Знание – неизбежно-вероятностный характер, поэтому существуют различные исследовательские программы.

Субъект нейтрален, это влияет на выбор темы исследования и полученные результаты.

Современный образ науки – диалогичность, обсуждение проблем в качестве дискуссионных.

Замена признака детерминизма многофакторным детерминизмом, т.е. должны учитывать множество факторов, стремиться к интеграции, те. Различное представление о праве.

Теория государства и права становится социально-гуманитарной наукой, если перестает понимать право лишь как систему нормативных актов, узко-нормативно (Г. Кельзен), а признает социальное происхождение права, с учетом его гуманитарного (основная ценность – человек) измерения.

Ответ на вопрос 2:

Структуру современного научного знания образуют два типа наук:

1. Естественные науки;

2. Социально-гуманитарные науки.

 

Естественные науки изучают явления природы, а также её законы. Т.е. в основе такого типа научного знания лежит наблюдение за объектом (природой).

Социально-гуманитарные науки включают в себя два типа наук, направленных на изучение человека и его деятельности.



Социальные науки изучают стороны экономической, политической, социальной, культурной жизни общества, т.е. исследуют само общество.

Гуманитарные науки изучают результаты деятельности человека, которые сопряжены с целями и ценностями жизни, т.е. изучают самого человека.

Соотношение социально-гуманитарных и естественных наук – в 19 веке считали (О. Конт), что все науки должны строится по методу естественных наук. В 80-90 годах 20 века, члены Римского клуба акцентировали внимание на самом человеке.

Каждая эпоха имеет ту или иную картину мира, ту или иную модель научности (научного познания). Следует различать три типа рациональности:

1. Классический;

2. Неклассический;

3. Постнеклассический (2 и 3 неклассический).

Классический тип формируется в конце 17го в начале 18 века. Его появление связано с первой научной революцией (коперниканской, Земля вращается вокруг Солнца) и механистической картиной мира.

Для классического типа характерны:

1. Объект представляется абсолютно доступным для исследования, истина - доступна (мы можем познать мир);

2. Субъект не учитывается, он как бы отделяется от объекта, субъект должен быть объективным;

3. Линейный детерминизм - мир подчиняется линейно-следственным связям, т.е. объективные закономерности взаимосвязаны;

4. Методы универсальны для всех наук – истина одна.

Далее в конце 19 века – неклассический тип рациональности. Происходит разделение наук на естественные и социально-гуманитарные. В середине 20-го века – постнеклассический тип, для которого характерны:

1. Объект – сложная развивающаяся динамическая система, способная к самоорганизации;

2. Субъект – нейтрален;

3. Замена линейного детерминизма сложным, многофакторным детерминизмом, когда учитываются множество факторов.

4. Происходит различия методов в науках: номотетический (законоустанавливающий) для естественных наук и идеографический (описывающий единичное, индвивидуальное) для социально-гуманитарных наук.

Общая теория права становится тогда социально-гуманитарной наукой, когда право перестает рассматриваться как система нормативных актов, узко-нормативно (нормотивизм, Г. Кельзен), а становится рассматриваться как реальность, возникающая при взаимодействии субъектов, когда в её предмет включаются теоретические знания о связи права с человеком, с миром его ценностей, с обществом. Т.е. признается социальное происхождение права.

 


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 7; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2022 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты