КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 6 - Естественно-правовой тип правопониманияЮснатурализм – естественное ( природное) право. Восходит еще к греческим софистам. Теории естественного права придерживались и Платон, и Аристотель и стоики. В основе юснатурализма – человек как часть природы. Классическая теория естественного права (индивидуалистическая, «третья редакция» естественного права ) сформировалась в 17-18 веках и исходила из посылки, что человек по природе свободен, разумен и равен всякому другому индивиду ( отсюда выводились нормы: уважать чужую собственность, семья, возмещать ущерб и т.д.). Т.о. естественное право отождествляется с правами и свободами человека, которые непосредственно вытекают из его природы. Мера свободы не исходит от Государства, а определяется самой природой человека. Раз все люди по природе равны, разумны, свободны, то право – есть право равенства свободных индивидов. И.Кант рассматривал человека как моральное существо и сам человек способен понять – что хорошо, что плохо и способен определять нормы существования, нормы поведения и свободен выбирать веру, мораль и т.п. «Мера свободы – мера должного поведения, которая коренится в природе самого человека и свободна от самой природы.» Законодатель должен закрепить основные права человека. Естественное право противопоставляется - позитивному. «+»сама идея прав человека; верховенство права над Государством. «-« смешение права и морали ( т.е. справедливость не как юридическая, а как моральная категория). Представители юснатурализма: Софисты, Гуго Гроций ( голланд.), Дж. Локк ( англ., сформировал систему прав и свобод человека, теория разделения властей), Ш. Монтескье, И.Кант, в 20-м веке Ж.Маритен. Ответ на вопрос 6: Естественно-правовой тип правопонимания или юснатурализм – естественное природное право, которое рассматривается как право, изначально принадлежащее человеку (в ранних редакциях – всему сущему, в т.ч. и неодушевленному). Естественное право противопоставляется позитивному праву. Можно различить несколько редакций юснатурализма: 1. Право - разумный закон природы, законы вселенной, которому подчиняется все живое. Восходит ее к греческим софистам. Его придерживались Платон, Аристотель, Цицерон, стоики. 2. Право – божественный закон, это воля Бога, которая находит свое отражения в человеческом разуме и священном писании. Формируется в средневековье. Последователь, великий мыслитель – Фома Аквинский. 3. Право – совокупность прав и свобод человека (индивидуалистическая интерпретация). Такое видение свормировалось в Новое время (17-18 века). Человек здесь по своей природе свободен, разумен и равен всякому другому индивиду. Мера свободы не исходит от Государства, а исходит из самой природы человека. И. Кант рассматривал человека как моральное существо, где сам человек способен понять, что есть хорошо, что плохо и самостоятельно способен определять для себя нормы поведения. Данная интерпретация соответствует классическому типу научной рациональности и доминирует в правосознании Запада и сейчас. 4. Естественное право – это идеал, на который необходимо равняться позитивному праву, т.е. государству, устанавливающему нормы. Данная интерпретация появилась в конце 19 века и представляет неклассический тип научной рациональности. Здесь идеал понимается как набор нравственных требований к действующему в государстве праву. Данный подход доминирует в международном праве. Плюсы: идея прав человека, которые доминирует на волей властных субъектов, Государства; Минусы: происходит смешение моральных норм и права, т.е. справедливость здесь понятие нравственное, а не юридическое. Нет систематизации норм права и их взаимодействия. Последователи: Софисты, Дж. Локк (сформировал систему прав и свобод человека, принцип разделения властей), Ш. Монтескье, И. Кант и др.
|