КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовая система общего права. Англоамерик. правовая система, ее особ-ти.Осн. источник права - судебный прецедент, т. е. нормы, сформулир. судьями в их решениях. «Семья общего права», как и римского права, развивалась на основе принципа «право там, где есть его защита». Это право в основе своей явл. прецедентным правом, созд. судами. Хар-ные черты правопонимания: «Ср-во судебной защиты важнее права», т. к. осн. сложность закл. в том, чтобы получить возможность обратиться в Королевский суд. Судьи «общего права» решают только конкретный спор. В рассматр. семью входят США, Англия, Канада, 36 гос-в - членов Британского содружества. Особ-ти англосаксонской правовой семьи: 1. Отсутствует деление права на публичное и частное. Его заменяет деление на «общее право» и «право справедливости». 2. Нет резко выраж. деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публичнои частноправовые - гражд., торговые, угол., а также по причине отсутствия кодексов европейского типа. 3. Прецедентное право требует от судьи признать обстоят-ва рассматр. дела сходными с ранее решавшимся делом, отчего зависит применение той или иной прецедентной нормы. 4. Проблема соотношения закона и судебной практики в Англии носит специф. хар-р. Действует принцип, согласно которому закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону.
47. Религиозно-традиц. правовые системы: понятие, особ-ти, разновидности. Принципы бывают двух видов: 1)право признается как большая ценность, но оно понимается иначе, чем в странах Запада, имеет место тесное переплетение права и религии (страны мусульм., индусского и иудейского права); 2)отбрасывается сама идея права и утвержд., что общ-ные отношения должны регламентир. только религией (некоторые страны Дальнего Востока, Африки, Мадагаскар). Мусульм.право - это система норм, выраж. в религиозной форме и осн. на мусульм. религии — исламе. Ислам исходит из того, что сущ-щее право произошло от Аллаха. Оно охватывает все сферы соц. жизни. Ислам содержит теологию, которая устанавл. догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить, и шариат, т. е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык «путь следования» и составляет то, что называется мусульм. правом. Шариат основан на идее обяз-тей, возлож. на человека. Последствием невыполнения обяз-тей явл. грех. Индусское право- право общины, которая в Индии, Пакистане исповедует индуизм. Одним из осн. убеждений индуизма явл. то, что люди разд. с момента рождения на соц. иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обяз-тей и даже морали. Оправдание кастовой структуры общества - основа философской, религиозной и соц. системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано соц. касте, к которой он принадлежит. Внешнее китайское право«европеизировалось» и вошло в семью правовых систем, осн. на римском праве. При этом продолжали сущ. традиц. понятия, и именно они преобладали в жизни. Имеется в виду конфуцианство. Законод-во в Китае не может быть реализовано, пока сущ-но не возрастет кол-во судов, судей и адвокатов и не изменится традиц. враждебность к законам. Правовая система Япониив своих осн. чертах сформировалась в эпоху Мейдзи («просвещ. правителя»): «Народ не должен знать законов, но лишь подчиняться им».
|