КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовое гос-во и гражд-е общество.
Правовое гос-во - это форма организации и деят-и гос-ной власти, которая строится во взаимоотнош. с индивидами и их разл. объед. на основе норм права.
Гос-во и общество находятся во взаимосвязи: 1) гос-во явл.инструментом для осущ. суверенной воли общества, всего народа; 2) гос-во реализует свою деят-ть в правовых формах; 3) гос-во связ. с обществом как правами, так и юрид. и соц.обяз-вами; 4) в процессе формир-я органов гос-ной власти на них возлагается ряд закрепл. в Конституции обяз-тей перед обществом, разными соц.структурами, человеком и гражданином. Конституция опред. меру свободы и ответ-ти гос-ва перед обществом, личностью и устанавл. пределы гос-ного вмешат-ва в сферу жизнедеят-ти члена общества, которые не могут быть нарушены без риска утратить гос-вом свою легитимность. Человек явл. не только обязанной стороной, но также обладает правами, которым соответствуют обяз-ти гос-ва, должн. лиц. Гос-во в этом случае явл. гарантом прав человека и гражданина, закрепл. Конституцией, исполняет обяз-ти по их обеспеч-ю. Однако функции гос-ва не сводятся лишь к охранит. Конституция РФ закрепляет соц., эконом.и культурные права человека и гражданина. В соответствии с этим обяз-ти гос-ва перед членами общества носят хар-р не только наиболее общих установок в области соц. направл-ти экономики, но и гораздо более точные юрид.предписания: запрет на использ-е принудит. труда и дискриминацию в трудовых отношениях; бесплатность медиц. помощи в гос-ных и муницип.учреждениях здравоохранения; обязат-ть осн. общего образ-я.
35. Типология правопонимания. Значение типологии обусловл. тем, что именно опред. тип правопонимания опред. парадигму, принцип соответств. философского познания права и гос-ва, собственно теоретико-правовое содержание, предмет и метод соответств.концепции философии права. Легистский тип правопонимания: отождествл. права (как опред. объект. сущности, независимой от воли и произвола офиц. власти) и закона (как принудит.-обязат.установл. власти). Право - это произвольный продукт гос-ва, его приказ (принудит. установление, правило, акт, норма). Для легизма (Т. Гоббс) и в целом "юрид. позитивизма" весьма хар-ны пренебрежение правами человека и гражданина. В этом смысле легизм представляет собой нормат. выражение авторитаризма. Д. Остин в своем труде о "философии позитивного права" хар-вал право как «агрегат правил, установл. полит. рук-лем или сувереном", и подчеркивал: Своим приказом гос-ная власть порождает право». Получается, что подобным приказом решаются задачи не только субъект. хар-ра (формулир-е норм законодат-ва), но и объект. плана (формир-е, создание самого права), а также собственно научного профиля (выявление специфики права, его отл. от иных соц.норм). Поэтому специфика права, под которым позитивисты имеют в виду закон (позитивное право), неизбежно сводится при таком правопонимании к принудит. хар-ру права. Сила (сила власти) здесь рождает насильств., приказное право. Естеств.правовой тип правопонимания: разл.естеств. права и позитивного права. Как естеств. право трактуются такие разл.феномены, как природное равенство и свобода всех людей, естеств. право на неравенство и привилегии, естеств.право людей на достоинство, те или иные неотчужд. права и свободы человека (от отд. таких прав и свобод до соврем.мировых стандартов в этой обл.). Позитивное право рассматр. как отклонение (как игнорир-е, искажение, отрицание) от естеств. права, как искусств., ошибочное или произвольное установл. людей (офиц. властей). Достоинства: поиски объект. сущности права, провозглашение естеств. свободы и равенства всех людей, неотчужд. прав и свобод человека, идей правового гос-в.
Недостатки: смешение права с неправовыми явлениями - моралью, нравств-тью, религией, - с факт.-содержательным, отсутствие четкого формализов. критерия отл. права от всего неправового, невнимание к позитивному праву и отсутствие необход. взаимосвязи между естеств. и позитивным правом). Сущ-ный недостаток естеств.правового подхода состоит в неверной трактовке ключ. проблемы философии права – разл. и соотношения сущности и явления в праве. Предложенное данным подходом разл. и соотношение естеств. права и позитивного права - это не соотношение правовой сущности и правового явления, а противопоставление естеств. права и позитивного права.
Либертарно-юрид. тип правопонимания: В основе лежит принцип формального равенства; вкл.в себя не только понимание права (как сущности права, так и правового явления в форме правового закона), но и правовое понимание гос-ва как институц.-властной формы выражения и действия принципа формального равенства, как правовой формы организации всеобщей публичной власти. Формальное равенство как сущность и принцип права вкл. в себя три взаимосвяз., взаимодополн. и взаимно предполагающих (подразум. друг друга) сост. компонента, три сущностных св-ва права: всеобщую равную меру (норму), формальную свободу всех адресатов этой равной регулятивной меры (нормы), всеобщую справедливость этой одинаково равной для всех формы регуляции.
|