КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семья как социальный институт(СИ) и как малая группа. Трансформация института семьи в современном обществеСемья анализируется как СИ в тех случаях, когда важно выяснить насколько образ жизни семьи, ее функционирование соответствуют или не соответствуют тем или иным современным общественным потребностям. Анализ семьи как соц. института позволяет исследовать:образцы семейного поведения;установившиеся роли в семье; особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачных семейных отношений Понятие соц. института раскрывает значение семьи в широкой соц. перспективе, во взаимосвязи с другими соц. институтами и соц. процессами. Подходы к изучению семьи как соц. института: 1. Эволюционный:Что образует саму семью? Что обуславливает ее уникальность? Что общего присуще различным формам семей? Сущность подхода: рассмотрение универсальности семьи и смены ее форм в истории; сосредоточение внимания на функциях семьи. 2. Функциональный – направлен на поиск общего в разных типах семей; концентрирует внимание на самой семейно домашней жизни, на соц. – культурных функциях семьи как соц. феномена и на взаимосвязях соц. культурных ролей, связанных с браком, родительством и родством. Основоположник: Э. Дюркгейм – обращал внимание на: ·Роли каждого члена семьи в семейной жизни ·Роли мужчины и женщины в семейной аномии Основной вопрос функционализма: Что делает семья? В рамках функционализма выявлено многообразие семейной жизнедеятельности. Большое внимание уделяется анализу исторического перехода семейных функций к другим соц. институтам. В ХIХ веке возникают и другие прикладные (эмпирические) подходы к изучению семьи, перекликающиеся с функциональным подходом, акцентирующие внимание на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях, что, в конечном счете, призвано раскрыть опоры сплочения отдельных семей и самого института семьи. Основоположник: Ф. Ле Пле («чтобы понять общество необходимо понять семью»). Он считал, что внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, одновременно диктующую форму семьи, которая в свою очередь влияет на общественные процессы. В качестве метода: анализ бюджета семьи как качественного выражения многообразия семейной жизнедеятельности. Другая традиция изучения семьи (Джеймс, Кули, Томас, Знанецкий, Пиаже, Фрейд) – взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне первичных межличностных отношений (взаимодействие членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, устойчивость семьи как группы, межличностные коммуникации, межличностное согласие, близость, единство и т. п.) Функции семьи: 1. Специфические: ·Репродуктивная (рождение) – продолжение рода, если общество хочет сохранить себя, оно должно производить новых членов. ·Социализация – дети, рождаясь не сразу осваивают культуру своего общества, посредством процесса социализации они вовлекаются в жизнь общества и именно семья обычно выполняет роль главного передатчика культурных норм. ·Содержание – забота, защита, эмоциональная поддержка: продолжительная зависимость детей от взрослых проявляется в необходимости того, чтобы их кормили, одевали и обеспечивали жильем, вплоть до полового созревания и дальше. Семья является важным механизмом, помогающим индивиду научится завязывать близкие и постоянные контакты с другими людьми. Здоровые отношения в семье способствуют развитию таких чувств как дружба, любовь, защищенность, самоценность, а также общего ощущения благополучия. Эти функции остаются при любых изменениях общества. Рождение детей в семьях может основываться только на личных мотивах людей, но не на принуждении. Задача соц. системы – сохранить специфические функции семьи. 2. Неспецифические: связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи, созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению «Я» каждого, и т.д. В начале ХХ века соц. институты все чаще совмещают с семьей некоторые ее неспецифические функции. У. Огборн: « Теория перехвата семейных функций». П. Сорокин видел негативное воздействие индустриально – урбанистской цивилизации. Уменьшаются и сворачиваются социокультурные формы семьи.
|