Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие этноса и социально-этнической общность




Этнос может иметь различную структуру. Он может состоять из 1) этнического ядра — комп-но живущей на опр-ой тер-ии осн. части э, 2) этн-ой периферии — компактных гр. представителей дан. э., отд-ых от осн-ой его части, 3) этн-ой. диаспоры — отд-ых членов э, рассеяных по тер-ям, кот. занимают др. э. общ-сти.

Подходы: инструменталистский.подход ориентирован на выявление ф-ий, кот. он вып-ет в общ-ве. Эт-сть пон-ся как идеология, соз-ая пол. элитой для моб-ции масс в борьбе за власть. Культ. особ-ти, цен-ти и деят-сть этн-х гр.--орудие элиты для дост-ия своих целей. Поддержка элит массами связана с уд-ем потр-тей инд-да или гр. Констр-кий. э.–процесс соц-го и интеллект-го констр-ия вообр-ых общностей писателями, учеными, пол-ми. Э. опр-ся как общ-ть людей на основе культ-ой самоидент-ции – гл. критерия этн-ти. Пр-ки э. -представление или миф об общей истор. судьбе. Социобио-ое нап-е (Гумилев): Э. -«естественно слож-ся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, сущ-х как стр-ра, противоп-щая себя др. кол-вам». Э. пон-ся как природная общ-ть, сущ-ая в соц. оболочке. Э-сы постоянно вступают др. с др. в контакт, резул-ом кот. м. б. *симбиоз (сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он - наиболее оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.) *ксения (вкрапление этноса в др. этнос) *химера (этническая форма и продукт контакта несовместимых этносов). Мех-м контакта опр-ся 3 пар-ми: соседство, комплементарность (дополн-ть элем-тов), таксономическая иерархия. История чел-ва - это последовательная цепь множ-ых этногенезов (процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования), прич-й кот. явл-ся пассионарные толчки и деят-сть пассионариев. Э. в своем росте и раз-ии проходит неск-ко стадий (молодость- глуб.старость-смерть), что обус-но затратами энергии пассионарности (это непреодолимое внутренне стремление к деятельности, направленное на осуществление каких либо целей). Э. рассм-ся Гумилевым как биопсих-ая прир. общ-ть, подчиненная ест. законам. В конц-ии представлен шир. ест-ый подход, кот. рассм-ет э. как часть биосферы, подчиненную ее ритмам и законам. Соц-ть выступ. не как сущ-ть э., а как форма ограничения его прир. стихии. Прир. сущность чел. при этом не претерпевает изменений. Историко-соц. направление (Бромлей):Э. как соц. общность, глубинно связанную с социально-истор. контекстом. Это реально сущ-е гр. с присущими им чертами, такими как язык, психика, культура, идентичность, отличающими их от др. групп. В зав-ти от сопряженности э. с гос-ом выделяются этникосы (э. как осознанная языково-культурная общность) и этносоциальные организмы (э., сопряженный с государством). «Этническая общность» шире понятия «этнос», т. к. есть еще метаэтносы и субэтносы как специфические этнические общности. Классификации э.: историко-типологический (стадиально-исторический), ареальный, этнолингвистический. В эту классификацию вкл. также «нестандартные» этносы. Понятие соц.-этн. общности:племя, народность, нация, этническая гр. и др. этнические образования людей, возникшие в результате естественно-исторического процесса.Субэтнос-культурно-специфическое внут. подразделение э., образующееся в результате форм-я особенностей самосознании различных частей этнических .Метаэтнос - надэтническое объединение «высшего таксономического уровня», представляющее собой совокупность этносов с общими чертами культуры, общими ценностями, целями развития и единым самосознанием.Суперэтнос – общность людей, сформировавшихся из различных этносов и имеющих общие социокультурные признаки без единой государственности. Национально-этнические группы - это б. гр., вкл. тысячи и миллионы людей, связ-х общ. внешними и внутренними, психологическими чертами; это гр. людей, для кот. хар-на близость языков и нек-х др. особ-ей культуры, родственных по происхождению и сох-ся до наших дней.Исторические формы нац. общностей.3 истор-х типа этноса: 1)Племя – 1я этнич-я общ-ть в истории чел-ва, возникшая после первобытной эпохи, обладавшая устойчивым и четким ед-вом входящих в него членов по происх-ю, к-ре и языку. 2) Народность – 1я этнич-я общ-ть классового о-тва, возн-шая на основе слияния различных племен, объед-х кровнородств-ми и тер-но-соседскими признаками. 3) Нация – форма этнич-й общ-ти людей, истор-ки сложившаяся на основе слияния ранних форм родств-х и неродств-х этнич-х общ-тей на основе общ-ти эк-й ж-ни, тер-рии, языка, психич-го склада, проявляющихся в общ-ти к-ры.Теория этногенеза: Гумилев форм-ет базовые пон., выводит зак-ти, претендующие на роль закона в общ-ом разв-и и обладающие прогностической ф-ей в качестве учения о зак-ях возникновения, сущ-ия, развития и гибели субъектов истор. процесса, вкл. их структурные подразделения. Данная теория пытается выявить осн. движущую силу этого процесса. Маркс делает акцент на произ-ых отношениях, предс-ли технократических теорий — на научно-технической сфере, Гумилев — на чел-ом факторе. Они все анал-ют один и тот же объект по разным основаниям. Поэтому теории не находятся др. к др. в отношении противоречия. Э. культура: это сов-сть цен-ей, верований, традиций и обычаев, кот. руководств-ся больш-во членов данного общества, наз. господствующей, или доминирующей, культурой. Дом. культ. может быть нац-ой или этнической в зав-ти от того, насколько сложно организовано дан-е общ-о и насколько многолюдной явл-ся данная страна. В современной науке -система опр-ых стер-ов, норм поведения членов данного э. Адаптативно-деятельностный подх.- способ деят-ти, система внебиологически выработанных мех-ов, благодаря кот. стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе.Э. стереотип:Процесс форм-ия оц-х суждений развертывается постепенно и завершается появлением этнопсих-их эталонов, кот. передаются из поколения в поколение в виде обычаев, традиций, обрядов, мифов, стереотипов, оценок и т. д.
Э. образ:представляет собой форму краткого описания, в кот. выделяется какое-то одно типическое св-во и кот. основывается на чувственном восприятии представителей др. э.

Ф-ии культуры:"технические" функции культуры: 1) инструментальная);2) нормативная;3) сигнификативная. 4) коммуникативная функция

Взаимодействие культур:особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Выделяют разные уровни: Э. - характерен для отношений между локальными этносами, историко-этнографическими, этноконфессиональными и др. На национальном -регулятивные функции в значительной степени выполняют государственно-политические структуры.Два вида взаимодействия: 1) культурно-прямое(взаимодействуют друг с другом благодаря общению на уровне языка). 2) Косвенное(диалог при этом входит внутри культуры, в составе ее собственных структур.)

Э – пограничная научная дисц-на, изуч.соц.процессы в разных этнич-х средах и этнич-е пр-сы в соц.гр.(пр-т). В этносоциологич-х иссл-ях объект изуч-ся ч/з личность, включ-ю в этнич-ю гр. Этнич-е группы в соц-ч/м понимании - это сегменты, части общ-ва, члены к-рых осознают себя (/считаются с т.зр.других) носителями общей к-ры и обладают чувством солид-ти

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты