КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Игра как существенная сторона культуры претерпевает изменения на разных исторических этапах развития общества.Стр 1 из 24Следующая ⇒ Ий вопрос Игровые основы развлечений и активного отдыха. Игровое начало в культуре. Символическая игра как универсальная закономерность массовой культуры. Изоморфизм (подобие форм) игровых и зрелищных представлений. Зрелищное действо как праздничное состязание и священный ритуал. Праздник как игровой, культовый, зрелищно-действенный аспект культуры. Превращение в празднике свободного времени человека в культурную ценность. Игра как метод вовлечения человека в активное массовое действо.
Игра — одна из первичных форм человеческой активности, важнейший элемент онтогенеза (развитие отдельного человека) и филогенеза (развитие человечества). Функции игры в обществе и отношение к ней служат показателем культурного общественного развития, социальных, политических, идеологических ориентаций. Культ, миф, религия и все формы зрелища уходят своими корнями в феномен игры. Арена цирка, игральный стол, волшебный круг, храм, сцена, экран кинематографа, судное место — все они по форме и функции есть игровые пространства. В целом игра не имеет практической цели и служит для развлечения, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, на музыкальных инструментах). Игра — вид непродуктивной деятельности, смысл которой не в заключительных результатах, а в самом процессе. Игра как существенная сторона культуры претерпевает изменения на разных исторических этапах развития общества. Зрелище— это то, на чем всегда сосредоточено внимание людей, и то, что вызывает их активный интерес. Зрелище всегда являлось своеобразным зеркалом эпохи. По создаваемым праздничным формам можно судить о политической, исторической и духовной жизни общественно-экономической формации, определить идеи, интересы и стремления различных социальных слоев. Зрелище выражает и кризисные явления в культуре. В условиях потребительского общества зрелище становится аспектом массовой культуры, с ее стереотипами, имиджами, ценностями отдыха и развлечения. В отличие от классической культуры, массовая культура обладает по преимуществу компенсаторно-развлекательными функциями. Привлекательность зрелища, его яркость и красочность, внешняя эффективность делают его весьма важным орудием в борьбе за массовое сознание. При помощи эффективного зрелища можно привить стереотипные убеждения, сформировать определенный тип ментальности. Поэтому игра может быть как истоком катарсиса, так и средством рыночного потребления. Когда в обществе превалирует стремление сохранить духовные ценности, смысл игры — не игра, игра осуществляется ради серьезного, обладая символическим смыслом. Игра входит в зрелище генетически и структурно. Как самостоятельное явление зрелище возникло из ритуального игрового действа. Игра, которая осуществляется ради серьезного, нуждается в ритуале. Исторически в условиях господства религиозно-мифологического миропонимания понятия «культ» и «культура» были нераздельны. Латинское cultus (почитать, поклоняться) со временем трансформировалось в культ. Именно поклонение лежит в основе всякого ритуала, что и выступает содержанием зрелища. Культ является самым древним театрализованным представлением, включающим в себя все основные его составляющие: условности, маски или переодевания, музыку, песни, танцы, пышные декорации, коллективные действия. Именно священный ритуал и праздничное состязание — постоянно возобновляющиеся формы, внутри которых культура вырастает как серьезное в игре (Й. Хёйзинга). По сути зрелищное действо выступает как праздничное состязание (праздник, забава) и священный ритуал (культовый обряд). Зрелище является культурно-эстетическим феноменом широчайшего диапазона: спортивные состязания и игровые программы, обрядовые действа и публичные ритуалы, празднества и театрализованные представления—все это зрелище. Для каждой из этих форм характерны свои особенности, хотя сущностное качество остается одно — игровое действо. Не случайно для зрелища в качестве определяющего признака берется синтетичность, поскольку в нем сочетаются все виды искусства; затем — действенность и коллективность как существенные зрелищные признаки и, наконец, эффект соучастия, сопереживания и сотворчества зрителя. Й. Хёйзинга, анализируя роль игры в истории, выводит это понятие из соревнования (агона). Согласно Й. Хёйзинге, вся человеческая культура имеет агональный характер, т. е. построена на принципе состязательности; однако с развитием цивилизации агональный фактор постепенно теряет свое прежнее значение, уступая место «серьезному» — всему тому, что, по мнению Й. Хёйзинги, противостоит игре. Вообще, как отмечает Й. Хёйзинга, любая культурная игра невозможна без соревнования. Соревнование же немыслимо без выигрыша, то есть превосходства над противником, пользы, выгоды. Однако получение преимущества сопряжено с подключением фактора количественной или качественной оценки: больше, меньше, дальше. А оценочность — это свойство ритуала. Следовательно, соревнование, агон, — явление по сути не игровое и может быть принадлежностью как игры, так и ритуала. Причем в ритуальном соревновании «на ход вещей влияет сама победа в поединке».
|