Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Игровая программа и принципы ее построения.




Рационально-процедурный характер современных зрелищ. Разновидности массовых театрализованных представлений на открытом воздухе: орнаментально-декоративные зрелища и сюжетно-образные спектакли. Игровой характер композиции как существенная составляющая сценарно-драматургической основы массовых зрелищ. Театральность и зрелищно-площадная импровизация. Понятие «соучастия в зрелище» (М. Маклюэн).

Художественный объект как идеологическая схема. Суггестивность, однонаправленность восприятия, эмоциональные «подсказки», подбор эмоционально действующих факторов – характерные приёмы конструирования социокультурного зрелищного сервиса.

 

Игровая программа – совокупность некоторых игровых мероприятий интерактивного характера; организация игр, викторин, объединенных в целую программу.

Игра— это катарсис, а массовая культура только маскируется под игру, у нее другие мотивы. Ее цель — рынок. «Безусловно, здесь имеет место творческая игра, но без художнической страсти». Зритель – соучастник, действующее лицо, актёр зрелищного представления. М. Маклюэн под «соучастием в зрелище» имеет в виду имитацию контакта, иллюзию игрового общения рассредоточенной аудитории. Усиление такой иллюзии и есть манипулирование сознанием человека, при котором происходит своеобразная установка на развлекательность и сюжетную занимательность .

Игровая программа – это игровая театрализованная программа, использующая театральные средства (свет, звук, мизансцена и т.п.) и строится по сценарию.

В основе игровой программы лежит сценарий.

Крупной формой современного массового зрелища являются театрализованные представления, которые, в свою очередь, делятся на: спектакли, происходящие на определенной сценической площадке; стадионно-спортивные представления; театрализованные представления на открытом воздухе.
Прежде всего надо указать на различие массового зрелища и театрализованного представления. Массовый праздник, как правило, не предусматривает локальной сценической площадки, в то время как массовое зрелище всегда вписывается в ограниченную сценическую площадку; в массовом празднике участники сами выбирают интересный для них объект, а массовое зрелище сосредоточивает внимание зрителей на заданном объекте; массовый праздник может не иметь временных рамок, тогда как массовое зрелище всегда имеет заранее предопределенный лимит времени. По сути массовое зрелище в свою очередь понятие более широкое, чем театрализованное представление. Зрелища могут быть разножанровыми (цирковыми, эстрадными), не связанными ни единым сюжетом, ни даже темой. Тогда как театрализованное представление создается на основе сценария и имеет свою четкую идейно-тематическую основу. Также очень важным моментом является и тот факт, что праздник предполагает большую инициативу и импровизационный характер участия в нем зрителей, тогда как зрелище разделяется на зрителей и актеров, участвующих в нем.
Представления на открытых сценах, и особенно на воде, — одна из наиболее привлекательных форм массовых зрелищ. Иногда действие развертывается не только на сценической площадке, но и на лестницах, парковых каскадах вокруг фонтанов (представления в Санкт-Петербурге, в Петергофском дворце), ведущих от дворца к сценической площадке. Зрелищу под открытым небом очень помогает сама природа, которая «играет» лучше, чем декоративное оформление.
Все массовые театрализованные представления на открытом воздухе можно условно разделить на две группы: орнаментально-декоративные зрелища и сюжетно-образные спектакли.
Первому направлению присущи яркие краски, богатые костюмы, сложные фигурные перестроения больших масс участников,.создающие калейдоскоп цветных орнаментов, фейерверк светоэффектов. Эти развлекательные зрелища, построенные на чистоте линий, четкости перестановок, синхронности движений, гармонии цвета, света и звука, приятно ласкают ухо и глаз, пробуждают у зрителя светлое оптимистическое мироощущение, чувство приподнятости, торжественности. Вторая группа — это сюжетно-образные представления. Суть их заключается в том, чтобы средствами массового театра создать публицистический, образный, аллегорический спектакль на открытом воздухе. К такому роду театрализованных представлений относятся и мемориальные представления на ритуальных площадках больших скульптурных комплексов («Мамаев курган» в Волгограде, «Пискаревское кладбище» в Санкт-Петербурге, «Самбекские высоты» в Таганроге). В таких представлениях кульминационной частью является обязательное ритуальное действо как носитель основной идеи самого зрелища.
Массовое зрелище на стадионе предполагает не только спортивные состязания, а также эстрадно-концертные и ритуально-обрядовые представления. Используя выразительные средства спорта и искусства, вводя в действие реальных героев и опираясь на конкретные события, факты, документы, спортивно-художественные представления способны более тонко и глубоко решать тематические задачи действия, рассказывая об истории и сегодняшнем дне города-юбиляра, каком-то значительном событии и т.д.

Режиссура театрализованных массовых зрелищ предполагает умение организовать и поставить действо, которое должно быть выражено в яркой театрализованной форме, выявляющей основную литературно-сценическую идею. Сутью театрализации является эстетическое осмысление реальных событий, при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию.

Театрализация — это особый режиссерский прием, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству. В любом случае театрализация предполагает индивидуальное режиссерское решение будущего действа, отличающееся новизной, оригинальностью, экспрессивностью, ибо в массовых праздниках все, что видит зритель, всегда постановочно, то есть исполняется впервые, и должно поражать, либо трогать, либо восхищать.


В специфику режиссуры массовых зрелищ входит работа на открытом воздухе (площадях, стадионах, парках, улицах) при большом количестве зрителей-участников. Поэтому необходима режиссерская трактовка, предполагающая движение зрителей, изменение условий погоды, учитывающая естественный фон: озеро, фасад здания, деревья, скульптурные изображения, фонтаны и т. д.

Отсюда одно из главных качеств таланта режиссера — «чувство зрелищности». Пластическое решение пространства, музыкально-ритмическое ощущение действия, его декоративно-художественное обрамление, активизация огромного количества зрительских масс — все это закладывается в режиccерский замысел массового зрелища. От оригинальности, точности и заразительности (композиционного расположения актера, реквизита, учета естественного фона на огромном пространстве), перевода сценария праздника в конкретно выраженное действо зависит зрелищностъ создаваемого представления.Метод анализа, мзансцена
Задача режиссера в том, чтобы расшифровать замысел драматурга, чтобы быть соавтором в процессе художественного творчества. Выразительными средствами режиссуры выступают мизансцена, атмосфера и темпо-ритм.

Мизансцена — это композиционная организация сценического пространства. Она обязательно исходит от режиссерской идеи.

В «зрелищной» режиссуре режиссер лепит на сцене сочетания человеческих фигур, создает поток непрерывно сменяющих друг друга пластических форм, чтобы передать жизнь во всем богатстве ее пластических проявлений.

Особенно специфично мизансценирование стадионных зрелищ, где необходимо построение с учетом обозрения с четырех сторон.

Выразительное решение действия складывается из пластического сочетания разных точек зрения, на огромном пространстве становится существенным размещение игровых площадок, опорных точек действия, возможности использования воздуха и пр.

Иного пластического решения требует уличное шествие или массовый праздник на площади, где учитываются все выходы — улицы, проходы, проезды и т. д.

Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, номере, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможность органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник. То есть в празднике вы ищете большое количество центров, чтобы дать возможность массе людей, которые приходят сюда, рассредоточиться.

Многоцентровость массовых праздников приобретает особый смысл во время карнавалов, которые требуют простора для проявления веселья, площадок для плясок, аттракционов, свободы для движения людей в объемных театральных костюмах, тем более, если используются «ростовые» куклы; прохождения декорированных машин и всего того, что составляет карнавальное действие.

Образно-пластическое решение театрализованного представления — это одна из важнейших задач режиссуры, а мизансцена — одно из самых мощных выразительных средств режиссуры.

Основное внимание режиссуры обращается на изобразительную часть, в которой актер присутствует в качестве одного из компонентов зрелищности. «Если в театре режиссер ищет индивидуальных актерских действий, движений психологических нюансов, то в массовом празднике чаще всего основным предметом режиссуры является массовое действо. Таким образом, от актера театрализованного представления требуется укрупнение жеста, обостренность и повышенная пластическая выразительность».
Следующим выразительным средством режиссуры является культурно-психологическая атмосфера, то есть та знаково-символическая среда, в которой живет актерский образ (звуки, шумы, ритмы, характер освещения, мебель, вещи и пр.).

Атмосфера зависит от характера событий, от места и времени действия, являясь причиной и следствием этих событий.

Особый характер постановочного решения массовых зрелищ предполагает и необычный характер декораций и реквизита. Декорации, например, могут быть неподвижными или, напротив, движущимися, укрепленными на автомобилях, мотоциклах, разного рода фурках и т. д. Огромную роль при создании атмосферы играет звук и свет, с помощью которых можно выразить практически любую идею. Естественно, что в масштабах массового зрелища они требуют инженерного решения, особенно когда необходимо создать так называемый эффект присутствия.

Изобразительность зрелища получает выразительный характер и путем использования цветовой гаммы, обуславливающей ассоциативность зрительского восприятия. Особенно важно, чтобы изобретенная художником-постановщиком общая стилевая фактура зрелища ассоциативно гармонировала с языком режиссера, особенностями авторского замысла.

Таково же значение музыки в создании атмосферы массового зрелища. Благодаря своим качествам — эмоциональности, выразительности — музыка является носителем нескольких функций: прежде всего это фон; затем это и самостоятельно созданный образ и, наконец, это возможность участия в конфликте действия.

Если в театральном спектакле музыка играет вспомогательную роль, то в театрализованном празднике музыка становится едва ли не основным связующим все эпизоды компонентом представления.

Таким образом, атмосфера жизни массового зрелища зависит от визуальной и музыкальной форм, созданных в соответствии с замыслом режиссера, само зрелище являет собой синтетический культурно-эстетический образ действия участников-зрителей, состоящий из разных видов искусства, что и является специфической чертой массового зрелища.
Режиссерский метод создания зрелища имеет структурный характер, постановка каждого спектакля — это полифония всех частей зрелища, условного по своей природе и безусловного в своем выражении. Еще одной из непременных особенностей театрализованного массового зрелища является необходимость острой смены темпа и ритма внутри каждого эпизода и в самом действии в целом.
Такое выразительное средство режиссуры, как темпоритм, вбирает в себя скорость и частоту повторения сцен или событий во времени.

В режиссуре массовых зрелищ, обращенных к большим общностям людей, решающее значение приобретает умение организации массы людей..
Зритель в массовом зрелище является его соучастником, действующим лицом, актером, несущим определенный образ-маску, потому что в основе любого зрелища лежит игра, призывающая принять ее условия и начать действовать.
Существенной составляющей сценарно-драматургической основы массовых зрелищ является игровой характер композиции.

Драматургия массовых зрелищ, впитав в себя все законы высокой классической драматургии (действующий характер событийного развития, острый конфликтный сюжет, точное композиционное построение с выходом на главную авторскую идею — основную мысль драматического произведения), тяготеет к таким признакам драмы, как массовость, игровой характер, импровизация, в основе которой «маска» и сюжет, который создается на основе некой литературной «канвы» — сценария — и строится методом художественного монтажа с использованием практически всех изобразительно-выразительных средств искусства (слово, пластика, музыка, танец, буффонада и т. д.)


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 1710; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты