КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Игра как священный ритуал.В жизни древнего человека игра имела сакральное значение. «Играть» — значило воистину быть, не только реализовывать свою собственно человеческую сущность, но вступать в связь с Космосом. Сопричастность к Великому Космосу и Времени особенно характерна для культовых действ — ритуальных игр, при совершении которых происходит своего рода обновление души и соприкосновение с Вечностью, за которой стоят предки, нормы и законы жизни, когда-то установленные прародителями. «Ритуальный праздник справляется в пространстве-времени мифа и имеет своей функцией возрождение реального мира... Первобытный век — одновременно и по одинаковым причинам кошмар и рай — предстает как тот период и то состояние творческой мощи, из которых возник теперешний мир, подверженный ветшанию и находящийся под угрозой гибели. Соответственно новое рождение, новое погружение в эту вечность, которая всегда с нами, в этот источник молодости с вечно живой водой дает миру шанс омолодиться и обрести жизненную полноту и силу, чтобы противостоять времени на протяжении нового цикла» . Таким образом, это и есть основная функция, которую выполняет священный праздник, ритуалы которого можно охарактеризовать как актуализацию первоначального творческого периода. Ритуал — церемониальные действия, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический характер и, как правило, социально санкционированы. Это традиционный культурно стандартизованный набор действий символического характера, использующих зачастую священные объекты и предполагающий своим результатом общий эмоциональный подъем участников. В случае, если речь идет о магическом ритуале, его участники верят, что ритуал сам по себе способен вызвать определенные результаты — изменения внешней среды. Однако, в отличие от церемонии, имеющей социальный характер, ритуал религиозен и может быть коллективным или индивидуальным действием. Ритуалы могут быть классифицированы на кризисные, календарные, родственные, тендерные и пр. Но главной особенностью любого ритуального действа остается его символический характер. Символ — это своеобразный пароль культуры. Одновременно надо учитывать, что игра с древнейших времен оформляла культ, обряд, системы ритуальных действий. В течение многих веков массовые народные игры, возникшие как ритуал или в ритуале сохранившие свое место в культуре, являлись центральной частью народного праздника. Ни одно историческое описание ритуального действа не обходится без упоминания входящей в него игры или игрового состязания, то которое, в общем составляет ритуальную сущность. Поэтому можно определить ритуал как символическое игровое действие в культуре. Примером ритуальных игр могут быть афинские состязания, римские гладиаторские бои, германские бахвальства и поединки. «Например, на Афинских антес-териях устраивали своеобразное состязание: «Каждый обязан обжираться до предела, набивать себе брюхо как тупой бурдюк. Другая сторона ритуальной неумеренности проявляется в ее традиционно преувеличенных описаниях: жертвенное расточение собранных припасов сопровождается состязанием в похвальбе и вымыслах». Известно, какую роль играли поединки в бахвальстве на пирах и попойках у древних германцев, кельтов и многих других народов. «Чтобы обеспечить себе изобильный урожай в будущем, нужно без счету тратить содержимое закромов, а на словах — еще больше, чем на деле. Для этого затеваются разорительные состязания: кто делает самую большую ставку в этом своеобразном пари с судьбой, чтобы заставить ее вернуть полученное с процентами. Данные состязания неумеренности являются своеобразным ритуалом, который через прочность, через кощунство и разум приведет к дальнейшему очищению и благополучию»131. «Особенно характерными ритуальные игры были для Древнего Рима. Римские власти весьма предусмотрительно превращали своих идеологических противников христиан в предмет коллективной зрелищной игры, делая их жертвами гладиаторских боев или стравливали с диким животным. Метаморфоза гладиаторских боев — от ритуального умерщвления, жертвоприношения духам предков до превращения в «народный праздник смерти» — еще раз демонстрирует общую историческую метаморфозу игры: от ритуала к игре, от обрядовой игры в собственно игру». Ритуал заражен игровым началом, схема ритуала практически всегда подчиняется логике игры, но существуют и некоторые отличия, делающие эти формы человеческой деятельности весьма специфичными по отношению друг к другу. А.К. Байбурин, рассуждая о феноменальных свойствах игры, указывает, что в отличие от ритуала игра не имеет жесткой ситуативной привязки, дает возможность выбора (играть или не играть) и импровизации, имеет иную прагматическую направленность (не внешние, а внутренние цели — «сам процесс игры», который, конечно, может быть интересен внешним наблюдателям, зрителям) и способ трансмиссии (не заучивание, а использование правил). Праздник как символическая игра. Сопоставляя праздник и игру, можно отметить, что праздничная атмосфера колеблется между серьезным и игровым, строго определенным и произвольно свободным. Если в обыденной жизни практическое и игровое действия разделены между собой, то праздник такого разделения не знает, так как в нем всегда есть условный, символический, обрядово-зрелищный момент. Праздник есть перевод на язык игровых правил (ритуалов, обрядов, символов) наиболее существенных переломных моментов человеческой жизни! Участникам праздника предлагается особый тип поведения, при котором каждый должен быть хотя бы немного актером и принимать условное действие всерьез. Игра всегда действие, в которое вовлечены играющие. Однако, испытывая непосредственные переживания, связанные с участием в игре, наслаждаясь самим ее процессом и результатами, участники испытывают и эмоциональные переживания, вызываемые, в частности, зрелищностью игрового действия. Само это игровое действо в условиях массового праздника может выступать для одних в качестве непосредственного активного занятия, для других — в форме зрелища. Игра может быть методом вовлечения человека и в более активное массовое действо, соответствующее его устремлению в том или ином празднике. Празднуя значительное историческое событие, человек как бы вновь переживает его, идентифицируя себя в какой-то степени с героями события, воссоздавая их в своей памяти и в игровом театрализованном действии. Театрализованное игровое действо может быть чрезвычайно важной, активной частью любого массового праздника и во многом способствует его успеху. Несомненно, игра во всех своих формах выступает как исключительно важный элемент многих праздников; более того, праздник сам создает собственные специальные виды развлечений, игр, состязаний, а также включает в свой сценарий на протяжении всей истории своего развития забавы, возникшие из ее рамок. Для европейской культуры особое значение, как уже говорилось выше, имеет традиция праздников Древней Греции, в которой состязания (agon) и зрелища, праздничные игры приобрели исключительный характер. Эти игрища, в том числе и Олимпийские игры, были ликвидированы лишь с победой христианства и возобновлены в 1896 году, но уже совершенно другого характера, хотя и остались некоторые ритуальные моменты прошлого (зажигание огня на горе Олимп). Забава, игра, состязание — все это было органической частью праздника, постоянно развивающейся, но всегда тесно связанной с культом: «Итак, между праздником и игрой, по самой их природе, существуют самые тесные отношения. Выключения из обыденной жизни, преимущественно, хотя и не обязательно, радостный тон поведения (праздник может быть и серьезным), временные и пространственные границы, существование заодно строгой определенности и настоящей свободы — таковы самые основные социальные особенности, характерные и для игры, и для праздника». Сегодня педагоги отмечают сокращение реальной игровой деятельности подростков. Значительно меньше стало спортивных площадок во дворах домов и стадионов в городах и поселениях, меньше играют в подвижные игры (прятки, «казаки-разбойники», «вышибалы», редко во дворах скачут девочки, играя в «классики» или со скакалкой). .). Но участие в игре может реализоваться на бытовом уровне. Появился новый тип игр - «ролевики», «этно». Участники этих действий выбирают какой-либо сюжет: литературный (например, по мотивам Дж.Р.Толкиена, хотя подобная игра может строиться на любой литературной основе) или исторический (в основном это история древних славян, варягов и скифов, средневековые сюжеты и т.п Выбрав ту или иную роль, ролевик должен в нее вживаться, создавать внешний облик с большой степенью точности (вплоть до технологий изготовления и материала, из которого воссоздается одежда, орудия труда и вооружение), создавать свой сюжет игры, воссоздавать речь, строить диалоги и взаимоотношения с другими персонажами. Игра ведется повседневно, в свободное от работы и учебы время, в доме, в квартире или в клубах, где собираются участники игры. Время и место сбора предварительно оговариваются. Игра не может осуществляться по принуждению. Возникает сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок принимает на себя и выполняет роль, соответствующую каким-либо действиям взрослых. Дети, предоставленные сами себе, объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в своих чертах общественные отношения и трудовую деятельность взрослых. Развиваются и игры взрослых. Некоторые из них, например, шахматы, возникли много веков назад и дожили до наших дней. Другие, в том числе многие спортивные игры, например, футбол и хоккей сформировались лишь в Х1Х-ХХ веках. На определенных этапах из игры выделились театр, эстрада, профессиональный спорт и т.д. Игра становится искусством и спортом, искусство, спорт становятся специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд. Играющим, т.е. действующим в игре-искусстве актером или в игре-спорте спортсменом являются лишь немногие люди. Среди взрослых только они сохраняют за собой эту привилегию, поднимая ее на новую ступень, привилегию, которой в детстве пользуется каждый, -принимать на себя всевозможные доступные воображению роли и воплощать в своей собственной деятельности их многоликую жизнь; остальные участвуют в игре в качестве зрителей, переживая, но не действуя; не действием, а мечтой они входят в ту или иную роль, что тоже требует более или менее высокого уровня развития. Другой вариант участия в ролевой игре - театрализованные акции, которые готовятся порою целый год (создается сценарий, строятся декорации, возводится целая крепость, город, дворцы с максимальной возможной степенью приближения, возможной в подобных сооружениях; на такие акции собираются ролевики определенных направлений из всех частей страны). Игра может быть открытой, с участием зрителей, всех, кому интересно это действо, с продажей билетов, сувениров или изделий мастеров, работающих здесь же. Может быть и закрытая игра, которая предполагает глубокое погружение в эпоху или сюжет, когда присутствие посторонних или непосвященных может расцениваться как вторжение и разрушение контекста игры. Ролевая игровая деятельность фактически стала отдельной субкультурой и не только молодежной, но и представителей более старших игровых групп. Социальные психологи и педагоги неоднозначно оценивают эту игровую деятельность: и как неформальное молодежное движение, и как альтернативные социальные группы, а порою и как форму девиации (если отмечается отказ от деятельности, соответствующей реальному времени -«заигрывание», слишком глубокий уход в роль, сходный с психически аномальным состоянием). 1 Ролевые игры объединяют около 100 тысяч людей в России, развивая культурный и творческий потенциал молодежи, интерес к истории и культуре, физическую форму - содействуют многогранному развитию личности. Общественные объединения ролевиков: «Межрегиональная общественная организация «Игры будущего»», в который входят региональные организации (например Творческий Клуб МГУ «Золотые Леса», Клуб «Легенда» г. Ступино и Др.); Фонд поддержки ролевых игр и исторической реконструкции; Общество образовательного и творческого досуга. Выходит собственный журнал «Мое королевство». Подробнее о ролевых играх можно узнать на сайте http://www.rpg.ru. Ролевая игровая деятельность распространена в основном в больших городах и вызывает разное отношение как властей, так и жителей. Власти обычно демонстрируют негативное отношение к закрытым или герметическим играм, мотивируя затруднениями контроля над ситуацией. Впрочем, эти трудности вполне преодолимы, запреты же становятся частью общей запретительной тактики по отношению к молодежи в целом.1 Этно-фестивали и открытые игры встречают разное отношение - от запретов, мотивированных опасностью воссоздания средневековых сражений, турниров, боев и парных поединков, до включения этих акций в состав туристических достопримечательностей или в контекст историко-патриотического воспитания молодежи. Безусловно, безопасность таких акций должна быть на высоте. В печати периодически встречаются сообщения о несчастных случаях во время проведения ролевых игр. Но это не повод их запрещать. Гораздо разумнее сотрудничать с такой разнообразной группой как участники и организаторы ролевых игр, тем более что многие из них готовы к такому сотрудничеству. Однако эта ниша в работе с подростками и молодежью практически пуста. Важно лишь не превратить ролевые игры в формальный придаток воспитательной работы с молодежью или придаток политических игр. Нельзя при этом не признать, что увлечение ролевыми играми способствует познанию литературы, истории, культуры своего народа или других народов мира, а также соответствует таким направлениям в развитии науки как история повседневности или прикладная археология. В последнее время широкое распространение получили «военные» игры - пейнтбол, стрейкбол. Удовольствие это не самое дешевое, участвуют в этих играх в основном вполне взрослые и обеспеченные люди. Подростковыми эти игры не назовешь, хотя по существу они повторяют
|