Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



III. Тезаурус по литературе




Читайте также:
  1. А - утверждению соц. реализма в литературе и искусстве;
  2. Алгоритм написания развернутого конспекта урока по литературе
  3. Анализ современных программ по чтению и литературе
  4. Билет 17.Движение декабристов и его оценка в исторической литературе.
  5. Билет 8. Царствование Ивана IV Грозного и его оценка в исторической литературе.
  6. В юридической литературе выделяют три вида единых сложных преступлений: составные, длящиеся и продолжаемые.
  7. Вопрос: Понятие о детской литературе и детском чтении. Основные функции книг для детей. Требования, предъявляемые к литературе для дошкольников
  8. Двухродовые формы в литературе
  9. Закономерности смены школьных программ по литературе.

Агиография (от греч. harios святой и grapho – пишу) – жизнеописание святых в средневековой христианской литературе.

Академическое издание – издание, содержащее научно выверенный текст, комментарии, научный аппарат.

Акт (от лат. actus – поступок) – законченная часть драматического представления.

Аллегория (от греч. allos – иной и agoreuo – говорю) – литературный прием, средство усиления поэтической выразительности, основой которого является изображение отвлеченной идеи через образ, понятие, мысль.

Аллитерация (от лат. ad – к, при и littera – буква) – прием звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков (преимущественно в начале слов).

Аллюзия (от лат. allusio – шутка, намек) – одна из стилистических фигур в художественной литературе, основа которой заключается в упоминании общеизвестного реального политического, исторического или литературного факта, события, произведения.

Амфибрахий (от греч. amphi – кругом и brachys – краткий) – в силлабо-тоническом стихосложении трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Анакреонтическая поэзия (по имени древнегреческого поэта Анакреонта) – легкие, жизнерадостные лирические стихотворения в шутливом, непринужденном тоне, воспевающие любовные утехи, дружеские пирушки и легкомысленное отношение к жизни.

Анапест (от греч. anapaistos – обратный дактилю, буквально – отраженный назад) – в силлабо-тоническом стихосложении трехсложная стихотворная стопа с ударением на третьем слоге.

Антитеза (от греч. antithesis – противоположение, противоречие) - стилистическая фигура, основанная на сопоставлении или противопоставлении контрастных понятий, образов.

Антология (от греч. anthologia – собрание цветов) – сборник избранных произведений нескольких поэтов.

Баллада (от прованс. ballar – плясать) – лирический жанр, возникший в XIV – XV вв. во Франции, опирается на легендарно-исторический или фольклорный материал.

Барокко (в пер с итал. Barocco – вычурный, причудливый) – стиль искусства. В русской архитектуре нач. XVII – сер. XVIII в. стиль выражен светски-нарядными многоярусными церквями и зданиями с резным белокаменным декором, для литературы характерны жанры церковной проповеди и школьной драмы.



Вестник – тот, кто приносит какие-нибудь вести; персонаж античной драмы, сообщающий о важных действиях последующих сцен и дающий им оценку.

Вечные образы – мифологические и литературные персонажи, собравшие духовную глубину и художественную обобщенность всечеловеческого значения.

Виды искусства – многообразные формы художественного освоения действительности (изобразительные – скульптура, живопись, пантомима, драматический театр; выразительные – архитектурные, орнамент, музыка, балет).

Водевиль (от фр. Vaudeville) – один из жанров драматического произведения, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой.

Всемирная литература – мировая литература, мировой процесс в масштабе всемирной истории.

Вставная новелла – законченный рассказ, включенный в прозаическое произведение, но не связанный с ним сюжетно, содержит существенную для произведения в целом мысль, не выявленную в ходе основного повествования.

Гипербола (греч. – преувеличение) – художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств предмета для создания художественного образа.

Градация (от лат. gradatio – постепенное повышение) – особо зафиксированный оборот речи, применяемый для повышения экспрессивности высказывания или, наоборот, для ослабления силы выразительных средств художественной речи.



Дактиль (от греч. daktilos – палец) – стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с акцентным ударением на первом слоге.

Двухсложные размеры – в силлабо-тоническом стихосложении – ямб и хорей, ритм которых строится на замене ударных слогов безударными.

Действие – часть драматического произведения.

Декаданс (от франц. decadence – упадок) – культурный регресс, кризис; антиреалистическое направление в искусстве конца XIX – нач. ХХ века, характеризующееся индивидуализмом, пессимистическим настроением, амбивалентным переживанием отвращением к жизни и утонченным наслаждением ею.

Диссонанс (франц. dissonance – разнозвучие, нестройное звучание) – неточная рифма, построенная на совпадении согласных звуков и несовпадении ударных гласных.

Драма – (от греч. drama – действие) – род литературных произведений, который принадлежит и театру, и литературе.

Жанр (от франц. genre – род, вид) – тип художественного произведения, заключается в единстве свойств композиционной структуры, его формы и содержания с характерными сюжетными и стилистическими признаками. Жанры выделяют на основе принадлежности определенному роду и по преобладающему эстетическому качеству.

Женская рифма – вид рифмы, расположение ударений в рифмующихся словах на предпоследнем слоге.

Жития святых (от греч. hagios – святой, grapho – пишу) – один из основных литературных жанров средневековья, содержащий биографии светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью, сложились на основе писаний о христианских мучениках в Римской империи.



Завязка – начало какого-нибудь действия, события, произведения, является основой сюжета и определяет последующие действия произведения.

Замысел авторский – задуманный план действий, набросок произведения, заложенный в произведении смысл, идея, в которых проявляется особенность мировоззрения и таланта автора.

Заумный язык, заумь (термин ввел В. Хлебников в начале 1920-х гг.) – речь без смыслового значения.

Звуковая организация речи, фоника – отрасль поэтики, основным элементом которой является звуковой повтор (аллитерация, ассонанс).

Изобразительные средства – способы воссоздания действительности в художественном произведении.

Импрессионизм (от франц. impression – впечатление) – художественное направление в искусстве последней трети XIX – нач. ХХ века, сложившееся во французской живописи (название произошло после выставки К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце»), в основе – стремление к изображению естественного и непредвзятого реально запечатленного мира в его подвижности и изменчивости.

Инверсия (от лат. inversio – переворачивание, перестановка) – стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи.

Интонация (от лат. intono – громко произношу) – основное выразительное средство звучащей речи, совокупность звуковых средств языка.

Интрига (от лат. intrico – запутываю) – сложное и напряженное сплетение действий персонажей, преследующих свои цели посредством изощренных уловок, козней и сокрытия намерений.

Ирония (от греч. eironeia – притворство, насмешка) – иносказание, выражающее насмешку или лукавство, когда слово или высказывание в контексте речи обретает значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение, чем больше противоречия между ними, тем сильнее ирония.

Катарсис (от геч. catharsis – очищение, освобождение души и тела от вредных веществ) – цель трагедии, как сформулировал ее Аристотель в «Поэтике» - очищение духа при помощи «страха и сострадания».

Катастрофа (от греч. catastrophe – поворот, переворот) – период в жизни героев трагедии или драмы с характерным кризисным положением действий.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII – нач. XIX вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства. Как целостная художественная система сложился во Франции в XVII веке в период укрепления и расцвета абсолютизма. В XVIII веке был связан с Просвещением, основывался на идеях философского рационализма, представлениях о разумной закономерности мира, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов. Эстетическое обоснование получил в теоретической поэме Н. Буало «Поэтическое искусство».

Комедия (от греч. comos – веселая толпа и oide – песня) – вид драмы, в котором ситуации и действия представлены в смешных, комических формах.

Комическое – смешное; общественное противоречие, которое в искусстве является объектом осмеяния.

Комментарии – жанр исследования, толкование, разъяснение текста литературного памятника, часть научно-справочного аппарата его издания, излагает ход и результаты критического изучения текста.

Композиция (от лат. compositio – сложение) – построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром; определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс в произведении.

Контаминация (от лат. contaminatio – смешение, соприкосновение) – соединение текстов разных одного произведения, приводящих к созданию нового, ранее не существовавшего текста.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – борьба, противоречие как принцип взаимодействия между образами художественного произведения.

Критика литературная (искусство разбирать, судить) – вид литературного творчества, оценка литературных произведений с точки зрения современности, а также явлений жизни, в нем отраженных.

Кульминация (от лат. culmen – вершина) – момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества.

Лейтмотив (нем. Leitmotiv – ведущий, руководящий мотив) – преобладающее настроение, главная тема, идейный и эмоциональный тон произведения, творчества, направления.

Лирика (от греч. lyricos – то, что поется под звуки лиры) – род литературы, в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому.

Лирическая проза – стилистическая разновидность художественной прозы, которая несет в себе отдельные черты и лирического, и эпического изображения, своеобразно преломляясь в ней, они образуют новое художественное единство.

Лирический герой – образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания.

Литературоведение – наука о художественной литературе, ее происхождении, сущности и развитии.

Манифесты литературные – программные сочинения, формулирующие эстетические принципы литературного направления, течения, школы.

Мелодика (от греч. melos) – система повышений и понижений голоса, используемых при организации стихотворной речи.

Мемуарная литература (от лат. memoria – память, воспоминание) – записи людей о событиях прошлого, которое они наблюдали или в котором участвовали.

Метафора (от греч. metaphora – перенос) – вид тропа, перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Виды метафоры – олицетворение, овеществление, отвлечение.

Метонимия (от греч. metonymia – переименовывать) – вид тропа, в основе которого лежит принцип смежности либо более или менее реальных понятий или связей.

Мистификация (от греч. mystes – посвященный, знающий таинства и лат. – делаю) – сознательное указание ложного авторства в целях противоцензурной маскировки, литературной и общественно-политической полемики или литературной игры.

Мифология (от греч. mythologia – предание, рассказ) – совокупность рассказов, мифов, порожденных народной фантазией, в которых дается в художественной образной форме объяснение различных явлений природы либо осмысление, обоснование явлений культуры или религиозных обрядов.

Модернизм (от франц. moderne – современный) – философско-эстетическое движение в литературе и искусстве ХХ века, философскими истоками которого были идеи Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля, концепции З. Фрейда, К. Юнга.

Монолог (от греч. monos – один и logos – слово, речь) – развернутая речь одного лица, обращенная к самому себе или другим, не зависящая от их реплик.

Мотивировка – художественная обусловленность всех элементов формы, выразительных средств и приемов художественного произведения его идейно-эстетическим содержанием, а также взаимосвязь и опосредованность всех элементов художественной формы, образующих из нее целостную, единую и целенаправленную структуру.

Наперсник (наперсница) – человек, пользующийся особым доверием кого-то; персонаж драматического произведения, близкий главным героям.

Новелла (от итал. novella – новость) – малый прозаический повествовательный жанр литературы, новеллистический сюжет строится на антитезах и метаморфозах, на внезапном превращении одной ситуации в противоположную.

Образ художественный – категория эстетики, характеризующая особый способ освоения и преобразования действительности, отражение человеческой жизни.

Образ автора, образ повествователя – носитель авторской речи в прозаическом произведении.

Ода (от греч. oide – песня) – жанр лирической поэзии, торжественное, патетическое, прославляющее произведение.

Оксюморон (от греч. oxymoron – остроумно-глупое) – художественный троп, сочетание противоположных по значению слов, сжатая и парадоксально звучащая антитеза.

Пейзаж (от франц. paysage, от pays – страна, местность) – изображения картин природы, выполняющие в художественном произведении различные функции.

Персонаж (от лат. persona – лицо, личность) – действующее лицо драмы, романа, повести и других художественных произведений. Термин чаще употребляется к второстепенным действующим лицам.

Портрет (от франц. portrait – изображение) – в литературном произведении изображение внешнего облика героя.

Посвящение – предпосланная произведению авторская надпись с указанием лица или события, в честь которых написано произведение, или с указанием лица, которому оно посвящено или преподносится в дар.

Послание – произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу.

Поэтика (от греч. poietike – поэтическое искусство) – в античную эпоху так называлось учение о художественной литературе вообще; целостная система тех художественных средств, появление которых обусловлено определенными идейно-тематическими задачами произведения или замыслом писателя и характерно для анализируемого жанра или манеры писателя.

Прием – конструктивные принципы организации литературного произведения.

Прототип (от греч. prototypon – прообраз) – реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания того или иного художественного образа.

Псевдоним (от греч. pseudos – вымысел и – имя) – подпись, которой автор заменяет свое настоящее имя и под которым он публикует свои произведения.

Развязка – положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, заключительная сцена.

Размер стихотворный (метрическая схема) – число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.

Рассказ – один из видов эпической повествовательно литературы, малая ее форам – небольшое художественное произведение, посвященное отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события.

Рассказчик – условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении.

Реализм (от позднелат. realis – вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе, его основа – принцип жизненной правды, котом руководствуется художник в своем творчестве, стремясь дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохраняя жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов вечного мира и природы такими, какими они являются в самой действительности.

Резонер (от франц. raisonner – рассуждать) – сценическое амплуа; актер, исполняющий роли рассудочных людей, склонных более поучать, рассуждать.

Ремарка (от франц. remarque – замечание, примечание) – замечание автора текста, уточняющее или дополняющее какие-либо детали (место действия, внешний или духовный облик персонажей, поведение, жесты, интонация).

Реплика (от лат. replique – замечание, возражение) – высказывание действующего лица, ответная фраза собеседника в диалоге драматургического или повествовательного произведения.

Ретардация (от лат. retardatio – замедление) – художественный прием задержки развития действия.

Рефрен (от франц. refrain – припев) – в поэзии повторяющаяся часть куплета песни, обычно ее последняя строка.

Рифма (от греч. rhythmos – соразмерность, сходность) – созвучие концов стихов, отмечающее их границы и связывающее их между собой.

Мужская рифа – ударение на последнем слоге.

Род литературный – «способы подражания» (Аристотель) – эпос, лирика, драма.

Жанр литературный – разновидность литературного рода.

Романтизм – как целостная художественная система сложился на рубеже XVIII – XIX вв., сам термин возник от слова «роман», т.е. имел в виду особенное значение художественного вымысла, произвола.

Сентиментализм (от франц. sentiment – чувство, чувствительность) – художественное течение второй половины XVIII века. Этот тип художественного содержания возникает как результат творческого освоения в искусстве существенной стороны внутренней жизни человека – его чувства, жизни его сердца, сердечных отношений между людьми.

Силлабическое стихосложение – стихосложение, в котором ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено.

Силлабо-тоническое стихосложение (от греч. syllabe – слог и tonos – ударение) – система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места распределений ударений в стихотворных строках.

Символ (от греч. symbolon – условный знак) – самостоятельный многозначно-иносказательный и логически непроницаемый художественный образ, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни.

Сонет (от ит. sonare – звучать, звенеть) – лирическое стихотворение из четырнадцати стихов пятистопного или шестистопного ямба, в котором первые восемь стихов, разделенные на два четверостишия, рифмуются перекрестно или по принципу кольца одной парой рифм, а следующие шесть стихов имеют три пары рифм, которые могут располагаться по-разному.

Стих (от греч. stichos – ряд, порядок, строй) – единица стихотворного ритма, как правило, совпадает со стихотворной строкой, но может быть разбит на несколько графических строк.

Стопа – условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер античного и силлабо-тонического стихосложения.

Сюжет – в эпосе, драме, поэме – ход повествования о событиях; способ развертывания темы или изложения фабулы.

Терцет – строфа из трех стихов.

Трагедия (от греч. tragos – козел и oide – песня) – вид драмы, в основе которого лежат исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, оканчивающиеся чаще всего гибелью героя.

Трагическое – философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся его страданиями, гибелью.

Троп (от греч. tropos – оборот) – употребление слова (высказывания) в переносном значении.

Хорей (от греч. choreios, буквально плясовой) – стихотворный метр с сильными местами на нечетный слогах стиха.

Циклизация произведений, цикл (от греч. kyklos – круг) – объединение ряда произведений на основе идейно-тематического сходства или объединенных самим автором по жанровому, тематическому, эмоциональному признаку.

Экспозиция (от лат. expositio – выставление на показ, изложение) – в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей начало развертывания действия.

Элегия (от греч. elegos – жалоба) – жанр лирической поэзии, посвященный печальным раздумьям.

Эмблема (от греч. emblema – вставка) – иносказание, в котором абстрактное понятие сопоставляется с конкретными предметами, духовное приравнивается к вещественному.

Эпиграф (от греч. epigraphe – надпись) -цитата, изречение, пословица, помещаемая автором перед текстом произведения или его части, поясняющая замысел, главную мысль произведения или его части.

Эпизод (от греч. epeisodion – вставка) – часть художественного произведения (эпического, драматического), имеющая относительно самостоятельное значение.

Эпилог (от греч. epi – после и logos – слово) – завершающая часть произведения.

Эпитет (от греч. epitheton – приложенное) – троп, образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения.

Эпос (от греч. epos – повествование) – повествование о важном для всего народа событий, которые предстают объективно.

Ямб (от греч. iambos – фракийский музыкальный инструмент) – стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха.

 

 


 


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 20; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.018 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты