Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Авторы работ по методике преподавания литературы




(краткие биографические справки, перечень трудов,

основные положения теории)

В развитии методики преподавания отечественной методики выделяется 4 этапа:

I этап – этап споров (предмет изучения, «образование» читателя). Полемика 20-х годов ХХ века: интуитивисты (М. Гершензон), формалисты (В. Шкловский, Ю. Тынянов, Р. Якобсон, Б. Эйхенбаум, Н. Плотников), последователи психологической (психоаналитической) школы (М, Григорьев, И.И. Ермаков), приверженцы классового подхода (В. Переверзев, П. Саккулин).

II этап – собственно филологический (30 – 40-е гг. ХХ в.). Установление классно-урочной системы. Определение места литературы в ряду других искусств. Прослеживается тесная связь литературы с языком. Труды М.А. Рыбниковой.

III этап – этап новой интенсификации преподавания (50 – 80-е гг. ХХ в.). Период научной методики (В.В. Голубков, Н.И. Кудряшов, Я.А. Роткович и др.). Методика преподавания литературы воспринимается как прикладная наука, носящая междисциплинарный характер. Популярны системные исследования художественных произведений.

IV этап – этап максимальной самостоятельности ученика (90-е гг. ХХ в. – наше время). Влияние цифровых технологий. Вариативность образования. Литература должна выполнять не только информационную, но и социальную, и культурологическую (обучение универсальному (образному) языку художественных произведений) функции.

 

 

Буслаев Один из основателей методики преподавания литературы.

Федор В 1838 г. окончил Московский университет, после оконча-

Иванович ния – учитель в семействе графа С.Г. Строганова, вместе с

(1818 – 1897) которым отправляется за границу (Германия, Франция, Италия), где изучает памятники классического искусства.

В 1844 г. издает книгу «О преподавании отечественного языка». Сблизился с кружком московских славянофилов.

С 1847 г. читает лекции по русскому языку и словесности в Московском университете.

В 1860 г. избран членом академии наук.

Читает курс русской словесности Наследнику престола Ни - колаю Александровичу (1859 – 1861).

Избран секретарем Общества любителей древнерусского

Искусства, основанного при Румянцевском музее.

Основные положения методической системы: Текстуальное изучение литературы: прочтение текста с последующим обсуждением. Главенствующий репродуктивный метод (особенно в младших классах). В старших классах – систематическое обозрение истории русской словесности и языка. Основа литературного преподавания – «гейристическая» (эвристическая) беседа.

Из опыта преподавания:Буслаев настаивал, что с самого начала при обучении чтению нужно отходить от принципов механического чтения, для этого необходимо делать логические и вещественные разборы прочитанного (система продуманных разнообразных вопросов). Первично смысловое прочтение текста, вторично грамматическое.

Методические труды:«Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (1861), «Русская хрестоматия» (1870), «Народная поэзия. Исторические очерки» (1887).

 

 

Водовозов В 1843 г.поступил на филологический факультет Петербур-

Василий гского университета, после окончания которого был назна-

Иванович чен младшим учителем варшавской реальной гимназии.

(1825 – 1886) В 1851 г. перешел в 1-ю петербургскую гимназию.

С 1860 по 1862 г. преподавал в Смольном институте.

Основные положения методической системы: Преподавание литературы связано, прежде всего, с изучением самого художественного произведения. Принцип изучения литературы сам Водовозов называл «реальным», противопоставляя его «эстетическому методу». Суть «реального» метода заключалась в сравнении одних произведений с другими по сходству или контрасту (прием активизации читательских ассоциаций). Изучение теоретико-литературных понятий тесно связано с изучением конкретных произведений. В основу изучения произведений кладется идейно-тематический принцип («идею» произведения формирует сама действительность), писательское воображение при анализе не учитывается.

Из опыта преподавания:Аналитический путь разбора произведения – от разбора конкретных текстов к общим суждениям о них. Отказ от готовых разборов по образцу. Учитель таким образом вторично учит читать, т.е. дает основание для критического суждения, что способствует развитию самостоятельного мышления. Условия разбора художественного текста: 1) хорошая литература начинается с классических текстов; 2) произведения должны быть просты по идее; 3) задание должно ориентироваться на возраст ребенка, быть ему интересным. Система упражнений: составление планов прочитанных произведений, пересказ целого/части произведения, разработка тем, сходная с уже известной статьей (например, критическая статья как одно из возможных суждений в отношении данного текста).

Методические труды:«Книга для первоначального чтения в народных школах» (1896 – 20-е изд.), «Книга для учителей» (1879 – 5-е изд.), «Словесность в образцах и разборах, с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии (1878 – 3-е изд.).

 

Стоюнин Учился в лучших учебных заведениях своего времени (Ан-

Владимир ненское немецкое училище, 3-я петербургская гимназия).

Яковлевич Поступил на историко-филологическое отделение Петербу-

(1826 – 1888) ргского университета, после окончания которого почти два

десятилетия преподавал русскую литературу в гимназии, был инспектором учебных заведений, читал лекции в мос ковском Николаевском сиротском университете.

Основные положения методической системы: В трудах Стоюнина методика преподавания литературы впервые представлена системно. Главным является воспитательное значение произведения. В каждом произведении предлагалось выявлять «поэтическую идею», необходимость критического анализа художественного произведения, в единстве содержания и формы. Вопрос – один из основных способов пробуждения ученической активности.

Из опыта преподавания:Вопросов на уроке не должно быть много (второстепенные вопросы могут вытеснить главные), они не должны выходить за границы разбираемого произведения. Учитель разрабатывает на уроке определенную тактику, отражающую учительскую систему преподавания. Теоретические положения определяют пределы чтения. Главный прием – прием сравнения образов по общему основанию (например, Скупого рыцаря и Плюшкина). Письменная работа обобщает выводы, сделанные на уроке.

Методические труды:«Руководство для исторического изучения замечательнейших произведений русской литературы» (1869), «Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам русским и иностранным» (1870), «Хрестоматия к Руководству для теоретического изучения литературы» (1876).

 

Балталон Преподавал словесность в средних учебных заведениях.

Цезарь


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты