Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


РАБОТА НАД ПОДВИЖНОСТЬЮ ГОЛОСОВ




Подвижность голосов в ЭВК отражается в темпе исполнения упражнений и песен. В начале вокальной работы используются умеренные темпы. Затем те же упражнения исполняются более медленно, а затем — более подвижно.

В процессе нарастания темпа упражнений или исполняемых произведений нередко возникает тенденция «смазывания» переходов со звука на звук, так называемое портаменто.

Сначала используются упражнения, где при переходе на другой тон слог повторяется или заменяется на другой (упр. 25), затем — упражнения, сочетающие в себе смену слогов с последующим их распеванием (упр. 26), и наконец, используется чистая вокализация (упр. 27).

Дальнейшие подобные упражнения должны быть составлены по принципу постепенного удлинения музыкальных фраз, что будет способствовать продолжительности фонационного выдоха (например, упр. 28). Постепенное ускорение темпов при этом будет активизировать работу всех голосообразующих органов, что является основой успешного развития подвижности голосов.

При ускорении темпов необходимо помнить правило: чем быстрее темп, тем должно быть легче регистровое звучание голоса за счет меньшей работающей массы голосовых складок.

В заключение надо указать на то, что решение всех перечисленных задач вокальной работы в ЭВК осуществляется относительно одновременно и представляет собой комплексный процесс.

Поскольку певческие навыки, которые при этом формируются, суть рефлексы, то не следует стремиться к большому разнообразию комплекса упражнений, используемых для ежедневной тренировки. Они могут быть и иными, но должны обязательно идти в определенной последовательности. Кроме того, любое даже самое простое упражнение может решать одновременно целый комплекс задач.

Например, упражнение 2 — стаккато на одном звуке: управляет определенной атакой звука; активизирует краевое смыкание голосовых складок; уточняет интонацию; фермата на последнем звуке позволяет выстроить унисона; формирует навык удерживать тон на одной высоте одинаковым по силе голосом или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание; звукообразование на стаккато также тренирует и активизирует дыхательную мускулатуру; формирует правильную артикуляцию того или иного гласного, дает понятие о пении активным звуком с нюансом пиано и т. д. Одно и то же упражнение можно варьировать, разнообразя его исполнение различной динамикой, темпом, звуковысотиым расположением, характером звуковедения, использованием различных слогосочетаний.

Таким образом, важно не количество используемых упражнений, а их определенная последовательность при постепенном усложнении.

В вокальной работе с ЭВК руководитель должен всегда слышать внутренним ухом тот эталон звучания, к которому он в конечном счете хочет прийти. Он должен знать, как этого добиться в перспективе. Попытки добиться во что бы то ни стало всего на одном занятии заранее обречены на неудачу, так как перед певцами неизбежно ставят непосильные задачи. Постепенность, движение от простого к сложному должны стать основными принципами в работе над качеством звука в ЭВК.

 

Практическое приложение к теме

Распевание и вокальные упражнения

 

Любое упражнение данного комплекса подразумевает выработку основных навыков певческого дыхания:

навыка правильной атаки звука,

выработка нужного фонационного вдоха,

ощущения опоры,

приобретение экономного длительного певческого выдоха.

Начальный этап распевания

1. Губы сомкнуты, звук не напряженный, сконцентрированный в одну точку в передней части неба, позади верхних зубов, близкий и яркий по окраске.

цель: Разогрев и настройка голосового аппарата на пение, психологическая настройка. Ощущение свободно резонирующего звука.

2. цель: Отработка мягкой, точной без подъезда атаки, звук у – собирает, ощущение правильного посыла звука – «под передние зубы», в твёрдое нёбо.

3.Упражнение в сдержанном темпе, на хорошей опоре, звуки как бы вытекают друг из друга, они одинаковы по качеству. Звук а открытый, с ощущеним грудного резонирования и воздушного столба.

цель: ровность звука, сохранением единой позиции и формы голосового аппарата, выработка ощущения опоры дыхания.

Развитие звуковысотного диапазона

Отметим, что при исполнении упражнений, основанных на восходящих звуках, во избежание напряжённости звучания верхних звуков не следует перегружать нижние звуки в начале упражнения.

4.Упражнение основано на поступенном звукоряде восходящего порядка. Слог ма можно заменить на другой – более удобный, либо петь просто на удобный звук. (Например, звук у, который можно заменить на о либо а с повышением тесситуры.)

цель: ровный по тембру звук, сохранением одинаковой певческой позиции формы голосового аппарата.

5.Упражнение построено на звуках трезвучего.

цель: ровный тембрально звук, навык чистого интонирования, расширение звуковысотного диапазона на основе выравнивания регистрового звучания голоса. Специфика пения на звук р: сглаживает регистровые пороги, даёт возможность беспрепятственно дойти до крайних нот диапазона, раскрепощают артикуляционный аппарат, кроме того, содержит элементы массажа

6. цель: Та же, что и в предыдущем упражнении, однако более сложное в отношении диапазона, интонационного построения, продолжительности фонационного выдоха, ритмческом плане.

Работа над гласными

7. Атака мягкая, нижняя челюсть свободна, – никакого зажима быть не должно. Гласные а и э, - самые «широкие» и открытые по звучанию, должны звучать в единой певческой позиции.

цель: единую певческую позицию, следить, чтобы всё слоги с разными гласными звучали едино, в высокой позиции, раскрепощение артикуляционного аппарата, нижней челюсти.

8. Звуку «и» - близкий, ему свойственна хорошая ощущаемость резонанса на небном своде, звук у – более глубокий и глухой, нужно «приблизить» его, ориентируясь на резонаторные ощущения звука «и». Но, осветляя его, следить за тем, чтобы он оставался естественным, не вычурным.

цель: выравнивание гласных с сохранением правильной формы голосового аппарата.

9. Упражнение исполняется спокойно, протяжно, на удержанном дыхании.

цель: Нужно следить, чтобы всё слоги с разными гласными звучали едино, в высокой позиции, с сохранением формы голосового аппарата.

Развитие динамического диапазона

10. Для сопоставления неподвижных нюансов – первый раз исполняются меццо-форте, а при повторении — меццо-пиано (слог лёболее открытый, люболее собранный).

цель: овладения нюансами меццо-форте и меццо-пиано.

11. Для сопоставления неподвижных нюансов форте и пиано (на любой слог или звук).Внимание певцов при этом должно быть направлено на то, чтобы тонус мышц голосового аппарата при пении пиано оставался таким же активным, как и при пении форте.

цель: овладения нюансами форте и пиано.

12. Выработка подвижными нюансами в упражнении на долго тянущемся звуке.

цель: овладение подвижными нюансами крещендо и диминуендо.

Работа над подвижностью голоса

13, 14, 15. Сначала упражнения исполняются в умеренном темпе, затем те же упражнения исполняются более медленно, а затем — более подвижно. Упражнения также содержат дикционные сложности.

цель: выработка подвижности голоса, чистоты интонирования, развития звуковысотного диапазона.

Распевания в детском ансамбле

Очень важно уделять внимание эмоциональному настрою детей.

Как и во взрослом ЭВК, распевания следует начинать с упражнения с закрытым ртом – цель та же.

16. Попевку исполнять естественно, ощущение – «на улыбке», следить, чтобы не было зажатости голосового аппарата.

цель: Отработка мягкой, точной атаки, выработка звуковедения легато.

17. Игровая попевка, в которой задействовано исполнение руководителя.

цель: развитие внутреннего слуха, навык чистого интонирования, овладение штрихом стаккато, и сопоставление стаккато и легато.

18.Исполнение скороговорки.

цель: работа над дикционными сложностями,над подвижностью голоса, над интонацией, навык длинного выдоха.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты