КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подбор репертуара и специфика его разучивания.Большую роль в работе ЭВК играет репертуар, определяющий в известной степени творческое лицо коллектива. Поэтому одной из главных задач руководителя нужно считать создание ценного в идейно-художественном отношении и интересного как для исполнителей, так и для слушателей репертуара. При выборе репертуара роль руководителя остается по-прежнему самой ответственной: отобрать необходимое, раскрывающее ЭВК с лучших, сильных сторон, выбрать такой репертуар, чтобы затраченные усилия при его разучивании оправдывались конечным результатом. При отборе руководитель обязан учитывать постепенное совершенствование технических навыков и художественно-исполнительский рост ЭВК. Он должен иметь в виду: ü возможности данного коллектива, ü его качественный состав, ü степень подготовленности. Как бы ни было велико желание руководителя исполнить с коллективом то или иное произведение, он не сможет осуществить его, если исполнительские трудности произведения превышают вокально-технические возможности ЭВК. Трудность произведения определяется такими показателями, как количество голосов произведения, степень напряжения отдельных партий (тесситурные условия), характер мелодии (интонационные и ритмические трудности), стилистические трудности и т. д. Большое значение имеет поэтапность внедрения многоголосного пения – с постепенным нарастанием степени исполнительско-технических трудностей. При подборе репертуара руководитель должен заботиться о его: Ø идейно-художественной полноценности, Ø жанровом и стилистическом разнообразии. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Выбирая произведения для разучивания, руководитель ЭВК должен думать о его художественной ценности. Хорошо развитый коллектив может и должен участвовать в оценке произведений при их подборе. В этом смысле проще всего обстоит дело с известными композициями, написанные и исполненные мастерами своего дела, являющиеся «классикой жанра». Что касается современных сочинений, тут оценки носят чаще всего субъективный характер и не могут быть безусловными, всё зависит от художественного вкуса руководителя. Нередко появляются такие произведения, которые воспринимаются не только слушателями, но даже исполнителями лишь после второго, третьего исполнения. В вопросе выразительности и музыкальности исполнения нет пределов для творческого роста коллектива. Коллектив может постоянно совершенствоваться, искать новые интерпретации, вырабатывать свой собственный исполнительский почерк, развивать, улучшать, совершенствовать свой музыкальный вкус. Для этого не всегда нужно перегружать программу чересчур сложными произведениями. ПРОИЗВЕДЕНИЯ А САРРЕLLА Если говорить о произведениях а сарреllа, то ЭВК должен также владеть навыками данного вида пения. Однако необходимо помнить, что специфика пения без сопровождения в ЭВК отличается в первую очередь наличием технического приспособления, предполагающая умение работы с микрофоном каждого из участников ЭВК, что повышает требования к исполнительским сложностям: ансамбль динамический, ритмический и т.д. Поэтому включать в репертуар ЭВК произведения подобного следует при высоком профессиональном уровне коллектива, хорошей вокально-технической и исполнительской подготовке. О ФАКТОРЕ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ Произведения можно учить по-разному. Многие руководители учат «с голоса», по слуху. Есть другой, длительный путь: стать музыкально грамотным, основательно заниматься сольфеджио, научиться свободно петь по нотам. Нельзя придерживаться только одного из этих методов. При выборе произведения для разучивания следует постоянно иметь в виду, что данная песня может представлять для развития общей музыкальной грамотности сегодня, а что для будущего, и в зависимости от этого строить занятия и репетиции. Может выучить что-либо по слуху с более или менее подвинутым ЭВК, и за это время выработать необходимые для исполнения вокальные навыки, четкую сознательную артикуляцию и прочее. Различные формы и методы образовательного музыкально-теоретические процесса в ЭВК помогают, к примеру сознательному усвоению интервальных соотношений, свободной ориентации в тональностях, гармонических функциях аккордов и их взаимосвязь и т.д. НАКОПЛЕНИЕ РЕПЕРТУАРА Репертуар ЭВК в основном должен состоять из хорошо «впетых» произведений, неоднократно исполняемых в концертах и на репетициях. Тут действует принцип накопления репертуара. С первого же года существования ЭВК создает и пополняет свой «певческий» фонд. Что-то в репертуаре держится дольше, что-то меньше, что-то изживает себя, но основной фонд остается. Идет постоянное обновление репертуара, его количественный рост, совершенствование качества. Следует подчеркнуть, что механическое повторение ранее выученного репертуара не является средством для его накопления. Единственное условие накопления — неустанное совершенствование, поиск новых исполнительских В ЭВК репертуар должен состоять из произведений различной степени сложности. Обязательно наличие в нем и более сложных и более легких вещей. Необходимо чередовать работу над первыми и вторыми. Некоторые песни служат для отдыха ЭВК от напряженной работы над трудными, не сразу поддающимися произведениями, для переключения внимания певцов. РЕПЕРТУАР ДЛЯ ДЕТСКОГО ЭВК При подборе репертуара для детского ЭВК, нужно обязательно учитывать следующие аспекты: Ø доступность технически-исполнительская и художественно-эмоциональная; Ø воспитательный фактор; Ø образовательный фактор. Руководители детских ЭВК при подборе репертуара должны стремиться к тому, чтобы каждое произведение оставляло в душах исполнителей хороший, добрый след. Важно избегать случайных вещей в репертуаре. Выбирая репертуар, а затем исполняя его, нужно воспитывать у детей прежде всего правильное отношение к эстрадному искусству, к его жанрам, исполнителям, и к музыке в целом. Важно, чтобы образный строя произведений в репертуаре детского ЭВК был доступен детскому восприятию. Детям должно быть понятно и интересно то, о чем они поют. Здесь наряду с музыкальной формой произведения огромное значение имеет его текст. Очень важно, нравиться ли он детям или поется равнодушно, без особого вникания в красоту слова, смысл фраз. Нужно ясно себе представлять, какие мысли, чувства он будят у детей. Необходимо иметь песни на разнообразную тематику – яркие, интересные, которые будут воспитывать у детей в первую очередь важнейшие человеческие качества. Необходимо помнить об охране детского голоса. Подбор правильных произведений может по-настоящему помочь развитию голоса ребенка. В то же время ошибки в выборе репертуара приводят к торможению развития голоса, а в самом худшем варианте — к пагубным последствиям для голоса и, естественно, для здоровья.
|