Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Средства художественной выразительности




 

Полноценное, правдивое исполнение вокальной композиции может быть осуществлено лишь при правильном использовании средств художественной выразительности:

Мелодия

Ритм

Темп

Метр

Динамика

Фермата

Фразировка

Цезурность

Тембр

Артикуляция

Рассмотрим выразительные возможности этих средств и приемов и предпосылки их художественно-эстетического воздействия на слушателя применительно к практике исполнительства в ЭВК.

Мелодия – главное средство художественной выразительности. Самым важным в художественном исполнении является умение вокального коллектива оттенять мелодию песни, основной мотив сочинения или его части. Нужно обращать внимание на фактуру, помнить, что мелодия произведения должна быть ясно слышна.

Ритм – соотношение длительностей. Ритм может быть простым и сложным, однообразным и разнообразным, однородным и неоднородным, возможна также полиритмия (одновременное сочетание неоднородных ритмов).

Темп –скорость движения. Темп может быть постоянным на протяжении всего произведения или его части (медленным, умеренным, быстрым) и переменным (возможно ускорение или замедлене). Важнейшим ориентиром точного установления темпа является его метрономическое обозначение.

Темп произведения обозначается специальными терминами, общепринятыми в музыкальной практике. Пишутся они на итальянском или русском языке.

Вот основные:

Рresto — быстро

Аllegro — скоро, подвижно

Моderato — умеренно

Аndante — не спеша, спокойно

Lento, — медленно

Largo – очень медленно

Однако не всегда один и тот же темп сохраняется на протяжении всего произведения. Изменение темпа во время исполнения — важнейшее средство художественной выразительности, можно ускорить темп (ассеllerando) или замедлить (ritenuto или rallentando).

Когда основной темп установлен исполнителями, на его основе выявляются возможные агогические оттенки (небольшие изменения в темпе), исполнение которых ассоциируется с понятием ритмической свободы (rubato).

Метр –порядок чередования сильных и слабых долей. Метры подразделяются на простые (имеющие одну сильную долю – двух- и трехдольные), сложные (состоящие из двух и более одинаковых простых — четырех-, шести-, восьми-, девяти-, двенадцатидольные), смешанные (состоящие из двух и более разных простых — пяти-, семи-, одиннадцатидольные) переменные (чередование различных метров). При этом возможно сокращение числа долей в такте (а11а breve), а также полиметрия (одновременное сочетание различных метров). Возможна также более свободная метрическая организация, в которой отсутствует единого размера.

Понятие динамики в музыке объединяется с понятием нюансировки — это сила звучания и ее распределение.

Неподвижная динамика:

Тихая динамика: р, рр.

Средняя динамика: mp, mf.

Громкая динамика: f, ff.

Контрастная динамика: ff — рр.

Внезапная динамика: sf, fp.

Более крайние градации силы звука (ррр, fff и др.), используются редко.

Подвижная динамика:

Постепенное увеличение звучности (сrescendo).

Постепенное уменьшение звучности (diminuendo).

Такое изменение силы звучания обозначается условными графическими знаками:

Фермата –остановка движения музыки, ставится над нотой или паузой (обозначается значком ) для подчеркивания особого значения конкретного звука, аккорда. Как правило, фермата употребляется в конце произведения и подготавливается замедлением темпа в предшествующих фермате тактах. Иногда ферматой подчеркивается кульминация, реже она применяется в началах произведений: все зависит от замысла композитора.

Мера выдерживания ферматы не имеет какой-то одной определенной нормы и зависит от ее расположения во фразе, музыкального смысла и ряда других причин.

Существует мнение, что фермата вдвое увеличивает длительность ноты или паузы, это не всегда так. Продолжительность ферматы зависит от характера исполняемого произведения, а также от протяженности ноты или паузы, над которой она поставлена. Фермата характерна для пения без сопровождения или в сопровождеии «живых» инструментов.

Фразировка –художественное музыкально осмысленное исполнение отдельных построений (мотива, фразы, предложения, периода), а также разграничение их цезурой или дыханием. Музыкальную фразировку можно сравнить с выразительной речью, в основе которой лежит смысловая логика: отделение одной мысли от другой, акцентирование главного, подчеркнтые логические ударения и т. д.

Верной фразировке, выявлению главного в вокальном исполнительстве помогает логический разбор литературного текста. Обычно стремление выделить главное слово, основную мысль фразы становится определяющим фактором выразительного пения.

Цезурность -система разделительных обозначений, которая имеет различные проявления:

v паузы (включая частные, мелкие разделительные паузы и более крупные, общие — генеральные);

v важным определяющим фактором в вокальной музыке становится дыхание, которое в ансамбле может быть общим для всех партий и индивидуальным для отдельных партий, цепным («непрерывным») и по фразам;

v собственно цезуры (в их узком понимании) — специально разделительные обозначения между музыкальными звуками, фразами, предложениями, периодами (, v).

Тембр

Большое значение в музыкально-слуховом развитии участников ЭВК имеют тембровые представления, то есть умение представить себе окраску и характер звука, отвечающие содержанию исполняемой музыки.

Различные по тембру голоса певцов во время пения сливаются в общий ровный тембр ЭВК. Однако этот тембр может изменяться в соответствии с музыкально-образным содержанием конкретного произведения. Так, очевидно, звуками открытыми, яркими выражается и в пении, и в речи большая радость, гордость, ярость, злость; звуки приглушенные служат для выражения боязни, робости, затаенности, сдержанные чувства обязательно требуют некоторого закрытия голоса, а максимально закрытый, глухой голос применяется для выражения ужаса и большой таинственности. К сожалению, не все коллективы умеют использовать и не в полной мере используют тембровые нюансы, их палитра выразительных средств бывает ограничена.

Тембр можно изменить, изменяя форму рта, перенося точки упора звуковых волн в твердое нёбо. Даже преображение мимики, выражения лица поющего способно повлиять на тембр.

Артикуляцией в музыке называется способ звуковедения (штрихи) и характер исполнения (dolce – нежно, morendo – замирая, sordo – глухо, tranqillo – спокойно, espressivo – выразительно, реsante – тяжело, risoluto – решительно, maestoso – величественно, раrlando – говорком и т. д.) отдельных звуков и их последовательности. В широком смысле под артикуляцией подразумевается в целом выразительность и осмысленность исполнения.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 537; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты