КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО ДИАПАЗОНАРабота над звуковысотным диапазоном начинается обычно с нахождения так называемых примарных тонов голоса. На звук «м» берутся ноты: мужчины — до малой октавы, женщины — до 1-й октавы. Этому должен предшествовать правильный вдох. Пение должно быть на ровном сдержанном дыхании. Дыхание равномерное, без рывков. Зубы разомкнуты, губы лишь слегка прикасаются друг к другу. Следим за оформлением звука. Ненапряженный, сконцентрированный в одну точку в передней части неба, позади верхних зубов, звук должен оставаться близким и ярким по окраске. Если вы ощущаете такой звук в глотке, значит, допущена ошибка в форме аппарата. Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. Особенно следите за тем, чтобы не двигалась гортань и не зажимались мышцы нижней челюсти. Следующий этап распевания имеет целью отработку мягкой, но точной, т. е. «без подъезда» атаки звука за счет легкого, но в меру активного краевого смыкания голосовых складок и мягкого приведения их друг к другу в момент возникновения звука. Этому будет способствовать исполнение упражнений с нюансом пиано или меццо-пиано при звукообразовании по типу легкого стаккато или нон легато (см. упр. 2, 3). Построение последующих упражнений основано на поступенных звукорядах нисходящего или восходящего порядка в зависимости от задачи настроить голоса певцов на звучание соответственно ближе к фальцетному (см. упр. 4) или грудному (упр. 5). Звукоряд последующих упражнений надо постепенно расширять (упр. 6, 7, 8, 9). Нужно заметить, что при исполнении упражнений, основанных на восходящих звукорядах, во избежание напряженности звучания верхних звуков не следует перегружать нижние звуки в начале упражнения. Как правило, у начинающих певцов с повышением тона поднимается гортань, поднимается корень языка, зауживается глотка. Звук становится «зажатым», и чем выше тон, тем больше степень зажатости. Такое пение сопровождается напряжением основания языка и мышц шеи. Старайтесь удержать нужную форму аппарата, но не напрягайте мышцы шеи и подбородочные мышцы. Старайтесь расслаблять их. Далее поступенные звукоряды сменяются упражнениями, построенными на звуках трезвучии. Они имеют целью дальнейшее расширение звуковысотного диапазона на основе выравнивания регистрового звучания голосов. Ранее полученный настрой гортани на определенный режим работы в среднем участке диапазона голосов нужно стараться сохранить и при пении верхних и нижних звуков, на основе слухового контроля руководителя, а так же и самих певцов (упр. 10, 11.) В упражнениях на широкие интервалы мы соединяем два регистра – грудной и головной, смешиваем их. При повторном исполнении этих упражнений целесообразно менять характер звуковедения со стаккато на легато.
|