КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные типы и виды вокальных ансамблей.5. Специфика звукообразования различных певческих манер.Манера, народная, академическая, объединяющие признаки, эстрадное пение и его главной особенностью, специфические признаки эстрадного пения. 6. Специфика звукообразования различных певческих манер.Эстрадные вокально-технические приёмы 7. Специфика звукообразования различных певческих манер.Наиболее типичные недостатки в пении в ЭВК. Воспитание вокально-хоровых навыков.Певческая установка, 8. Воспитание вокально-хоровых навыков. Певческое дыхание, цепное дыхание, твердая и мягкая атака. Приемы звуковедения.
Раздел III. Вокальный эстрадный ансамбль. Дикция
Дикция (греч.) — произношение. Основная задача достижения хорошей дикции — это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Если в исполнении невозможно разобрать слова, то такое пение нельзя считать художественным. В основе формирования правильной дикции лежит правильно организованная работа над произношением гласных и согласных в пении. Основное правило дикции в пении — быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных. Это обеспечивается прежде всего активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата, органы, входящие в его состав (артикуляционными органы): ротовая полость с языком, мягким нёбом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи, называется артикуляцией. Артикуляционные мышцы нужно тренировать в процессе специальных упражнений. Особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба. Для достижения четкости дикции особое внимание следует уделить работе над развитием кончика языка, после чего и весь язык делается более гибким. Также необходимо работать над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости и гортани, подвешенной к последней. Гласные и работа над ними Гласные звуки зарождаются в гортани при взаимодействии голосовых складок и дыхания. Образовавшиеся при этом звуковые волны изливаются через ротоглоточный канал свободно. Формирование согласных звуков происходит иначе. Они образуются в ротовой полости (язык, мягкое нёбо, губы) создают препятствия потоку дыхания и звуковых волн, при этом образуются шумы, которые мы и называем согласными звуками. Гласные звуки имеют ясно выраженный основной тон и потому могут петься. Все это говорит о том, что гласные звуки являются основой пения. Звук, образованный на уровне голосовых складок, индифферентный, не имеет признаков определенного гласного. Преобразование этого индифферентного звука в определенный гласный происходит в надскладочных полостях при помощи специально уложенного для каждого гласного звука языка. Специфика произношения гласных в эстрадном пении заключается в их естественной манере формирования приближенной к речи. Гласных в русском языке десять, шесть из них простые: и, э, а, о, у, ы, четыре сложные — я (йа), ё (йо), ю (йу), е (йэ). Простые гласные С точки зрения работы артикуляционного аппарата, образование того или иного гласного связано с формой и объемом ротовой полости. Звуки у, ы формируются и звучат более глубоко и далеко, чем остальные гласные. Однако эти фонемы имеют устойчивое произношение: в любых словах, в любом положении они не искажаются, в отличие от других гласных. Звуки у, ы труднее поддаются индивидуализированному произношению, чем а, е, и, о. У разных людей они звучат приблизительно одинаково. Выравнивание звука по тембру, а также хороший унисон достигается легче именно на этих гласных (к примеру, после пропевания мелодии песни, например на слоги «лю», «ду» или «ды», последующее исполнение со словами приобретает ровность). Чистый гласный о обладает теми же свойствами, что у, ы, хотя и в меньшей степени; а занимает промежуточное положение между темными у, ы, о и светлыми е, и. Наибольшую открытый в пении – гласный а, так как в произношении разных людей и в различных словах он имеет самое большое число вариантов. У разных языковых групп гласный а звучит по-разному, что следует учитывать при исполнении произведений на иностранных языках. Например, у итальянцев и испанцев а звучит высоко и светло, у китайцев, корейцев и японцев — впереди с носовым призвуком, у англичан — глубоко, а у славянских народов гласный а имеет низкое и грудное звучание. Сложные гласные Йотированные гласные (е, ё, я, ю) – сложные, т.к. состоят из двух звуков, образованных из согласного (см. ниже) “и краткого” и гласных: “э”, “о”, “а”, “у” – “е”(йэ), “ё”(йо), “я”(йа), “ю”(йу). При пении йотированных гласных первый звук мгновенно сменяется вторым, тянущимся звуком. Необходимо следить, чтобы после быстрой смены артикуляции с “и краткого” на основной гласный не искажалось звучание последнего. Применение йотированных гласных способствует созданию более собранного, близкого, яркого и высокого звучания соответствующих простых гласных звуков, а также активизации голосовых складок в момент атаки. При горлении и зажатости эти гласные следует применять осторожно. Влияние гласных на артикуляционный аппарат. Учитывая различное влияние гласных на функцию голосового аппарата, можно определенным образом настраивать его. Например, известно, что и, э стимулируют работу гортани, вызывая более плотное и глубокое смыкание голосовых складок. Их формирование связано с более высоким типом дыхания и положением гортани, они осветляют звук и приближают вокальную позицию. Гласные о, у ослабляют работу гортани, способствуя более краевому смыканию голосовых складок, что приводит к усилению резонирования. Формируются они при явном понижении типа дыхания, затемняют звук, снижают форсировку. Звук а во всех отношениях занимает нейтральное положение; ы округляет звук, стимулирует активность мягкого нёба. Сложные гласные я, ё, ю, е благодаря скользящему артикуляционному укладу поются мягче, чем чистые гласные. Согласные Общеизвестно, что формирование согласных, в отличие от гласных, сопряжено с возникновением какой-либо преграды на пути тока воздуха в речевом тракте. Согласные делятся: 1.по степени участия голоса в их образовании: · Сонорные (полугласные) согласные. На втором месте после гласных звуки: м, л, н, р. Они так называются потому, что тоже могут тянуться и нередко · Звонкие согласные. б, г, в, ж, з, д, которые образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов; · Глухие согласные. п, к, ф, с, т образуются без участия голоса и состоят из одних шумов; глухие согласные на конце слов часто при пении выпадают совсем, поэтому требуют к себе особого внимания со стороны как руководителя, так и певцов, подчеркнутого и твердого произношения. · Шипящиесогласные.х, ц, ч, ш, щ также состоят из одних шумов. 2.по наличию органов, участвующих в их образовании: · губные (б, м, п), требуют активности губных мышц, поэтому могут быть использованы для их тренировки при условии четкого произношения данных согласных. · язычные (д, л, р, т, ц, ч), · нёбные (м, н). 3.по месту образования в ротовой полости: · заднего уклада (к, г), могут помочь при исправлении чрезмерно близкого, “белого” звучания. · среднего уклада (х, ш, р) · переднего уклада (все кроме указанных) уклада.
|