Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Классификация голосов.




КЛАССИФИКАЦИЯ ГОЛОСОВ – определение типа голоса — одна из важных задач вокальной педагогики. Приспособительные возможности голосового аппарата весьма велики, и потому истинная природа голоса часто бывает скрыта, например вследствие подражания любимому певцу. Определение типа голоса производится по комплексу признаков, т. к. ни один из них в отдельности не дает однозначного ответа. К ним относятся:

· Тембр;

· Диапазон;

· способность выдерживать тесситуру;

· место расположения переходных нот;

· строение гортани и размеры голосовых складок (при исследовании голосовых складок надо учитывать не только их длину, но и толщину, массивность);

· телосложение певца.

Когда голос сразу не поддается ясному определению, носит промежуточный характер, целесообразно временно воздержаться от категоричного причисления его к какому-либо типу, выдержать определенный период занятий на наиболее удобном участке диапазона. Для певца крайне важно исполнять репертуар, свойственный его типу голоса. Пение репертуара, применительного к другому характеру голоса, ведет к деградации вокальных данных и сокращает певческое долголетие.

Классификация голосов исторически менялась. В XVI—XVII вв. была установлена определённая классификация, которая сохранилась и до настоящего времени. Подчеркнём, что она характерна в первую очередь для академического пения.

СОПРАНО(от итал. sopra — над, выше). Самый высокий женский голос с диапазоном до 1-й октавы до 3-й октавы. Разновидности – по характеру звучания голоса: колоратурное(голос очень подвижный, легкий, полетный при сравнительно небольшой силе звука, диапазон доходит до соль 3-й октавы); лирико-колоратурное (голос более плотного звучания, но также обладающий большой подвижностью); лирическое (голос менее подвижный, но сильный и теплый по тембру); лирико-драматическое (широкий лирический голос, насыщенный грудным тембром); драматическое(голос очень мощный, на низких нотах напоминает звучание меццо-сопрано).

МЕЦЦО-СОПРАНО(итал. mezzo-soprano от mezzo — средний) женский голос, занимающий промежуточное положение между сопрано и контральто. Диапазон меццо-сопрано — ля малой октавы — ля (си) 2-й октавы. Характерными признаками этого типа голоса являются полнота звучания в среднем регистреи мягкие, глубокие низкие ноты. Меццо-сопрано бывают двух видов: высокое (более легкий звук) и низкое (приближающееся к контральто).

КОНТРАЛЬТО (итал.соntralto-самый низкий женский голос с диапазоном фамалой октавы — фа 2-й октавы. Тембр густой, плотный; диапазон от соль малой октавы до соль 1-й октавы.

ТЕНОР (от лат. tenor — непрерывный ход). Высокий мужской голос с диапазоном до малой октавы — до 2-й октавы. Основные разновидности тенора различаются по характеру голоса: тенор-альтино (с диапазоном до (ми) 2-й октавы обладает светлым тембром, звонкими верхними нотами); лирический(голос мягкого, серебристого тембра, обладающий подвижностью, а также большой певучестью звука); лирико-драматический(ближе по звучанию к драматическому, однако уступает ему по силе звука, по драматизму выражения); драматический(голос большой силы с ярким тембром, иногда по густоте и насыщенности звучания драматический тенор можно принять за лирический баритон).

Различают также характерный тенор, предназначенный для исполнения партий бытового, комедийного плана, с ярко выраженным характерным тембром.

БАРИТОН— (по-гречески barytonos — тяжелозвучный) мужской певческий голос, средний между тенором и басом. Диапазон баритона – ля большой октавы – ля-бемоль 1-й октавы. Различают разновидности баритона: лирический (звучание – светлое, мягкое, близкое к драматическому тенору), лирико-драматический (сильный голос, яркий),и драматический (бас-баритон – голос большой силы, ярко и мощно звучащий на всём диапазоне).

БАС— (итальянское basso — низкий) мужской певческий голос, самый низкий по звучанию, диапазон от фа большой октавы – фа 1-й октавы. Принято подразделять басы на «глубокий» (или бас-профундо) и высокий, певучийбас-баритон (или бас-кантанте). Бас, звучащий ровно и красиво во всем диапазоне и занимающий в этом отношении как бы промежуточное положение между басом-профундо и басом-кантанте, называют иногда «центральным басом». В оперной практике встречается характерный или комический бас (basso buffo).В хорах часто выделяются особенно низким звучанием певцы-басы, которых называют октавистами (нижняя граница их голоса действительно сдвинута на октаву вниз; порой она доходит до фа контроктавы).

Следует отметить, что данная классификация голосов характерна для академического пения в большей степени, нежели для эстрадного. Академическое пение связано с определённым репертуаром, связанным с определёнными вокальными жанрами (опера, оперетта, камерное пение, хоровое пение).

В эстрадном пении, которое изобилует множеством стилей, такую точную классификацию голосов применять не целесообразно. Если и проводить такую классификацию, то нужно брать примеры певцов, работающих в одном определённом стиле (джаз, госпел, поп-рок и т.д.). Очень часто тембровое определение может не соответствовать диапазону, к примеру голос К.Агилеры можно по тембру определить как меццо-сопрано, однако она имеет огромный диапазон. Поэтому эстрадному певцу не следует придерживаться определённых канонов классификации, касающихся к примеру диапазона. Не взирая на тембральные предпосылки, следует развивать свой диапазон и вверх и вниз, то, что потенциально было заложено природой.

Приведём, однако приблизительные примеры классификации голосов в эстрадном пении, опираясь прежде всего на характер и тембр голоса:

Лирическое сопрано: С.Дион, Л.Фабиан, М.Кери.

Драматическое сопрано: Л.Долина

Меццо-сопрано: У.Хьюстон, К.Агилера, А.Кейз, Анастейша.

Контральто: Т.Брэкстон.

Тенор-альтино: Д.Тимберлейк, В.Мелазде,А.Панайотов.

Лирический тенор: Д.Билан, Э.Джон, П.Елфимов, А.Хлестов.

Драматический тенор: Н.Носков, Г.Лепс, Б.Джови.

Баритон: Ф.Киркоров, И.Кобзон.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты