КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Минимальные требования по музыкальной (и нотной) грамоте и сольфеджио в ЭВКЗапись нот. Понятие высотности. Расположение нот на нотном стане в пределе 11/2 октавы в скрипичном ключе (для басов — в басовом ключе). Понятие скрипичного ключа. Добавочные линии. Штили. Название ступеней мажорного звукоряда. Понятие лада. Тон и полутон. Понятие ступени, лада, тоники. Мажорный и минорный лады, разница их интонирования. Повышение и понижение ступеней лада. Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар, и их написание. Ключевые знаки. Понятие о тональности. Тональность до-мажор и параллельная тональность ля-минор. Одноимённые тональности. Знание интервалов, построенных на ступенях этих тональностей. Понятие о длительностях. Четверть, восьмая, половинная, целая.Значение точки и лиги. Пауза. Метроритм. Счетные единицы. Сильные и слабые доли. Такт. Тактовая черта. Затакт. Метр. Размеры двух-, трех- и четырехдольные и их обозначение. Длительность от целой до шестнадцатой. Понятие о темпе. Обозначение темпов и их изменений (русские термины). Обозначение силы звучности от пиано до форте – динамика. Переходы от одного нюанса к другому. Форма. Музыкальное произведение как художественное целое. Деление произведения на части — куплет, запев, припев, вступление, заключение (на материале изучаемых произведений). Руководителю надо быть готовым к тому, что первые занятия в связи с большим объемом теоретического материала займут, естественно, несколько больше времени по сравнению с последующими. Приступая к музыкально-теоретическим занятиям, руководителю следует знать некоторые обязательные требования: 1. Перед началом музыкально-теоретических занятий с коллективом руководитель обязан познакомиться с методикой обучения музыкальной элементарной теории и сольфеджио. Для этого изучить имеющуюся рекомендуемую литературу, организовать приобретение необходимых методических пособий для участников, выработать собственный план работы. Руководитель может вносить свои коррективы в предлагаемую программу: изменять объем отдельных занятий и тем, сокращая или увеличивая их за счет дополнительных заданий на повторение, но при этом обязательна сохранять цельность и методическую направленность музыкально-теоретических занятий. 2. Руководитель должен сам хорошо знать основы музыкальной грамоты и владеть элементарными навыками игры на каком-либо музыкальном инструменте, чтобы при необходимости хотя бы одноголосно подыграть ЭВК на инструменте. Особенно это важно на начальном этапе работы, когда участники еще слабо ощущают функциональную характерность мелодий, трудно переключаются из мажорного лада в минорный и наоборот. 3. Специфика тематического содержания теории музыки и сольфеджио в ЭВК будет определяться необходимостью изучения соответствующего этому направлению репертуара. Так, например, в народно-певческих коллективах необходимо дополнительно изучить темы: джазовая гармония и метроритм, основы импровизации, и т.д. 4. Участники ЭВК должны обладать минимально развитым слухом, хотя бы на уровне умения повторить заданный руководителем звук, мотив. 5. Непременным условием является пение по расписанным партиям, даже в том случае, когда участники ЭВК слабо разбираются в нотной записи, так как зрительные впечатления от графического, наглядного изображения в сочетании со слуховыми навыками дают гораздо больший эффект, и певцы довольно быстро приобретают навык пения нот с листа. В этом случае музыкально-теоретические знания получают добротную практическую поддержку. 6. Специально заучивать названия нот с певцами не надо. Это должно запоминаться в процессе изучения отдельных попевок, мелодий, упражнений, фрагментов из репертуарных произведений, знакомых песенных мотивов, которые обязательно и систематически заранее выписываются на доске, вплоть до того времени, когда учащиеся будут твердо наизусть определять названия нот. 7. Каждый новый навык, полученный во время пения и слушания соответствующего упражнения, обязательно должен находить выход в повседневной исполнительской практике коллектива. 8. Руководитель сам определяет те приемы и формы работы, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям состава его коллектива. Формы работы могут быть различными: слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование известных мотивов, мелодий, примеров из музыкальной литературы с названием нот и с текстом, с сопровождением и без сопровождения, диктант устный и письменный, джазовая импровизация, сочинение вариантов к напевам. В результате занятий музыкальной теорией и сольфеджио у участников ЭВК разовьется ладотональный, интонационный и ритмический слух, появятся навыки взаимосвязи нотной записи, воспроизведения ее голосом и слухового восприятия, контроля, чистого интонирования, свободного чтения нот с листа. Отношение к музыке станет эмоционально-осмысленным, разовьется чувство стиля.
|