Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Самоуправление в ЭВК




ЭВК, являющийся одной из форм общественной деятельности, должен иметь орган самоуправления. Основной задачей органа самоуправления является помощь руководителю в воспитательной и организационной работе, ведущейся в коллективе. Самоуправление — это именно та форма проявления активности певцов ЭВК в общественной работе, которая учитывает способности участников. Надо сделать так, чтобы каждый участник ЭВК как-то проявил себя. Руководитель должен стремиться создать условия, при которых наиболее полно проявляются организаторские и другие общественные способности певцов. Для этого желательно всех участников ЭВК проверить на каких-то простых задачах организационного характера.

В практике можно встретить различные наименования этого органа, но большей частью его называют советом хора. Чётко продуманная структура ЭВК имеет большое значение, предложим примерную структуру совета ЭВК:

· Староста (председатель, уполномоченный, и т.д. (может быть его заместитель – в зависимости от колмчества участников),

· Секретарь;

· Дежурный по аппаратуре и помещению и др.

Практика показывает, что хорошая, четкая работа старосты является самым главным условием успешной работы и совета ансамбля, и всего ЭВК. Функции старосты:

1. Староста должен иметь телефоны, домашние адреса, e-mail певцов ЭВК, в случае необходимости, собрать их в короткий срок (к примеру, вызвать участников на внеплановые репетиции и выступления).

2. Обеспечивает явку на репетиции и концерты участников ЭВК; он должен заранее знать о тех случаях когда кто-либо из певцов будет вынужден пропустить репетицию; в случае неожиданной неявки староста обязан немедленно выяснить причину ее и «не позднее следующей репетиции доложить о ней руководителю. Дело должно быть поставлено таким образом, чтобы ни один пропуск не оставался бы незамеченным. Нужно установить такое положение, при котором уже на следующий день после занятия с пропустившими была бы установлена связь и выяснены причины их отсутствия.

3. Для четкого ведения своей работы староста должен иметь тетрадь, форму которой разрабатывает совет ЭВК, где староста отмечает посещаемость репетиций и концертов.

4. С помощью руководителя и совета ЭВК староста организует на факультете различные формы привлечения в ансамбль, проводит все мероприятия, связанные с этим. Староста разъясняет новичкам правила дисциплины ЭВК.

5. В своей работе староста должен быть тесно связан с администрацией учреждения или организации, которая поддерживает ЭВК.

Секретарь ведет запись концертов коллектива (видео, аудио и т.д.), а также книгу и карточки личного состава, в которые записываются все данные о каждом участнике, собирает, оформляет и хранит все материалы, связанные с деятельностью хорового коллектива (грамоты участия в различных концертных мероприятиях, рецензии из газет, отзывы слушателей, фотоснимки и др.).

Дежурный по аппаратуре и помещению;

1. Отвечает за то, чтобы помещение, где будет проходить репетиция (чтобы было проветрено и т.д.);

2. готовит к работе необходимую для занятий технику (магнитофоны, проигрыватели, т.д.),

3. проверяет наличие и готовность к занятиям музыкальных инструментов, а также до прихода руководителя проверить наличие присутствующих – подготовить всего и всех для начала репетиции.

Руководителю важно самому разобраться, кто из певцов наиболее подходит для выполнения разных обязанностей. В практике можно наблюдать такие случаи, когда орган самоуправления избирается на первом же организационном собрании. Это нельзя считать правильным. Надо, чтобы участники ЭВК лучше узнали друг друга, иначе они не смогут выбрать работоспособный совет. Чем многочисленнее коллектив, тем больше объем работы в нем и тем большее количество участников должно быть избрано.

Значение совета возрастает при поездках ЭВК. В этих случаях каждый из участников имеет свое звено, за которое он полностью отвечает. В свою очередь, демократически построенный актив с разбуженной инициативой может подсказать руководителю совершенно иные решения тех или других проблем.

В работе совета могут принимать участие даже бывшие его участники, а также приглашенные учителя, родители, представители администрации общественных организаций (в зависимости от вопросов, решаемых на совете), заседания совета проходят по необходимости, но не реже 1 раза в месяц.

Содержание и формы художественного работы в ЭВК

В практике функционирования ЭВК наблюдаются чрезвычайно разнообразные формы художественно-воспитательной работы. Они зависят в известной мере от

· местонахождения ЭВК,

· его художественно-исполнительского направления,

· возрастного состава участников и их культурного уровня.

Чaщe всего встречаются следующие формы художественно-воспитательной работы:

1. беседы по изучаемому репертуару;

2. лекции, коллективное чтение статей по вопросам музыкально-общественной жизни эстрадного музыкального искусства;

3. коллективное посещение концертов и спектаклей;

4. коллективное слушание СD и DVD с выступлениями выдающихся мастеров эстрадного пения;

5. встречи с мастерами эстрадного искусства (композиторы, эстрадные певцы, популярные ансамбли и т.д.);

6. организация различных мероприятий в плане отдыха участников ЭВК.

Остановимся на каждом из них в отдельности. Б е с е д ы по изучаемому репертуару являются одной из наиболее распространенных форм художественно-воспитательной работы. Они помогают участникам ЭВК возможно более глубоко понять идейно-художественное содержание изучаемых произведений и почувствовать особенности их стиля. Как правило, руководитель рассказывает участникам коллектива «о содержании произведения, сообщает исторические данные о нем и его авторах». Такие беседы проводятся обычно в самом начале изучения произведения, в дальнейшей же работе они посвящаются выявлению художественных образов и музыкально-стилистических особенностей произведения.

Кроме того, во время изучения хоровых произведений возникает много самых разнообразных вопросов, которые нередко используются как темы для бесед. Беседы, связанные с репертуаром, могут затрагивать отдельные проблемы эстетики, искусства, истории музыки и исполнительства.

Рассматриваемая форма художественно-воспитательной работы проводится почти во всех ЭВК. Качественный уровень ее зависит от квалификации и художественной культуры руководителя хора.

Лекции по вопросам музыкально общественной жизни эстрадного музыкального искусства также широко практикуются в работе ЭВК. Темы их обычно связываются с различными событиями эстрадного искусства (юбилейные годовщины со дня рождения или смерти великих эстрадных деятелей: певцов, композиторов поэтов и т. д., разнообразные концерты мастеров эстрадного искусства, международные музыкально-исполнительские эстрадные конкурсы, гастроли зарубежных исполнителей эстрадного искусства и др.). Эти лекции, расширяя кругозор участников ЭВК, воспитывают у них активное отношение к общественно-культурной жизни эстрадного искусства как в нашей стране, так и за её пределами.

Лекции и доклады на музыкальные темы могут проводиться отдельными участниками ЭВК, руководителем его, а также специально приглашаемыми лицами через дирекцию или правление культурно-просветительных учреждений, при которых работают ЭВК. Наибольшие результаты достигаются в тех случаях, когда лекции и доклады сопровождаются демонстрацией музыкальных произведений силами живых исполнителей, или с использованием СD и DVD.

Коллективное чтение статей по вопросам музыкально общественной жизни эстрадного музыкального искусства – одна из наиболее доступных и в то же время действенных форм художественно-воспитательной работы.

В нашей периодической печати нередко помещаются статьи, в которых затрагиваются самые насущные вопросы эстрадного искусства. Это статьи о творчестве эстрадных деятелей, об исполнительстве, о работе ЭВК и др. Руководителю следует регулярно просматривать журналы и газеты и отбирать из них те статьи, которые могут быть интересны в художественно-воспитательном отношении. Эти статьи нужно прочитывать участникам хорового коллектива, важно, чтобы певцы ЭВК были в курсе всех важнейших событий эстрадной музыкально-культурной жизни.

Коллективное посещение концертов и спектаклей преследует цель удовлетворения эстетических запросов участников ЭВК и воспитания их художественного вкуса. Попутно ставится задача изучения и заимствования исполнительского мастерства.

При организации этих мероприятий в первую очередь следует определить, какие именно концерты и спектакли будут отвечать поставленным целям. Этот вопрос решается в соответствии с художественно-исполнительским направлением ЭВК и теми условиями, которые зависят от местонахождения коллектива. При составлении плана коллективных походов нужно учитывать и предполагающиеся гастроли различных музыкально-художественных сил.

Коллективные походы могут быть проводимы на эстрадные концерты, вокальные и инструментальные (к примеру, джазовые), музыкальные спектакли (мюзикл, рок-опера). При выборе художественно-зрелищных мероприятий необходимо иметь в виду уровень музыкально-культурного развитая участников ЭВК и выбирать такие концерты и спектакли, которые, отвечая воспитательным целям, были бы доступны их восприятию. Важно, чтобы проводимое мероприятие являлось доступным для участников ЭВК.

Помимо концертов и оперных спектаклей, следует посещать музеи, художественные выставки, а также и кинокартины такого типа, где ярко используется популярное пение (киномюзиклы).

Важным методическим моментом организации коллективных культпоходов является предварительная работа с участниками ЭВК. Так, перед посещением эстрадного концерта надо рассказать о художественном облике концертирующего артиста, его исполнительском мастерстве и ознакомить с его репертуаром. Перед посещением музыкального спектакля нужно сделать сообщение о жизненном и творческом пути композитора, певцов, о содержании и музыкально-стилистических особенностях этого спектакля. После посещения концерта или спектакля совершенно необходимо обсудить проведенное мероприятие и обменяться впечатлениями.

Коллективное слушание СD и DVD может оказать большую помощь руководителю ЭВК в художественно-воспитательной работе. Эта форма работы особое значение имеет для ЭВК, которые находятся в таких местностях, где нет постоянно действующих концертных организаций и театров.

Это могут быть: тематические эстрадные концерты, музыкальные спектакли музыкально-образовательные передачи. При подборе материала для коллективного слушания руководителю надлежит опираться на те методические установки, которые были изложены в отношении посещения концертов. Систематическое слушание разнообразного музыкального вокального материала, произведений музыкальной эстрадной зарубежной и отечественной классики и современных выдающихся исполнителей с последующим обсуждением их расширяет музыкально-культурный кругозор участников ЭВК и обогащает мир их ощущений.

Встречи с мастерами эстрадного искусства вносят в жизнь ЭВК яркие и интересные впечатления, надолго запоминающиеся участниками коллектива. Эта форма художественно-воспитательной работы способствует повышению интересов кружковцев к вопросам музыкального творчества и исполнительства.

Организация подобных возможна лишь в тех городах, где имеются свои концертные организации и театры. В тех же местностях, где таковых нет, встречи могут быть осуществляемы с теми мастерами искусств, которые приезжают нагастроли, или на основе специального приглашения из ближайших культурных центров.

Встречи можно устраивать с мастерами различных жанров. Это могут быть певцы, композиторы, коллективы и т.д. Жанр мастера искусств, с которым проводится встреча, определяет ее содержание. Содержанием же встречи с певцом или ансамблем является ознакомление с их исполнительским мастерством. Как показывает практика, встречи с певцами нередко ведут к плодотворному содружеству на основе совместного исполнения тех или иных произведений. Основным моментом встречи с композитором является исполнение его произведений и беседа.

Организация мероприятий в плане отдыха ЭВК составляет важное звено работы. Эти мероприятия дают возможность участникам ЭВК ближе узнать друг друга и помогают сплотить их в крепкий коллектив. Такие мероприятия бывают разнообразны: устраиваются вечера отдыха, организуются совместные экскурсии, проводятся выезды за город, прогулки и др. Выбор мероприятий в значительной степени зависит от местных условий.

Мероприятия, связанные с отдыхом участников подготавливают и проводят совет ЭВК, но и руководитель не должен оставаться в стороне. Рассматриваемая форма работы дает положительные результаты в тех случаях, когда все проводимые мероприятия хорошо подготовлены и носят характер подлинно культурных мероприятий.

Каждое из указанных мероприятий может дать положительные результаты в том случае, если оно хорошо подготовлено с организационной и методической стороны.

Д

 

Вопросы к письменной работе по методике.

 

1. Роль руководителя. Организация репетиционного процесса.

2. Комплектование коллектива. Материальная база.

3. Методы и приёмы прослушивания. Причины фальшивого пения.

4. Проверка чувства ритма, музыкальной памяти. Эмоциональность. Определение типа голоса. Прогнозирование. Отбор детей в ЭВК.

5. Самоуправление в ЭВК.

6. Содержание и формы художественной работы в ЭВК.

 

1.3. Музыкально-теоретическое обучение участников ЭВК

 

Лит: Шамина, Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом / Л.Шамина. – М: Музыка. – 1988. – 171с.// Музыкально-теоретическое обучение участников самодеятельного хора. Струве, Г.А. Школьный хор / Г.А.Струве. – М.: Просвещение. – 1981. – 191 с. // Хоровое сольфеджио
 

 

Изучение основ музыкальной грамоты и приобретение навыков пения по нотам занимают немаловажное место в работе ЭВК, ибо эти занятия

1. облегчают и ускоряют процесс разучивания произведений;

2. улучшают ансамблевый строй;

3. помогают овладевать многоголосным пением;

4. помогают понимать и овладевать выразительными средствами музыки — мелодии, гармонии, ритма, темпа, динамики, тембра;

5. дает возможность ЭВК скорее перейти от первичных форм работы к более сложным — к созданию музыкально-художественных образов.

Из-за недооценки роли музыкально-теоретического обучения, а порой из-за недостаточной профессиональной подготовки руководителей занятия с певческим коллективом часто сводятся к более или менее правильному заучиванию определенного количества произведений, носят характер «натаскивания». Неумение петь по нотам, слабое музыкальное и слуховое развитие участников затрудняют выработку навыков ансамблевого пения, чистого строя; нередко певческие коллективы вынуждены ограничивать свой репертуар.

Руководитель должен стремиться организовать изучение музыкальной грамоты у себя в коллективе, но при этом не ограничиваться усвоением только теоретических основ музыкальной грамоты. Необходимо сольфеджирование, выработка практических навыков чтения нот с листа — иначе «чистое теоретизирование», не поддержанное практикой, то есть собственно пением, не принесет желаемой пользы. Надо не просто выучить с участниками ЭВК названия нот, а научить их интонировать, не только объяснить основные размеры и ритмические единицы, но и оформлять их в стройный ритмический рисунок.

Вывод: таким образом, одним из главных условий успешного овладения навыком пения по нотам является изучение музыкальной грамоты (теории) и подкрепление ее сольфеджио (практикой). Только в таком сочетании будут достигнуты желаемые результаты. Известное правило — следовать от практики пения к овладению теорией — получает здесь особый смысл, так как без слухового восприятия нельзя осмыслить теорию музыки, а теория приобретает существенное значение только тогда, когда она подкрепляется слуховыми впечатлениями.

Большинство участников ЭВК не имеет музыкальной подготовки, и руководителям, как правило, приходится начинать с азов.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты