КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТИПЫ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯОсновой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит фонация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации. В различают четыре основных типа дыхания. Ключичный, или верхнегрудной, тип, при котором активно работают мышцы плечевого пояса, поднимаются плечи. Такое дыхание для пения неприемлемо. Грудной тип. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут. Брюшной, или диафрагматический, тип дыхания осуществляется за счет активных сокращений диафрагмы и мышц живота. Смешанный тип — грудобрюшное дыхание осуществляется при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также и диафрагмы. В вокальной практике наиболее целесообразным считается нижнереберно-диафрагматическое дыхание, т. е. смешанный тип, при котором поднимаются и расширяются нижние ребра, а верхняя часть грудной клетки почти неподвижна, диафрагма и мышцы брюшной полости активны. Однако деление дыхания в пении на различные типы весьма условно, так как резких границ перехода от одного типа к другому нет. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для организации певческого аппарата певца, и для точности интонирования в момент атаки звука. Задержка дыхания длится одно мгновение и является как бы частью процесса вдоха. Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения: чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, т. е. зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пеняя будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука. В процессе вокального воспитания певцов в условиях ансамблевого пения задача руководителя ЭВК заключается в том, чтобы научить певцов одинаковым приемам дыхания при коллективном исполнении. Для этого нужно прежде всего убрать внешние признаки неправильных дыхательных движений — поднятие плеч и верхней части грудной клетки, что приведет к более глубокому, преимущественно нижнереберному способу вдоха, который считается наиболее целесообразным в пенни. Разумеется, для неопытных певцов одного объяснения этого приема дыхания бывает недостаточно — его надо практически показать, а главное, дать возможность певцам ощутить эффективность этого процесса самим, на своем опыте. Для закрепления навыков нижнереберного дыхания полезно проделать ряд практических дыхательных упражнений. В процессе работы над художественным произведением техника певческого дыхания должна быть всецело обусловлена характером исполняемого произведения. Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Момент задержки дыхания перед атакой звука также подчинен характеру произведения. Руководителю ансамбля необходимо акцентировать на этом внимание певцов. Тип и качество дыхания певцов определяет характер звучания ансамабля в целом, так как дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д. Например: · от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, детонации и быстрому утомлению певцов. · отсутствие момента задержки дыхания, необходимого для накопления соответствующего подсвязочного давления перед атакой звука, также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу. Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники.
|