КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРИЕМЫ ЗВУКОВЕДЕНИЯУмение пользоваться дыханием обусловливает очень важный навык хорового пения — пение с различными приемами звуковедения. Аналогично существующим в оркестровой практике штрихам, ансамблевое исполнительство также располагает приемами, которые можно отнести к категории штрихов. Существует множество приемов звуковедения, вытекающих из характера произведения, его фактуры. Все эти приемы можно свести в основном к трем категориям, которые определяют главные различия в специфике голосоведения. Могут быть различные оттенки или степень выполнения этих штрихов, в зависимости от нюанса, текста, тесситуры и, наконец, стиля произведения, но основная их характеристика остается постоянной. Это – следующие штрихи: 1. Legato (легато), это значит связно, плавно, без толчков. Благоприятные условия для выполнения 1еgаtо создаются при пении на гласные или с закрытым ртом. Здесь ничто не может помешать плавному пению. Legato является очень трудным приемом звуковедения. Совершенное владение навыком пения 1еgаtо — это большое искусство, требующее опыта и повседневной тренировки. Наиболее трудный элемент 1еgаtо — плавный, ровный переход от звука к звуку. Даже поступенное движение мелодии по полутонам или тонам составляет определенную трудность, а скачкообразное движение мелодии еще более усугубляет ее. Показатель верного пения 1еgаtо — это ровность нюанса данного отрезка мелодии. Под ровностью нюанса подразумевается сохранение нюанса на одном уровне, а также постепенное длительное усиление или ослабление силы звука. Плавное пение может быть осуществлено лишь при соблюдении этих условий. Задача руководителя ансамбля — добиться минимального ущербав вокальной линии путем возможного удлинения гласных и укорачивания согласных. Вокально-технический прием 1еgаtо должен быть хорошо освоен ансамблем, и задача руководителя — повседневно и усиленно тренировать этот важнейший навык в хоровой технике. Он обеспечит овладение другими навыками звуковедения. 2. Stассаtо (стаккато) — прием звуковедения, прямо противоположный lеgаtо. Это пение отрывистое, короткими длительностями, легкими толчками. Главный признак stассаtо — цезуры (паузы) между звуками. Обозначается этот штрих точками, ставящимися над нотами. При пении staccato принцип отнесения согласных к последующему слогу (если согласные не стоят в конце слова) становится абсолютно обязательным. 3. Non legato (нон легато; в буквальном смысле — не легато, не плавно, не связно) – прием звуковедения предусматривает некоторое подчеркивание каждого звука мелодии, но с сохранением ее непрерывности, без цезур. Прием пения non legato труден тем, что он содержит в себе элементы и legato, и staccato. Руководитель должен, работая с ансамблем над этим штрихом, внимательно следить за тем, чтобы подчеркивание звуков не переходило в нарочитые акценты и тем более — в цезуры или паузы. В то же время преуменьшение подчеркивания не должно привести к стиранию отчетливых граней каждого возникающего звука (или аккорда) и тем самым свести данную мелодию к маловыразительному приему, среднему между legato и поп non legato.
Вопросы к письменной работе по методике.
1. Классификация голосов. Их особенности.Голос, высота сила, громкость, диапазон, тембр, обертоны, ровность голоса. 2. Классификация голосов. Их особенности.Тесситура, регистры, фальцет, переходные звуки, микст, медиум. 3. Классификация голосов.Женские голоса и мужские голоса ( с примерами).
|