КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Художественное освоение произведения.Самый главный этап в процессе выучивания, на котором в исполнение вносится одухотворенность, раскрываются тайны композиторского замысла. Исполнитель становится как бы «соавтором». На заключительном этапе работы происходит процесс «впевания» произведения, руководитель проверяет степень готовности певцов к публичному выступлению. Отметим следующие моменты этого этапа: ü разработка руководителем исполнительского плана и ознакомление с ним коллектива; состыковка различных формообразующих частей, разделов в логике драматургического развертывания произведения, определение кульминации, и т.д.; ü особое внимание к средствам художественной выразительности исполнения (фразировке, дикции, нюансировке, агогике, артикуляции и др.); ü тесная взаимосвязь технической и художественной работы над произведением; ü использование руководителем в работе специальных эмоционально-художественных приемов (впечатляющих исполнительских аналогий либо показов, образных сравнений и др.); Когда «впевание» произведения заканчивается, наступает период генеральных репетиций, или, как их еще называют, прогонов. Прогоны также следует отнести к стадии «впевания». Проводятся прогоны обычно в обстановке, близкой к концертной, и обязательно без остановок. На прогонах необходимо петь выученное произведение так, как бы оно звучало в концертном исполнении, с выполнением всех отработанных задач — устойчиво в вокально-техническом отношении, эмоционально выверено, понятно для слушателей и пр. На последних прогонах опытные руководители иногда дают дополнительную информацию об исполняемом произведении. Как показывает практика, это привносит в интерпретационные ощущения певцов обостренное чувство сопереживания. На прогонах певцы должны исполнять произведение в концертном физическом режиме. Последние две-три репетиции — генеральный прогон — следует проводить в том же концертном помещении, где предполагается выступление ЭВК, либо в обстановке, близкой к концертному исполнению, часто в концертных костюмах, с привлечением незначительного числа слушателей. На генеральных прогонах уточняются трактовка произведений, темповые соотношения, динамика, образная характеристика, определяются моменты организационного порядка — выход коллектива на сцену, уход со сцены, расположение коллектива. Вывод: одна из наиболее сложных задач разучивания произведения — суметь провести все репетиции таким образом, чтобы концертное исполнение произведения явилось бы кульминацией в постижении певцами его художественных особенностей и оказалось впечатляющим для слушателей.
Вопросы к письменной работе по методике. 1.Дикция.Работа над гласными 2. Работа над согласными. Некоторые особенности произношения согласных в связи с наиболее часто возникающими в пении ошибками. 3. Работа над осмысленностью произношения текста. Работа над выразительностью слов в пении 4.Строй.Интонирование ступеней лада и интервалов. 5.Причины плохого строя (10 причин). 6. Ансамбль.Частный и общий, ритмический. 7. Динамический ансамбль, искусственный и естественный, унисонный, гармонический и полифонический ансамбль. 8.Средства художественной выразительности.Мелодия, ритм, темп, метр, динамика. 9. Фермата, фразировка, цезурность, тембр, артикуляция 10. Основные репетиционные приёмы работы.
3.6. Распевание и вокальные упражнения
Занятия с ЭВК обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию: 1) разогревания и настройки голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; 2) развития вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений. Подготовка певцов к работе предполагает прежде всего их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра, в распеваниях отрабатываются правильное дыхание, использование регистров и резонаторов, вырабатывается подвижность голоса. К работе над высокими нотами следует приступать только на «разогретых» голосах. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса, которая характеризуется прежде всего отсутствием излишней напряженности во всех его частях: в дыхательном аппарате, в области гортани и в артикуляционных органах. Длительность распевания не должна превышать 10—15 минут репетиционного времени. Упражнения должны быть расположены в определенном порядке: · от простого – к сложному; · от пения закрытым ртом – к пению открытым; · от пения легким звуком – до динамически и темброво насыщенным; · от пения в средней части диапазона – к пению в верхней и нижней. Перед руководителем ЭВК стоит ряд задач, направленных на развитие основных характеристик звучания певческого голоса: звуковысотный и динамический диапазон, тембр, подвижность. В комплексе упражнений распевания всегда уделяется внимание дыханию. Непосредственно перед звуковыми упражнениями можно также применить упражнения дыхательные: беззвуковые и звуковые, это зависит от того, какие цели преследует руководитель: · укрепление и развитие дыхательных мышц; · создание мышечного ощущения опоры звука; · навык экономного расходования дыхания; · активизирование мышц лица, открытие гайморовых пазух. Следует помнить, что вдох, любой по продолжительности, всегда должен быть активным, так как подключаются мышцы брюшного пресса и вырабатывается правильная манера дыхания. После вдоха нужна задержка дыхания, как подготовка к плавному выдоху, на котором строится пение. Для поддержки голоса, снимающей напряжение с голосовых связок, необходима развитая диафрагма. Диафрагма управляется хорошо развитой мускулатурой, мышцы нужно упражнять. Наилучше из таких упражнений – пение звуков на стаккато, пение с дроблением ритма на мелкие пульсирующие единицы:
|