Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Морфологический разбор имени существительного.




I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное,
б) одушевленное или неодушевленное,
в) род,
г) склонение.
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число.
III. Синтаксическая роль.

 

 

2. Сказки М. Е. Салтыкова – Щедрина.

 

Великий русский сатирик Салтыков-Щедрин родился и вырос в богатой помещичьей семье, но в доме была атмосфера скупости, взаимной вражды, лицемерия и бесчеловечности.
Сказки Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из тридцати двух сказок двадцать девять были написаны в последнее десятилетие его жизни (большинство с 1882 по 1886 годы), и лишь три сказки были созданы в 1869 году. Сказки как бы подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя.
К сказочному жанру Щедрин прибегал в своем творчестве часто.

Увлекательные сказки Салтыкова-Щедрина читать любят как взрослые, так и дети. Дело в том, что они не похожи на другие, так как богаты яркими образами и оригинальными сюжетами. Автор фактически основал новый жанр политической сказки, в котором объединил элементы фантастики с событиями реальной жизни. Все сказки Салтыкова-Щедрина созданы на основе традиций русского и западноевропейского народного фольклора, они пронизаны сатирой, элементам которой Щедрин научился у великого баснописца Крылова.

Во всех своих произведениях Салтыков-Щедрин поднимает проблему классового неравенства. Его сказки тоже повествуют об этом в иносказательной форме. Здесь собирательный образ угнетенного трудового народа олицетворяет положительный главный герой - доброе безобидное животное либо человек, которого автор именует просто «мужик». Ленивых и злых богатеев Щедрин показывает в образах хищников или людей-представителей высших чинов (например, генералы).

Причем, мужика автор наделяет добротой, умом, смекалкой, щедростью и трудолюбием. Он явно симпатизирует ему и в его лице всем бедным людям, вынужденным тяжело работать на богатых тиранов всю свою жизнь. Мужик относится к своим господам с иронией, не теряя, однако, собственного достоинства.
Обобщенный образ труженика — кормильца России, которого мучают угнетатели, есть и в самых ранних сказках Щедрина: «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Показывая каторжную жизнь трудящихся, Щедрин скорбит о покорности народа, о его смирении перед угнетателями. Он горько смеется над тем, как мужик по приказу генералов сам вьет веревку, которой они его затем связывают.
Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем другие краски. Они «ничего не понимают», они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. А между тем они мнят себя людьми благородными, помыкают мужиком: «Спишь, лежебок!... Сейчас марш работать!» Спасшись от смерти и разбогатев благодаря мужику, генералы высылают ему на кухню жалкую подачку: «...рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Сатирик подчеркивает, что ждать народу от эксплуататоров лучшей жизни бесполезно.

Салтыков создает своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни.

Наибольшей популярностью пользуются сказки Салтыкова-Щедрина. Первые его сказки были напечатаны в 1869 году: «Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил».
Сказки — итог многолетних жизненных наблюдений писателя. В них он выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени.

 

3. А. Байтурсынов - основоположник казахской филологии

Поэт, ученый-тюрколог, переводчик, педагог-просветитель, публицист, общественный деятель, лингвист, основоположник казахской филологии.

Учился в Тургайском русско-казахском училище, Оренбургской учительской семинарии. Учительствовал в аульных, волостных школах, а также в двухклассных русско-казахских училищах.

А. Байтурсынов являлся одним из лидеров партии «Алаш», избирался членом Военно-революционного комитета Киргизского (Казахского) края. Получив мандат за подписью В.И. Ленина, трудился в составе комитета, внес важный вклад в образование Казахской АССР. После образования Казахской Советской Социалистической Республики, будучи членом правительства, А. Байтурсынов работал наркомом просвещения республики, затем в газете «Ак жол», в академическом центре Казахстана при Народном комиссариате просвещения.

А. Байтурсынов стоял у истоков казахского литературоведения, он один из первых просветителей Казахстана. А. Байтурсынов - автор ряда трудов по языкознанию и литературоведению, первого казахского букваря. Предложенная им реформа казахской письменности («Новое правописание») получила поддержку в среде прогрессивной интеллигенции, в 1924 г. она была принята официально. Им написано также «Пособие по родному языку», состоящее из 3 книг («Фонетика», «Морфология», «Синтаксис»). Языковедческая деятельность А. Байтурсынова дополнялась его методическими трудами. Основоположник методики преподавания казахского языка, им написаны различного рода методические работы, составлены хрестоматии.

В 1929 г. без всяких оснований был арестован, сидел в тюрьме, затем сослан в Архангельск. В 1934 г. благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е.П. Пешковой, с помощью Международного Красного Креста его освободили, но свобода длилась недолго. В 1937 г. он был вторично арестован, затем расстрелян. В 1988 году реабилитирован.

 

8 билет

1. Общее понятие числительных. Количественные числительные. Собирательные числительные и порядковые числительные.

Имя числительное – это часть речи, обозначающая количество и выражающая это значение в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно) (о числительных, располагающих морфологическим значением рода, см. ниже). Числительные делятся на два лексико-грамматических разряда: количественные (два, пять, двадцать, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один) и собирательные (оба, двое, пятеро). В состав количественных числительных входят определенно-количественные и неопределенно-количественные числительные. Первые обозначают определенное количество единиц (два, четыре, пятнадцать, полтораста, двести), вторые – неопределенное количество единиц; к ним относятся слова мало,немало, много, немного, а также местоименные числительные несколько, сколько, сколько-нибудь, сколько-то, столько, столько-то.

Выделяют количественные и собирательные числительные.

Количественные числительные обозначают отвлеченные числа (пять) и количество предметов (пять столов) и отвечают на вопрос сколько?.

Количественные числительные бывают целые (пять), дробные (пять седьмых) и собирательные (пятеро).

Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость; они сочетаются не со всеми существительными, а только с некоторыми:

1) с существительными, которые называют лиц мужского пола (двое мужчин); числительное оба сочетается также и с существительными, обозначающими лиц женского пола (обе женщины),

2) с существительными человек, лицо, ребенок (пятеро людей, лиц, детей),

3) с названиями детенышей животных (семеро козлят),

4) с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое саней); с этими существительными сочетаются преимущественно числительные двое, трое и четверо,

5) с существительными, называющими парные предметы (двое носков); два носка — это два носка, а двое носков — это четыре носка, т. е. две пары носков,

6) с личными местоимениями мы, вы, они (не было их двоих).

Называют порядок, номер предметов при счете:

второй, десятый, сотый

 

Изменяются:

- по родам (первый, первая, первое)

- числам (первый, первые)

- падежам (первый, первого, первому и т.д)

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты