КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление предмета и метода психологии.1 этап – донаучный – предметом исследования была душа, без раскрытия ее содержания и функций. Представление о душе складывались в мифах и легендах. Методов исследования тогда не было. 2 э – философский- античная психология – предмет – душа, как источник активности тела, обладание функциями познания и регуляции поведения. Использует методы других наук – философия, медицина, математика. Определение основной проблемы психологии – в чем заключается функция души, какого ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения у человека. Идеализм– душа бессмертна, не материальна, это творчество, началочеловека. Материализм – душа состоит из мелких подвижных атомов, смертна, появляется и исчезает вместе с телом. - средневековье – предмет исследования душа, исследование видов активности тела, особенности чувственного познания. Использует собственно-психологический метод (самонаблюдение). Борьба между наукой и богословием. Связывали душу с богом. Бог первопричина всего. Появился волюнтаризм: человеческая душа – орудие бога, воля дается богом, т.е. человек сам себе не властелин им управляет бог. - возрождения – предмет сознания его содержание и пути философии. Методы – логика, дедукция и т.д. основное достижение – развитие рационалистического и эмпирического подхода к психике. Появление первых теорий эмоции и теории рефлекса. В душе 2 уровня – сознательное, бессознательное. Психоанализ – предмет( бессознательное), методы (анализ свободной ассоциации) Бихевиоризм – предмет (поведение реакция на стимул), метода (наблюдение, эксперимент) Генштальт - сознание, как целостность. Методы - феноменологический Когнитивная – предмет (познание, как процесс отбора, трансформации накопления и дальнейшего использования информации). Методы – эксперимент, Гуманистическая – личность, как целостность и индивидуальность, стремление к самосовершенствованию и гармонии с миром. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом детей в различные исторические эпохи, кругом прав и обязанностей ребенка, доступных для него видов деятельности. Исследовать историю детства достаточно трудно, так как в этой области невозможно проводить наблюдения, а памятники культуры, имеющие отношение к детям, крайне бедны. Уникальный интерес в этом отношении представляют работы французского демографа и историка Ф. Ариеса, который попытался восстановить историю детства на материале произведений изобразительного искусства. Его исследования показали, что вплоть до ХIII века художники вообще не обращались к образам детей. В живописи ХIII века изображения детей встречаются лишь в религиозных сюжетах (ангелы, младенец Иисус), изображения реальных детей при этом отсутствуют. По-видимому, в этот период детство считалось периодом малоценным и быстро проходящим. Этому, по мнению Ариеса, способствовала демографическая ситуация того времени — высокая рождаемость и высокая детская смертность обусловливали общее безразличное и несерьезное отношение к детям. Признаком преодоления такого безразличия служит появление в ХIV веке портретов умерших детей, которое говорит о том, что смерть ребенка начинает восприниматься как тяжелая утрата, а не как обычное явление. Преодоление полного равнодушия к детям, если судить по истории живописи, происходит лишь в ХVII веке, когда впервые на портретах появляются изображения реальных детей. Как правило, это портреты цесаревичей и влиятельных особ в детском возрасте. Таким образом, по данным Ариеса, открытие детства началось в ХIII веке, но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце ХVI и в ХVII веке. Исследования Ф. Ариеса начинаются со средневековья, поскольку лишь в это время появляются изображения детей в живописи. Однако забота о детях и их воспитание, разумеется, были всегда. Представить особенности воспитания древних народов позволяют описания быта и жизни примитивных племен, сохранившихся до наших дней. Одно из таких описаний содержится в записках Дугласа Локвуда о его путешествии в пустыню Гибсона (Западная Австралия) и о встречах с аборигенами племени пинтуби. Эти и многие другие материалы позволили выдающемуся отечественному психологу Даниилу Борисовичу Эльконину выдвинуть положение об исторической обусловленности детства. Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включать в систему общественного воспроизводства, поскольку он еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. Если эти орудия просты и примитивны, если основным способом добывания пищи являются собирательство и охота, ребенок может очень рано приобщиться к труду взрослых, практически усваивая способы действия взрослых. При таких условиях, когда ребенок непосредственно включается в жизнь взрослых, нет необходимости для специальной подготовки к будущей трудовой жизни. Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослых оказалось невозможным, и было отодвинуто во времени. С развитием человечества детство все более удлинялось. Такое удлинение детства происходило не путем надстраивания новых периодов, а путем своеобразного «вклинивания» нового периода развития, что приводит к «сдвигу во времени вверх» периода включения во взрослую жизнь. Д. Б. Эльконин блестяще раскрыл характер такого вклинивания нового периода на примере возникновения сюжетно-ролевой игры, а вместе с ней и нового этапа развития, который в современной психологии назван дошкольным. Вопросы об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества чрезвычайно важны для понимания психологии современного ребенка. Следует помнить, что тип воспитания, который мы наблюдаем в настоящее время, — это всего лишь один из возможных и далеко не единственный.
|