Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Б.9. Виды муз. деят-ти.




Читайте также:
  1. Основные требования, предъявляемые к правоприменит. деят-ти. Стадии правоприменит. процесса.
  2. Понятие тур деят-ти. Субъекты тур рынка, их клас-ция. Состояние тур рынка в Алтайском регионе.
  3. Признаки профес. деят-ти.
  4. Федеральные Мин-ва: порядок образования, компетенция и организация деят-ти.
  5. Федеральные службы: порядок образования, компетенция, организация деят-ти.

В отечеств. педагогике муз. образования к видам муз. деят-ти относятся: 1.Слу-шание музыки (восприятие); 2. Хор. пение; 3. Игра на дет. муз. инстр-х (элементарных); 4. Музыкально-пластическая (ритмика); 5.Импровизация и сочинение музыки детьми (детское муз. тв-во). Подлинными видами муз. деят-ти являются: 1.деят-ть композитора; 2.деят-ть исполнителя; 3.деят-ть слушателя. Исследователь Николаева дает классификацию видов муз. деят-ти, учитывающую природу муз. ис-ва и особенности его постижения уч-ся. Она выделяет: 1.Слушание; 2.Исполнение; 3.Сочинение. Кроме того все виды муз. деят-ти отличаются по степени представленности в них звучащей музыки. В связи с этим на 1 место выходят: 1. Собственно-муз. деят-ть уч-ся (слушание, пение, ритмика, игра на ин-х, муз. тв-во); 2. Муз.-теоретич. деят-ть (муз.-теорет., муз.-истор., арттерапевтич.); 3. Муз.-историч. деят-ть; 4. Полихудожеств. деят-ть (муз. деят-ть синтезируется с различ. видами ис-ва); 5. Муз.-опосредовательная деят-ть (помогающая раскрыть худож. контекст изучаемого материала – изучая тв-во народа, можно познакомить детей с бытом , особенностями и т.д.).


Б.10. Общая хар-ка методов МО.

Метод –в переводе с греч. – это путь, способ продвижения к истине. Метод – это способ достижения какой-либо цели. Метод – это совокупность приемов или операций практического или теоретич. познания действительности. В педагогике метод определяется как упорядоченный способ деят-ти для достижения учеб.-воспит. целей, включ. в себя след. х-ки:1.направленность обучения (это-цель); 2.способ усвоения (послед-ть действий); 3.х-ка взаимодействия субъектов (преподавание и учение). В современ. условиях пед. процесс рассмат-ся как процесс и результат совместной деят-ти педагога и ребенка, что отражается в пед.методах. в педагогике принято разделение методов на методы обучения(ориентированы на решение дидакт.задач)и воспитания(на формирование ценностного отношения к миру и себе). В муз.педагогике методы муз. обучения рассмат-ся как способы организации усвоения сод-я предмета, отвечающие целям и задачам, учеб. процесса. Методы и приемы муз. обуч-я и восп-я определяются как способы взаимосвязанной деят-ти педагога и детей, направленные на развитие муз. способностей и формирование муз. культуры. В муз.образовании также, как и в общей педагогике широко исполь-ся методы, кот. классифицируются: 1.по источнику передачи и получению знаний (наглядные, словесные, практические); 2.по х-ру познават. деят-ти (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, игровые); 3.по дидактическим целям (по сообщению, усвоению, закреплению знаний). Наглядно-слуховой метод связан с воздействием самой музыки на эстет. чувства ребенка в процессе восприятия муз. произ-й. Объектом этого метода выступает само муз. произ-е. Наглядно-зрительный основан на конкретизации представления ребенка о худ. образе муз. произ-я (иллюстрации, репродукции картин, предметы типа игрушка). Нагл.-слух. и нагл.-зрит. методы тесно связаны с методом сравнения. Использование метода сравнения позволяет уточнить представления детей о х-ре развития муз. образов в одном или неск. муз. произ-ях. Использование данного метода осуществляется в проблем. ситуациях. Словесный метод в Муз.О. используется не только для передачи информации, но и для создания образно-псих. настроя в ситуации восприятия. Этот метод углубляет процесс восприятия и форм-ет словарь эмоций (Ражников, для детей – Радынова). К словесному методу относятся беседа, рассказ, объяснение, напоминание, оценка и т.д. Беседанаправлена на выявление эмоц. отклика ребенка на муз.произ-е; или конкретизацию сод-я произ-я перед его прослушиванием. Беседа – это вопросы-ответы. При проведении беседы следует сохранять последовательность вопросов: 1.Какие чувства вызывает музыка? 2.О чем рассказывает М? 3.Как рассказывает М? Рассказ – используется перед восприятием программных муз. произ-й. Разновидность рассказа – образный рассказ, использ. перед разучиванием игры. Объяснение- применяется в процессе знакомства с нов. муз. произ-ем. Объяснение должно быть кратким, ясным, четким, понятным ребенку; может сопровождаться показом действий. Худ.-практич. метод связан с двигат. реакциями ребенка в процессе общения с музыкой. Он применяется в воспроизведении музыки и передаче переживаний в исполнит. деят-ти (вокализации), в пластич. интонировании, ритмич. дв-х под музыку. Этот метод использ. в процессе показа педагогом исполнит. приемов в пении, ритмике, игре на дет. муз. ин-х.





Методы, обусловленные сущностью и интонац. природой муз. ис-ва начали разрабатываться в 20 г. XX в. Асафьевым, Яворским, Шацкой. В 50-60-гг. их разработка была продолжена Ветлугиной. В 70-80 гг. – Кабалевским, 80-90 гг. – Радыновой. В соответствии со спецификой музыки как вида ис-ва, Асафьев выделяет методы, наблюдения за музыкой и сопоставление муз.произ-й по принципу сходства и различия, а также метод импровизации.

Ветлугина, исходя из задач муз.-эстет. восп-я разработала 4 пед. метода: 1. Метод побуждения к сопереживанию и эмоц. отзывчивости на прекрасное в окруж. мире (на муз. прои-е). 2. Метод убеждения в процессе форм-я эстет. воспр-я (видеть красоту). 3. Метод упр-я в практичес. действиях (повторять что-либо). 4. Метод поисковых ситуаций, побуждающих к творч. действиям.



Радынова исследовала муз. культуру детей дошк. возраста и выделила следующ. методы ее форм-я: 1. Метод уподобления х-ру звучащей музыки, активизирующий творч. проявления ребенка и направленные на осознание муз. образа. Виды уподобления: - моторно-двигательное; - тактильное; - словесное (вербальная передача); - вокальное; - мимическое; - темброво-инструментальное или оркестровка муз.произ-я; - интонационное; - цветовое (цвет настроения, карточки с цветом – 2хчастное произ-е – его настроения); – полихудожественное (сравнение произ-й разных искусств: картина и музыка, стих и музыка). 2. Метод контрастн. сопоставления произ-й (в пределах одного жанра, одного настроения, с одинаковым названием, но разным хар-м).

Методы, отражающие специфику музыки, как вида ис-ва: 1. Метод создания худ. контекста (Горюнова). Направлен на развитие муз. культуры через «выходы» за пределы музыки (в другие ис-ва: форма – композиция, тембр – цвет, ритм – линии, штрихи – способы нанесения). 2. Метод создания композиций (Горюнова и Кабалевский)предусматривает объединение разных форм общения с музыкой при исполнении муз.произ-я (вокализация, отражение в рисунке, движ-я, в пластике, в оркестр.импровизации, татрализации). 3.Метод размышления о музыке (Горюнова и Каб-й) направлен на индив. слышание и творч. интерпретацию музыки. 4. Метод забегания вперед и возвращение к пройденному (Каб-й) или Метод перспективы и ретроспективы (Абдуллин) создает целостное представление о муз.ис-ве, развивает способность к осмыслению пройденного материала на новом уровне. 5. Метод эмоц. драматургии (Каб-й, Абдуллин) нацеливает педагога на учет особ-тей построения и развития муз. произ-я при разработке структуры муз. занятий. Это создание эмоц. контрастов, определение кульминации занятия, выбор последовательности форм и видов муз. деят-ти (учитывается эмоц.нагрузка и физич.). 6. Метод муз.обобщений направлен на обобщение знаний о музыке, воплощенных в тематизме программы. 7. Метод моделирования худ.-твор. процесса (Школяр, Красильникова, Крицкая) направлен на развитие способностей индив-но интерпретировать процесс создания муз. произ-я. Последовательность действий ребенка: 1.осознание твор-го замысла и сод-я муз. образа; 2.разработка логики развития сюжета; 3.выбор средств для воплощения муз.образа (голос, пластика, движ-я); 4.придание законченности творч.продукта. 8.Метод моделирования муз. языка (Тютюнникова)– это моделирование ритмич., звуковысот. отношений, динамики. Метод направлен на осознание выразит. средств. 9.Метод пластич.интонирования (Вендрова) – передача интонации музыки в пластике дв-я. Прием свободного дирижирования в процессе восприятия. 10. Метод активизации творч. проявлений ребенка (Тютюнникова).В основе методаимпровизационно-творч. игра, сочетающая в себе музыку, речь и движения = К.Орф. 11.Метод осознания личностного смысла муз. произ-я (Пиличяускас) направлен на вербализацию не музыки, а собственных переживаний ребенка в процессе восприятия.

 

 

Б 12 Хар-ка приоритетных проф.качеств личности учителя музыки.

Единство музыкальной и педагогической сторон в деятельности учителя музыки предполагает у него определённых личностных качеств:

1. музыкальность

2. эмпатийность (переживание)

3. профессиональное мышление

4. самосознание

5. артистизм

6. креативность

7. личностная профессиональная позиция

Музыкальность: это основа, пронизывающая собой все др. профессиональные качестваиокрашивающая их глубоким духовным отношением к музыке. Музыкальность помогает учителю музыки адекватно воспринимать новые веяния в искусстве. Одним из важных проявлений музыкальности у учителя явл-ся музыкальный вкус. Музыкальность учителя проявляется во всех его видах педагогической деятельности: в вокальном и инструментальном исполнительстве, в вокально-хоровой работе с учащимися, в музыкально-пластической деятельности, в управлении детским инструментальным исполнительстве, в собственных импровизациях драматизации, мюзиклов, в отборе музыкальных произведений для занятий.

Чем больше музыкален учитель, тем скорее он сможет распознать наличие музыкальности у ребёнка. Особое значение имеет развитие музыкальной памятиучителя. Музыкальная память – явл-ся частью музыкальных способностей

Виды музыкальной памяти:слухо-образная, двигательно-моторная эмоциональная конструктивно-логическая и зрительная.

Сохранение в памяти музыкальных произведений даёт возможность учителю свободно варьировать музыкальный материал на уроке.

Эмпатийность:- специфика этого качества в музыкальной педагогике в том, что все музыкальные задачи решаются учителем с помощью музыки и любви к детям.

Чайковский признавался: «Я желал бы всеми силами души чтобы моя музыка распространялась, чтобы люди её любили, находили в ней утешение и подпору». И искусство учителя состоит в том, чтобы помочь детям откликаться на музыку, вызвать желание быть причастными к миру добра и красоты.

Методы развития эмпатийности учителя:

· ассоциативный

· ролевое отождествление с образом музыкального произведения

· личностное, субъективное переживание им урока музыки.

Амонашвилиопределял качества учителя так:

1. мы должны быть добры душой и любить детей такими, какие они есть, чаще улыбаться, не хмуриться.

2. мы должны уметь понимать детей, ценить их чувства, принимать их заботыи дела и считаться с ними.

3. быть оптимистами, верить в педагогику, в силу воспитания.

4. олицетворять человека будущего.

Любовь к ребёнку определяет отношение к нему учителя. Любящий учитель способен видеть в ребёнке всё то хорошее и доброе, что в них есть, помочь им справиться со своими недостатками.

Профессиональное мышление и самосознаниеспецифика эти качеств заключается в сплаве художественного и педагогического аспектов. Здесь в основе профессиональной подготовки учителя музыки лежит осмысление конструктивно- логической организации звукового материала в единстве со способностью чувственно воспринимать выразительный смысл музыкальной интонации. Об этом в начале 20вв. говорили Яворский и Асафьев, потом Кабалевский.

Профессиональное мышление учителя включает в себя музыкальное мышление.

Развитие музыкального мышления учителя явл-ся главной предпосылкой успешного развития мышления учащихся. Важной категорией мышления учителя явл-ся эмоции.Они непосредственно связаны с самой сущностью музыкального искусства.

Ещё одно составляющее мышление учителя это – психолого-педагогическое мышление.

Оно направлено на познание возрастных и индивидуальных психологических особенностей учащихся, закономерность и особенность процесса общения учителя с учащимся, учащимся - с музыкой.

Важным в развитии профессионального мышления учителя является анализ собственной педагогической деятельности и развитие профессионального самосознания.

В основе профессиональногосамосознаниялежитпрофессиональная рефлексия –это способность отражать, анализировать, размышлять, оценивать процесс и результаты своей музыкальной деятельности.

Профессионально-личностную рефлексию учителя музыки Т.А.Колышева рассматривала как действия, направленные на решения музыкально-педагогических задач.

В в рефлексивной деятельности учителя музыки Т.А.Колышева выделяла следующие основные аспекты:

· интерес, возникший к музыкально-педагогической, творческой по характеру проблеме;

· обнаружение, осмысление и оценка лежащих в её основе противоречий;

· поиск оснований и вариантов её решения;

· осуществление практических логико-конструктивных действий;

· обобщающая оценка всех предшествующих этапов рефлексивной деятельности.

По мере роста мастерства учителя развивается и его музыкально-педагогическая интуиция. Этому способствует накопленный опыт, знание своих учеников, природная способность к мышлению.

Артистизмпроявляется в исполнении, в коммуникативной и организаторской деятельности (уметь увлечь детей, заразить их желанием и волей к разучиванию, исполнению, сочинению).


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 13; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты