КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Б.8.Характеристика содержания музыкального образования.Содержание образования - это педагогически адаптированная сис - ма, 1. включающая знания, умения и навыки как способы деят - ти, необходимые для сохранения и воспроизведения культуры; 2.опыт творч. деят - ти; 3. опыт эмоционально - ценностного отношения к людям, действительности и себе. Содержание муз.образования - это воспитательно - ориентированная и педагогически оправданная сис - ма муз.знаний, умений и навыков в единстве и взаимосвязи с опытом музыкально - творческой деят-ти и эмоционально - нравственного отношения человека к действительности, формирующихся в процессе общения с музыкой (Абдуллин, Алиев, Безбородова, Школяр). I. Опыт эмоционально - ценностных отношенийучащихся к музыке приобретается ч - з переживания, чувства и впечатления, возникающие в процессе общения с музыкой. Основой для накопления этого опыта явл.муз.произведения, используемые в процессе муз.обр-я детей. Оценка качества муз.произ-ий явл.осн.вопросом методики муз.о. Муз.произв-я должны отвечать двум требованиям: требованию художественности и требованию доступности. Художественность определяется способностью воплотить интонационный словарь эпохи (Асафьев), выразить возвышенные чувства и переживания, связанные с общечеловеческими ценностями. Чтобы инт.опыт уч-ся обогащался , необходимо использовать 3 категории муз. репертуара: 1)произведения мировой муз.классики (зарубежной, отечественной, современной и прошлых лет); 2)пр - я нар.музыки (фольклор); 3)пр - ия духовной музыки. Требования доступности включ.в себя 2 аспекта: доступность к соц.опыту ребенка и доступность для исполнения. Важными критериями муз. реп-ра выступают: воспитательная направленность и пед. целесообразность. Муз. прозведения должны способствовать формированию муз.вкуса и воспитывать положительные личностные кач-ва. Опыт эмоционально - ценностного отношения учащихся к музыке проявляется в предпочтениях, интересах, вкусах в сфере муз. деят-ти. Процесс накопления опыта зависит и от личностного хар - ра. Личный хар - р обуславливает появление в процессе муз.восприятия эстетического переживания. II. Муз. знанияделятся на 2 группы: знания самой музыки (ребенок должен знать эту музыку, узнавать) и знания о музыке - инструмент познания музыки. Знания о музыке – это инструмент познания музыки: 1. музыкально - теоретические знания: а) (дети знакомятся с интонационной, стилевой, жанровой основами муз.иск - ва). В эту группу входят знания об интонац.природе музыки (Асафьев определяет эти знания основой всех знаний – зерно интонации). Дети учатся определять выразит. и изобразит. интонации. б) Знания о жанрах (3 кита), синтетич. жанры (опера, балет). в) знания о муз.стилях (барокко, классицизм, романтизм), индивид. стиль композиторов и исполнителей, знания о тв - ве ком-ов и исполнителей, г) знания о хорах и оркестрах, д) знания нотной грамоты; 2. музыкально - исторические знания(музык. литература, историч. эпохи, биографии композиторов). 3. знания об арттерапевтических возможностях музыки (музыка, кот. может поднимать настроение, релаксация и лечение с помощью музыки). III. Муз.умения и навыки. Муз.умения направлены на процесс наблюдения за инт.развитием в разных видах муз.деят - ти. Выделяются 2 группы муз.умений: 1. умения, присущие конкретному виду муз. деят-ти, 2. умения корректировать свое психологическое состояние. Муз.умения в слушательской деят - ти:1)умение воспринимать муз.интонацию (следить за развитием интонации); 2)умение охарактеризовать свои чувства после прослушивания; 3)умение дать вербальную и невербальную хар-ку прослушанному произведению; 4)умения находить сходства и различия в муз. произ-ях. Умения в исполнительской деят - ти: 1)воплощения произ-я в собственном исполнении (пении, ритмике, игре на инструментах); 2)умения в форме музыкально - слуховых представлений (запомнить на слух и исполнить); 3)умение интуитивно исполнить произ-е (подобрать услышанное), 4)умение предложить свой вариант исполняемой трактовки произ-я (исполнить песню, сыграть на муз. ин-те). Умения в музыкально - творческой деят-ти: умение импровизировать и сочинять музыку по заданным параметрам. Навыки - это действия, которые в результате повторения стали автоматизированными. Муз.навыки - это база для музыкально - исполнительской деят-ти, требующая опред.подготовки. Муз.навыки формируются в процессе различных видов муз.деят - ти. Навыки в исполнит.деят-ти:в пении формируются вокально - хоровые навыки (дыхание, чистота интонирования, звукообразование, дикция, ансамбль). Формируются слуховые навыки (умение слушать, не выделяться, кантилена и т.д.). Навыки - игра на д.м.и: формируются - навыки звукоизвлечения, - навыки звуковедения, - навык строя, - навык ансамбля, - навык слухового контроля. Навыки в муз. - ритм. деят - ти (ритмика): -навыки перевода пространственно - временных соотношений в музыке в зрительно – наглядные (в основе – музыка). Навыки в слушательской деят - ти: - навыки, связанные с дифференцир-м слышанием средств выразит-ти, - навыки прослеживания процесса интонац.развития муз. образа. Навыки в музыкально - творческой деят - ти: 1. навык вариантного повторения заданного материала, 2. навык импровизации. IV. Опыт музыкально - творческой учебной деят -ти проявляется в способности самост-но применять полученные знания и усвоенные способы действий в новых ситуациях. При этом ребенок проявляет изобретательность и оригинальность, фантазию, быстроту реакции при выполнении творческих задач. Муз.развитие при этом приобретает новое качество: активизируется муз.восприятие, продуктивность практической деят-ти, формируется оценочное отношение к результатам творч.процесса. Данный опыт приобретается в процессе разных видов муз.деят-ти. Осн.задача в муз.обучении - пробудить творч.начало в ребенке. Пути решения задачи: 1)импровизация и сочинение детьми вокальных и инструментальных образцов. 2)продумывание и воплощение в исполнит.деят-ти многовариантности исполнительских трактовок разучиваемых муз.произведений 3)разыгрывание и драматизация народных и авторских песен 4)введение в содержание муз.занятий постановки муз.спектаклей. 5)создание детьми муз.спектаклей и музыкально - литературных композиций 6)постижение вариантности, присущей народному музицированию.
|