Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Жанр – род произведения, определяемый общим характером его содержания.




Читайте также:
  1. Агентский договор может быть прекращен как по общим, так и по специальным основаниям, предусмотренным ст. 1010 ГК.
  2. За характером діяльності учнів у процесі бесіди виокремлюють такі її види: репродуктивна, евристична, катехізисна.
  3. Непрерывность суммы, произведения, частного двух функций
  4. Нормативно-правовые требования к рекламе основанных на риске игр, пари, услуг по заключению договоров ренты и пожизненного содержания.
  5. Обучение учащихся общим приемам решения задач
  6. Особенности логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи.
  7. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
  8. Статья 7. Произведения, являющиеся объектами авторского права
  9. Требования стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их вида, размера и поставляемой продукции

Музыкальный жанр –род или вид муз-х произведений, обусловленный их происхождением, жизненным назначением, местом или способом исполнения.

Музыкальные жанры дифференцированы по различ. признакам:

1. по типу содержания: историческая, героич., эпич., лирич., драмат., юморист. В зависимости от типа содержания музыка делится на – серьёзную и лёгкую.

2. по исполнительскому назначению: вокальная (хоров., ансамбл., сольная); инструментальная (оркестровая, симф.); камерно-ансамблевая (трио, квартеты, сольная – форт., скрип-я)

3. по типу звучания – вокально-инструментальная или смешанный жанр (кантаты, оратории)

4. по синтезу с др. видами искусства – театральный ж. или театр-я музыка (опера, балет, оперетта)

5. по жизненным фун-ям – прикладная (военная, развлекательная) и неприкладная (чистая музыка).

6. по условиям звучания –

· муз. для слушания в специальной обстановке

· для массового исполнения

· для слушания в обычной обст-ке

7. по типу композиции и музыкального языка

· различные одночастные акты

· циклические жанры внутри жанровых групп, например – ария, ансамбль, хор-опера; анданте-скерцо в симфонии, сонате или камерно-инструментальном ансамбле.

8 по стилям: исторические, национальные, групповые, индивидуальные

В узком смысле слова муз. делется на следующие жанры: опера (эпическая, лир-я, комич-я, сатир-я); симфоническая (симфонии, уверт, сюиты); камерная (романс, квартет); бытовые (песня, танец, марш)

Формир-е личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию гуманистических эмоций. Функции музыки разносторонни и разнородны. Муз. непрерывно слита с жизнью ребёнка. Сила музыки – в её свойстве передавать растущее, развивающее чувство. Вот почему она явл. важным фактором в развитии реб-ка. Результаты психич. исследований показывают, что те разносторонние способности, кот. удалось развить у детей в процессе муз воспит-я (способность различать, сопоставлять особенности муз. произ-я; память, воображение – носят общий характер и помогают детям овладевать и др. видами деят-ти. Опыт многих преподавателей муз. подтверждает, что музыкально одарённые дети проявляют способности и к др. предметам. Для того чтобы реб., послушав муз. произв-е получил какое-то впечатление о нём и мог сохранить в памяти представление о его содер-и нужна сложная работа сознания. Слушание муз. требует сосредоточенного внимания. Почти каждое произведение приносит новое содер-е во внутренний мир реб. В процессе обогащения муз. опыта внимание детей все более сосредотачивается на самой музыке. От непосредствен. эмоц. отклика на муз. звучание реб. постепенно приходит к способности сознательно оценивать красоту муз. произв., а затем дифференцировать оценку тех или иных его сторон. В муз. опыте зарождается и получает своё развитие муз.-образное мышление, т.е. способность воспринимать муз. звучание как связную, выразительную последовательность звуков (восприятие мелодич. образа), их комплексов (восприятие выразит-ти тембров, гармонии), а также способность слышать и узнавать разную фактуру произведения (гармонию, полифонию). Эта сфера мышления способствует расширению их общих знаний о действительности, их кругозора и совершенствует способности к умственной деят-ти. Развитие муз.-образного мышления неотделимо от развития др. св-ва мышления – его эмоц-ти. Способность к эмоционально-образному мышлению накладывает глуб. отпечаток на весь облик реб., на всю его деят-ть, даёт полноту ощущения жизни, реально ощущая её. Образы муз. произв. отражают действит-ть такой, какой увидел и почувствовал её автор. Переживая произ-е мы как бы принимаем своеобразное высказывание автора о жизни. Уже в дошк. возрасте дети улавливают в муз. произв. характерные черты того или иного образа. Их глаза загораются, когда дети слышат марш, они улыбаются и делают рожицы при слушании «Клоунов» Каб-го. Благодаря своему слов. содер-ю песня обладает большими возможностями воздействия на нравств.-эстетич. отношение к явлениям жизни. Она способна пробуждать мысли и чувства реб., придавая им соц. направленность. Пение всегда явл. одной из наиболее непосредственных форм выражения челов-их эмоций и стремлений. Муз. представления, их чёткость зависят от качеств. восприятия муз. Самыми простыми явл-ся те, которые получены в результате активной муз. деят-ти. Муз. ощущения и представления явл-ся опорой для понимания внутренних связей муз. явлений в процессе мышления. Муз. мышл. конкретизируется словами и осуществляется через понятия и суждения. Исполнение песни и участие в муз. играх развивает память реб. Напеть мелодию песен, а реб. должен выбрать одну песню из нескольких знакомых путём их сравнения. Сравнение осуществляется при помощи анализа и синтеза. Посредством анализа песня раскладывается на мотивы и законченные мелодич. отрывки, а исполнение песни – на отдельные элементы исполнения (ритм, дыхание, интонация, динамика). Посредством синтеза этих составных частей оценивается общий уровень исполнения.





Сложным мыслительным процессом служит обобщение. Оно осуществляется в тесной связи со сравнением, анализом и синтезом. Напр., сопоставление общих признаков муз-го про-я приводит к пониманию жанра (нар. песня, марш, танец). Вырабатывается умение сконцентрировать внимание, это важный элемент в развитии мышления. Большое значение имеет подвижность воображения, фантазия, эмоции. Новые формы восприятия – это и новые формы интеллектуальной д-ти детей.

Роль муз-го восп-я в формир-ии морального облика детей значительна. Влияние муз. на нравственные чувства реб. нач-ся с тех светлых переживаний, которые связаны со слушанием первых пьес, с пением простых песен, с муз. играми. Обогащение жизни детей радость служит хорошей почвой для нравств. проявлений. Бодро настроенный, весёлый реб. благожелательно расположен к окружающим, деятелен и охотно выполняет трудовые поручения. Если наряду с этой бодрой настроенностью развивается способность любить песню, стихи, любоваться природой, то это признаки обогащённой внутренней жизни ребенка.

Музыка развивает:

· Психич. процессы (память, мышление, воображение, речь, волю, внимание)

· Воспитывает нравств. качества (гуманность, сочувствие, сопереживание)

· Интеллектуальное развитие

Музыка окружает нас повсюду. Она может вдохновлять на движение (1792г. Париж «Штурм дворца» марсельеза). Муз. даёт представление о духе того или иного времени, помогает понять историю, знакомит с окруж. миром. Муз. воспитывает непосредственно. В основе воспит. значения музыки лежит понимание её значения в жизни человека. Многие учёные отмечают, что отвечая потребностям общества муз. соприкасается с различ. видами деят-ти: материальная (труд, обряды), познавательная и оценочная, духовно-преобразовательная (этическое, эстетическое воспитание), коммуникативная (общение между людьми). Музыка, как воспитательная функция, использовалась с древнейших времён.

Муз. воспитание стало составной частью воспитания человека.

 

Б.2.Сущность теории преподавания музыки. Теоретические и методологические основы теории и методики преподавания музыки. Т.м.о. изучает 1)положение и закономерности, раскрывающие возможности искусства и педагогики в муз.воспитании, обучении и развитии учащихся; 2)представление о ребенке как о субъекте муз.образования; 3)приоритетные кач - ва(профессиональные) личности учителя музыки; 4)целостную модель компонентов муз.обраования; 5)сущность, виды и особенности проф.деят - ти учителя музыки. Задачи т.м.о.: 1)становление ценностного отношения к теории педагогики муз.образ - ия; 2)усвоение теоретических знаний по педагогике муз.обр - ия; 3)формирование умений осуществлять теоретический анализ категорий и положений педагогики муз.обр - ия. Т.м.о. рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления муз.развития ребенка, воспитание его эстетических чувств в процессе общения с музыкой и формирование музыкально - эстетического сознания. Методологической основой муз.обр - ия явл.наука эстетика - наука об особенностях художественно - образного восприятия мира, это наука, которая изучает общие закономерности развития эстетического отношения человека к действительности. Муз.эстетика раскрывает специфические особенности муз.иск - ва, отражающего жизненные явления в муз.образах. Муз.образ - комплекс выр.средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием. Муз.образование базируется на нескольких принципах муз.эстетики: 1)п - п содержательности музыки; 2)рассмотрение муз.произведений в историко - культурном и соц.контексте; 3)внимание к психологическим особенностям восприятия музыки (творчество, исполнение, восприятие) . Методолог. Основой ТМО является музыкознание - это наука о закономерностях музыки как особой формы худож. восприятия мира с т.зрения теории и истории муз.иск - ва. Музыкознание имеет 2 напр - ия: историческое (всеобщая история музыки и муз.лит - ра) и теоретическое - это теория музыки, гармония, полифония, ритмика и исполнительство (ф - ная педагогика и хороведение). Для т.м.о. особое значение имеет хороведение и ритмика. Хороведение изучает особенности хор.произведений, способы управления хором.Осн.задача ритмики - сформировать восприятие муз.образа и способность передать его в движении. Методологической основой т.м.о. явл. психофизиология - это наука о закономерностях физического и психического развития детей. Психофизиология лежит в основе всех отраслей педагогики. В рамках психологии рассматривается осн.вопрос о развитии муз.способностей (вопрос о природе и структуре муз.спос - тей). Эти вопросы изучает Теплов "Психология муз.способностей".Кроме того, этими вопросами занимались Тарасова - "Онтогинез муз.способностей". Наиболее разработанная область муз.образ - ия - психология муз.восприятия: Асафьев, Яворский, Назайкинский и другие ученые. Методологической основой явл. педагогика - наука о муз.воспитании детей. Вопросы педагогики рассматривают общепедагогические методы, которые заложены и в муз.педагогике. (методы исследования и методы обучения). К методам исследования относятся беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный. Теоретической основой т.м.о. явл. эстетическое воспитание - раздел педагогики. Для т.м.о. важны задачи эстетического воспитания: 1) систематически развивать восприятие прекрасного; 2)приобщать детей к деят - ти в обл.искусства; 3)формировать основы эстетического вкуса; 4)развивать художественно - творческие способности. Термины: Муз. образование – процесс и результат усвоения систематизированных ЗУН, необходимых для муз. дет-ти. Под муз. обрз-м понимают также систему организации муз. обучения в муз. учеб. заведениях. различают МО общее, достаточное для любителей и спец-е, подготавливающее к профес. работе. Муз.воспитание – 1.процесс приобщения личности к МК общества, область эстет. воспитания. 2.целенаправленное и систематич. развитие муз. способ-й детей, воспит-е эмоц. отзывчивости к музыке, способность понимать и глубоко переживать ее сод-е. Воспит. значение музыки определяется силой ее эмоц. воздействия на человека. Муз.восп-е включает элем-ты муз.обучения и муз.образования, их взаимодействие обеспечивает полноценное всесторон. муз. развитие. Педагогика муз.образования – пед.наука, изучающая дят-ть, связанную с муз. образованием, направленную на приобщение уч-ся к МК в целом, а не только к муз. ис-ву. Общее муз.образование – образование, направленное к каждому уч-муся, т.к. общее среднее образование явл. обязательным. Оно осуществляется в школах, гимназиях, лицеях, в рамках учебного предмета «Музыка», под руков-м учителя музыки, у которого среднее спец. или высшее образ-е и работает по одной из учеб.программ в соответствии с гос.стандартом общего образования. Допол. муз. обр-е – муз.обр-е, кот. не явл. обязательным, т.е. занятия в студиях, кружках, муз.школах, кот. официально называются муз.учреж-ми доп.образ-я. Муз.воспитание – в психолог. Значении – воспитание определ.качеств личности уч-ся, куда входит нравств., эстетич., худож. воспитание. Муз.обучение - а)освоение уч-ся муз. ЗУН; б)помимо ЗУН включает опыт эмоц.-ценностного отношения уч-ся к музыке и их муз.-творч. деят-ти. Муз.развитие – становление муз.культуры уч-ся как неотъемлемой и важной части его дух.культуры: это развитие муз.интересов, вкусов, потребностей, развитие всех сторон его муз.слуха, муз.памяти, мышления, воображения; развитие муз.-творч. способ-й, исполнительских, слушательских и даже композиторских умений и навыков.

 

 


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 10; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты