Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


В – 3. Культурный переворот Осевого времени. 2 страница




Рубеж веков – катастрофа. Три пути развития: 1) римский (эллинистический); 2) ветхозаветный (иудеи замыкаются); 3) основа хр. церкви (Новый Завет). Второй храм, построенный около 515 г. до н.э., просуществовал до 70 г. н.э. и был разрушен римлянами в ходе Великого еврейского восстания. Храм занимал особое место в истории еврейской религии, он был не просто культовым зданием, предназначенным для публичного служения Богу, в Библии он получил название «Дома Господнего», место обитания Бога на земле. С течением времени храм играл все более важную роль в культе Бога Яхве, поэтому после его разрушения евреи столкнулись с серьезными проблемами. Это время восстаний, теряется единое государство.

Новый Завет состоит из 4 Евангелий («Евангелие» - благовествование или Благая весть). Три почти одинаковых евангелия, кроме Евангелия от Иоанна. Это 4 версии об учении Иисуса Христа, каждая из которых имела своего слушателя. Евангелия возникли в 1 в. н.э. (70-100 гг.), написаны на греческом языке. Жанр Евангелия уникален: это хронологическое жизнеописание И.Х.. В нем нет оценочных эпитетов, но здесь присутствует речь Бога. Это некий литургический текст, и ближе всего к этому стоит Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Первое по времени. Оно краткое и написано около 70 г. н.э. Занимает 2-е место в Библии. Много описаний дел И.Х., чем его слов. Оно предназначено для проповеди среди римлян. Его евангелие яркое и зрелищное, что соответствует характеру римлян. В нем присутствует очень много метафор (свет во тьме). Притча о семени, которая отсутствует в остальных 3-х. Написано плохим греческим языком, т.к. Марк – рыбак. Евангелие от Матфея. Появилось в 85 г. н.э. Оно в 1,5 раза больше Ев. от Марка, но в нем короче изложена деятельность И.Х. Важно само учение. Создано для иудеев и учителей веры (т.е. для богослужений). Написано церковным языком, отсюда и распевность. Здесь слова и выражения вместе с прямыми цитатами взяты из Ветхого Завета. Особенность: учение И.Х. вынесено в самое начало. Ев. от Матфея имеет дидактический смысл. Центральный момент – Нагорная проповедь (это самый подробный вариант Нагорной проповеди). Евангелие от Луки. Написано в 90 г. н.э. Лука – грек из Антиохи (центр культуры Др. Востока), врач, разносторонне развитая личность. Написано хорошим греческим языком – образец греч. яз. 1 в. н.э. Ев. от Луки – для интеллигенции. По легенде, Лука посещал мать И.Х., беседовал с Петром и Иоанном Крестителем (Предтечей). Большое значение уделял хронологии: вписал еврейские события в хронологию, написал родословную И.Х. от Адама. Притчи о блудном сыне, о бедном смитянине, о Моисее, в центре которых стоит проблема греха и кающегося грешника. Грех – болезнь, следовательно священник – врач. Тема богатства. Появляется мотив милостыни – богатые должны стать нищими, т.к. у них есть только Бог. Ев. от Луки – евангелие женщин, т.к. много женских персонажей – мать И.Х., мать Иоанна Предтечи и др. Евангелие от Иоанна. Появилось приблизительно в 98 г. н.э. Стоит особняком. Таинственное. Написано для молящихся и тех, кто учит молитвы. Иоанн был с И.Х. на Голгофе и именно ему поручена забота о Его матери. Иоанн мистик. Особый язык – повторы, язык словарей. Много ночных сцен. В основе лежит попытка увидеть учение И.Х. как озарение. Суть учения выражена в мистицизме. Каждое из Евангелий дополняет друг друга. Помимо Евангелий в состав Н.З. входят Деяния апостолов, Послание апостолов к христианским общинам разных городов и стран, а также Откровение Иоанна Богослова, более известное как Апокалипсис. Дата неточная (примерно 95 г. н.э.). Книга включает мистические видения автора. Он диктовал ее своему ученику. Апокалипсис – книга о конце света, последней битве добра со злом. Конец времен ожидается со дня на день (в любой момент). Читать для верующих, сильных духом, чтобы не усомнились. Новый Завет не представляет собой единого произведения – входящие в него книги созданы в разное время, в разных местах, разными авторами – учениками Христа и его последователями. Новый Завет представляет важный источник по истории раннехристианской церкви, отражающий эволюцию христианского учения, превратившегося из религии угнетенных в одну из трех мировых религий. Новый Завет почитается только христианами. Он написан на греческом языке. Наряду с книгами Н.З., вошедшими в церковный канон, сложившийся только к 4 в. н.э., существовал ряд книг, не признанных впоследствии церковью каноническими и объявленных апокрифами, т.е. неподлинных (с тчк. зр. церкви): Псалмы Соломона, Книга Юбилеев, книга Еноха, 3-я книга Ездры, около 50 Евангелий, Деяния апостолькие (апокрифические), послания, Апокалипсисы и др, всего насчитывается до 115 апокрифов.

 

 

В. 8. Культура средневековой Европы. Средние века - период от гибели Римской империи до эпохи Возрождения (с 5 по 16 в.) Это эпоха возникновения, развития и упадка феодального общества. Раннее ср-е (5-10 в.), классич-ое (11-13 в.), позднее (14-16 в.). С 3 в. в римской империи торговля приходила в упадок, сельское хоз-во и ремесленная продукция теряли рынки сбыта, денег становилось все меньше, земли забрасывались. Кризис усилился из-за вторжения варваров (германские племена вандалов, готов, англов, саксов). Это закономерный результат Великого переселения народов, начавшегося в I в. и связанного с похолоданием в огромном регионе от Сибири до Скандинавии, которое существенно сократило площадь земледельческих и животноводческих угодий и вынудило варваров, подталкивая друг друга, двинуться на юг и запад вплоть до окраин западного мира. В 455 г. на Рим напали вандалы и подвергли его разгрому. Все к-ные ценности, которые нельзя было увезти с собой, они уничтожили. Города разрушались варварскими нашествиями и больше не восстанавливались: их было некому кормить, и городские жители вынуждены были уходить на землю. Европа все больше скатывалась к натуральному хозяйству, к производству всего необходимого для жизни в собственном хозяйстве. Еще одной чертой средневековой жизни стало профессиональное и социальное расслоение. Еще в поздней Римской империи некоторые профессии становились наследственными. Это стало основой для жестокой социальной иерархии, которая устанавливала строго определенный характер взаимоотношений групп общества, положение чел-ка в нем. С образованием классического феодализма оформляются основные сословия – дворянство, духовенство и остальное население, позднее названное народом. В это же время церковь занимает ведущее положение в общественной иерархии, которое она будет удерживать на всем протяжении Средних веков. В хаосе варварских нашествий церковные деятели нередко выступали как универсальные руководители разваливающегося общества. Столкновение Рима и варваров привело к общему упадку к-ры. Такая ситуация продолжалась до конца VIII. Синтез двух к-ных начал (римской и варварской к-р) начал приносить положительные результаты. Застой и упадок сменяются подъемом – начинается период, названный Каролингским Возрождением. С X в. Западная Европа начала демонстрировать все признаки цивилизованного общ-ва. Складывается классический феодализм с его иерархической системой сословного соподчинения. Четкое осознание своего места в обществе, принадлежности к определенной социальной группе и зависимости от своего господина – характерная черта Средневековья. Классическое Средневековье также стало временем бурного развития городов, которые были созданы возобновленной торговлей и стали детищем купцов. На фоне общего подъема бурно расцветает духовная жизнь. Выдающуюся роль в становлении европейской цивилизации играла христианская церковь, во многом сформировавшая мировоззрение и ХК эпохи. Гибель антич цив-и и к-ры одновременно обозначала победу христианства над язычеством и превращала его в духовную силу, которая влияла на все стороны жизни человека. В условиях всеобщего упадка к-ры в период раннего Ср-я только церковь оставалась единственным социальным институтом, общим для всех гос-тв Европы. Кроме того, притягательными чертами христианства были проповедь общечеловеческой любви, понятные всем правила и нормы жизни, равенство всех людей без исключения и т.д. Христианство утвердило свою систему ценностей, которая признавала в качестве вечного и неизменного начала мира Бога. В соответствии с христианской картиной мира ср-ый европеец представлял его себе в виде иерархической системы, напоминающей пирамиду. На вершине ее Бог, ниже идут уровни священных персонажей: сначала апостолы, затем архангелы, ангелы и т.п. Еще ниже люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней и, наконец, простые миряне. Еще дальше от Бога животные, потом растения. В основании пирамиды – полностью неодушевленная земля. А под ней, в мире подземном, находятся силы зла во главе с Сатаной, среди которых также сущ-ет иерархия. Для ср-го мировоззрения характерно было представление о дуализме мира: он делился на мир видимый, земной и мир потусторонний, идеальный, небесный. С дуализмом были связаны такие черты Ср-я, как универсализм, символизм, аллегоризм. Универсализм – это стремление средневекового мышления к осознанию и представлению мира в целом как некоего законченного всеединства. Чел-к стремился овладеть всеми знаниями о мире, отсюда энциклопедизм. Появляется немало людей, которые имели знания в самых разных областях науки. Символизм и аллегоризм – это представления о том, что в мире всякая вещь изначально занимает предопределенное ей место. Она ценна не сама по себе, а постольку, поскольку является символом религиозных или моральных ценностей. Так, луна становится символом церкви, ветер – Святого Духа. Отсюда столь частое в средневековом искусстве обращение к аллегориям (напр., картины Боттичелли «Весна», «Клевета» и т.п.). Кроме того, для Ср-я характерна экзегеза, т.е. трактовка священных текстов, их понимание. Огромным было воздействие хр-ва и религ. мировоззрения на ср-ое ис-во. Почти все его творения служили религиозному культу, воспроизводя образы не реального, а потустороннего мира, используя язык символов и аллегорий. Арх-ра, например, отражала красоту и значение божественного миропорядка. Наиболее распространенным и популярным жанром лит-ры стали жития святых, самым распространенным жанром живописи – икона. Религия выступает как новый мировоззренческий ориентир для сознания чел-ка, как выражение потребности в чистой жизни, возникающей у человека, утомленного грубостью и примитивностью окружающего мира. Худ-ое тв-во Ср-я также испытывало сильнейшее влияние церкви. Художник (творец) того времени был призван отображать лишь совершенство миропорядка, строго следуя церковным канонам. И тем не менее универсальные церк. каноны накладывались на специфику национальных культур, что выражалось в особенностях арх-ных форм, в разнообразии приемов изобр ис-ва и пр. Подтверждением этого может служить наличие нескольких стилей, характеризующих арх-ру Ср-я. Для Западной Европы Раннего Ср-я был характерен романский стиль, особенно получивший развитие с конца X в. Сам же термин «романский» был введен в научный оборот в начале XIX в. фр. археологами, которые увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской арх-рой, с ее полукруглыми арками, элементами украшений и пр. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, т.к. они выполняли функцию оборонительных сооружений. Такими постройками все чаще становились замки, построенные на естественной возвышенности. Они были окружены широким рвом, имели подъемный мост и укрепленный портал. Чаще всего замки состояли из широких круглых башен, соединенных могучими каменными стенами с зубцами и круговыми ходами на верху. С XII в. в Европе началось массовое возведение городов, центрами которых становились городские площади с кафедральными соборами. Города стали соперничать великолепием храмов. Последние отличались от монастырских тем, что были средоточием всей культурной жизни. Романский храм в плане представлял собой базилику (вытянутое прямоугольное здание, внутри разделенное колоннадой на 3 или 5 частей, называемых нефами. Средний неф выше и шире боковых. В верхней части его стен имелись окна. Вход с запада. Напротив входа средний неф заканчивался апсидой. Вся алтарная часть называлась хором. Между апсидой и нефом появился трансепт – поперечный неф, придававший церкви форму лат. креста). Соборы строили с расчетом вместить все население города. Однако узкое пространство базиликального храма было плохо приспособлено к постоянно возрастающему потоку верующих, поэтому романские храмы стали строиться большими по размерам. Первоначально их возводили с плоскими потолками, а потом стали перекрывать внутренние помещения каменными полукружными сводами. Чтобы своды не обрушились, строили массивные, тяжелые стены. Романский храм был призван приблизить человека к Богу, для чего значительное место в убранстве интерьера стали отводить фрескам и витражам, заполнившим оконные проемы. Стены и своды украшали многочисленные росписи на библейские сюжеты. Снаружи ром храмы украшались рельефами. Образцы: собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Велезе (Франция), в Вормсе, Майнце и церковь монастыря Мария Лах (Германия), соборы в Оксфорде, Винчестере (Англия), собор в Пизе (Италия). В начале XII в. романский стиль, еще сохранивший в себе средневековую суровость и замкнутость, сменяется новым стилем, получившим название готического. Термин «готическое искусство» ввели в употребление итальянские гуманисты для обозначения всего, не относящегося к классическим, антич образцам, т.е., по их мнению, уродливого, связанного с варварством (готы – «варварское» германское племя). Этот стиль сформировался во Франции в XII в., затем распространился по всей Европе. В готической, как и в романской архитектуре, применялся базиликальный тип храма. Но в отличие от романского храма, в основе готического здания лежала новая конструкция свода с устойчивой каркасной системой. Эта система основана на нервюрном своде (нервюры – образующие свод арки, выступающие в виде ребер), внутренних устоях (колоннах, или столбах) и внешних опорах – контрфорсах (специальных подпорных столбах уступчатой формы). Центральный неф готического храма обычно был выше боковых, и часть нагрузки принимали на себя аркбутаны – специальные подпружные арки, соединявшие основание свода центрального с контрфорсами бокового. Такая конструкция позволила значительно облегчить все сооружение (вся тяжесть здания концентрировалась теперь не на стене, а на контрфорсах и аркбутанах) и максимально расширить внутреннее пространство здания, почти убрав стены. Характерной особенностью готического стиля было применение стрельчатой арки, которая своей формой подчеркивала устремленность здания ввысь. Важная деталь готического собора – огромные окна, которые как бы заменили стены и заняли промежутки между опорами. Окна украшались витражами. Снаружи у готического собора обычно две башни на фасаде, а между ними – круглое большое окно, т.н. «готическая роза». В отличие от романского собора с его четким планом и обозримыми формами, готический необозрим, часто асимметричен, каждый его портал строго индивидуален. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой, где центром композиции становится распятие. Готические соборы отражали стройность божественного миропорядка. Вся конструкция готического храма, устремленная вверх, как бы выражала стремление человеческой души ввысь, к Богу. Но готический храм в то же время является своеобразным воплощением учения, согласно которому весь мир есть система противодействующих сил и конечный результат их борьбы – Вознесение. Самыми выдающимися произведениями готического стиля стали соборы Нотр-Дам в Париже и Амьене, собор в Реймсе и Руане (Франция), Кельнский собор (Германия), собор св. Витта (Чехия). Живопись. Сюжетами для живописных и скульптурных изображений были темы величия и могущества Бога. Стилевая особенность этих изображений состояла в том, что фигура Христа значительно превосходила по размерам другие фигуры. Вообще реальные пропорции были не важны романским художникам: в изображениях головы зачастую увеличены, тела схематичны, иногда вытянуты. Витражи. В эпоху расцвета романского стиля существовали две техники витражной росписи: гризайль (черная и серая краска по бесцветному стеклу зеленоватого дымчатого тона) и по наборному цветному стеклу (стекло варили в спец. печах, затем резали в соответствии с подготовленным рисунком и набирали на спец. шаблонах, после чего покрывали по цветному фону росписью). Однако большего расцвета витражи достигли во времена готики. Основной целью этих «картин в окнах» было показывать людям, не умеющим читать Священное Писание, во что они должны верить. Никогда ранее цвет и свет не играли такой символической роли. Считалось, что естественным цветом готики яв-ся фиолетовый – цвет молитвы и мистического устремления души, как соединение красного цвета крови и синего неба. Синий цвет считался также символом верности. Поэтому в витражах преобладали красны, синие и фиолетовые краски. Лучшие гот. витражи нах-ся в соборах Шартра («Богоматерь с младенцем»), Парижа (Сен-Шапель). Литература. Всю литературу Средневековья можно разделить на героический эпос, рыцарскую куртуазную поэзию, рыцарский куртуазный роман и поэзию и прозу городского сословия. Героический эпос представлял собой сказания, воспевающие подвиги героев, важнейшие реальные события, сказания, в основу которых легли народные легенды. Во Франции величайшим памятником той эпохи яв-ся «Песнь о Роланде» (идеальном рыцаре, патриоте и правдолюбце, защитнике христиан от неверных). Бретонские и кельтские сказания повествуют о короле бриттов Артуре и рыцарях Круглого стола. В Германии – эпопея «Песнь о Нибелунгах» о гибели бургундского королевства и смерти короля гуннов Аттилы Рыцарская куртуазная (придворная) поэзия. Куртуазная поэзия началась с культа «дамы сердца». Рыцари-поэты воспевали красоту и благородство Прекрасной Дамы. Рыцарский куртуазный роман. Авторы – ученые люди. Первые романы появились во Фр. и представляли собой сплав кельтских эпич. преданий с позднеантичными произведениями Гомера, Овидия, Вергилия, увлекательных рассказов крестоносцев о неведомых странах. «Тристана и Изольды», в основе кот. ирландские сказания о несчастной любви двух молодых сердец. Поэзия и проза гор. сословия. Популярный жанр – фаблио (во Фр.), шванк (Герм.). Герои – горожане и крестьяне с их сметливостью и с здравым смыслом, кот. борются с житейскими невзгодами, сохраняя при этом оптимизм. Все ситуации носят комический либо авантюрный хар-р, но не выходят за пределы реалистического бытового изображения. Особое явление – поэзия бродячих школяров – вагантов. Они делали резкие выпады против князей церкви, что делало вагантов воинствующими еретиками. Излюбленные темы их песен – пирушки, легкий флирт, иронические сетования на свою тяжкую долю («Во французской стороне…»). Народная смеховая к-ра преобразилась в сатиру и породила новый жанр – фарс (грубый комизм с присущим ему издевательством). Музыка различалась на светскую и духовную. Светская музыка представлена народными песнями, песнями вагантов, трубадуров, актеров и др. Музыка эта была монофонической, аккомпанемент - дудочка или струнный инструмент. Духовная музыка была непременным атрибутом католической мессы. Музыка входила в число «семи свободных искусств», центрами обучения в раннем Средневековье были монастыри, с XII в. - соборы и университеты. В XI в. монах Гвидо д'Ареццо создал нотное письмо и дал название 7 нотам гармонии. В XII в. в парижском соборе Нотр Дам на смену унисонному пению приходит сложное многоголосие, которое получит распространение как в церковной, так и в светской музыке.Церковное песнопение. Уже в конце VI в. основой для муз. католического богослужения стало – одноголосое церковное песнопение, исполнявшееся мужским хором в унисон или солистами на латинском языке. Это т.н. григорианский хорал (по имени папы Рим. Григория I, кот. по легенде утвердил этот певческий жанр).

 

В – 9. Культура Византии.История Византии как самостоятельного гос-ва началась с раздела в 395г. Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной империи стал Константинополь, основанный в 324 г. императором Константином. После нашествия варварских племен в 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей. Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т.е. Римской империей. Власть императора (василевса) ромейцы объявили божественной по своему происхождению, но она не передавалась по наследству, поэтому каждый император старался еще при жизни сделать своего сына соправителем. Выгодное географическое положение сделало Византию «золотым мостом» мировой торговли. Развитый рынок, подвижный этнический состав, мощная власть василевса, поддерживаемая церковью, христианская религия создали уникальные условия для появления нового типа к-ры. Став при императоре Константине I государственной религией, христианство освятило императорскую власть и самого императора, результатом чего стал тесный союз между церковью и государством. Христианство в 4 - 5 вв. стало предметом различных богословских споров. С течением времени противоречия возросли до такой степени, что западная (католическая) и восточная (православная) церкви разошлись во мнениях по центральным вопросам веры. Шла борьба между Папой Римским и константинопольским патриархом за политическое и религиозное первенство. В 9 в. Восточная церковь обособилась от Западной. В 11 в. произошел раскол (схизма). В Византии в нач. Средних веков было больше образованных людей, чем в Западной Европе. Работали городские школы, велся поиск редких книг, которые переписывались для императорской библиотеки. Была открыта первая в Европе высшая школа, а затем и высшее мед. училище. Достигли успехов византийские географы, работали крупные математики, астрономы, астрологи, оптики. Но после утверждения христианства лучшие представители науки стали подвергаться гонениям. Уничтожались научные центры, была уничтожена значительная часть Александрийской библиотеки. Наука становится богословской, что особенно проявляется в области естественных наук. Господствовала алхимия, занятая поисками «божественного эликсира», с помощью которого можно любые металлы превратить в золото, излечивать различные болезни, возвращать молодость. В то же время получило развитие хим. ремесло – изготовление красок для живописи и крашения тканей, керамических изделий, мозаик и эмалей. В конце VII в. византийцы изобрели «греческий огонь» - зажигательную смесь, способную гореть на воде, что помогло им одерживать победы в морских битвах. Византийская философия развивалась на сохранении античных традиций. Был распространен неоплатонизм.Большинство сторонников неоплатонизма использовали его для обоснования христианства. Далее в философских учениях заметно влияние мистических учений (Максим Исповедник). Со временем происходит борьба различных философских взглядов, особенно большое значение имел конфликт иконоборцев и иконопочитателей, вылившийся в религиозное движение. Одним из вождей иконопочитателей был Иоанн Дамаскин (труд «Источник знания»). Начало Средневековья явилось завершающим этапом литературырабовладельческого общества. Но античные традиции были все еще сильны. Светские поэты пересказывают античные мифы, используют античные принципы стихосложения. Сложился стихотворный размер, получивший название народного стиха. Лириком этого периода был Роман Сладкопевец. Его считают самым крупным поэтическим дарованием Византии. После окончательной победы православия сохранилась только богословская литература. В светском поэтическом творчестве важное значение имеет т.н. «Мириобиблон» (греч. множество книг) – своеобразная энциклопедия с элементами хрестоматии. Автором этого сборника был патриарх Фотий. Народное же творчество этого периода испытало влияние славянской колонизации (пословицы, поговорки из славянского фольклора). Наивысший расцвет ис-ва Византии приходится на время правления императора Юстиниана, когда империя достигла размеров почти равных старому Римскому государству. При Юстиниане византийское ис-во приобретает полную самостоятельность. Оно отражало государ-ые, религиозные идеи и богатство Византийской империи. К числу выдающихся памятников этого периода относится мавзолей Галлы Плакидии в Равенне. Это усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Усыпальница с куполом имеет массивные формы, низкие своды, сохраняющие полумрак. Стены внизу украшает драгоценная мраморная облицовка самых нежных оттенков. Верхняя часть стен сверкает мозаиками. Над входом мозаика с изображением И. Х. в образе пастуха среди овец. В столице оформился и выдающийся единый архитектурный ансамбль: Ипподром, Большой дворец с полом, выложенный мозаиками, и центральное здание города – храм Святой Софии. Это главный памятник не только эпохи, а всей Византийской истории. Впервые в храме Святой Софии была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного куполом. Арх-ры Анфимием из Трал и Исидором из Милета. Затем здание было уничтожено огнем и вновь возведено на одном из холмов Константинополя. По форме это купольная базилика: собор в интерьере представляет собой квадратный в плане зал, увенчанный колоссальным, как бы парящим на высоте 40 м куполом (диаметр чуть более 31 м). В своем основании купол имел 40 окон, простенки между которыми из-за льющегося света были не видны. К главному куполу с двух сторон примыкают постепенно возвышающиеся полукупола. Стены облицованы мраморными плитами разных цветов и мозаиками. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота и драгоценной утвари, сияние множества лампад создавали иллюзию беспредельного пространства, превращали храм в подобие макрокосмоса, символически приближали к образу вселенной. Он навсегда остался главной святыней Византии. Одновременно со сложением ранневизантийского храма складывается стиль настенной живописи. Ее излюбленной техникой стала мозаика, берущая истоки в античности. Византийские мозаичисты пользовались всеми оттенками цветов. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. Для Византии светское искусство было редкостью. В мозаиках церкви св. Виталия (Сан-Витале) в Равенне выделяются две сцены: император Юстиниан и епископ Максимиан в сопровождении свиты, на другой – жена Юстиниана, императрица Феодора. В Нике сохранилась фреска, известная как «Никейские ангелы», где изображен ангел – полубог-получеловек. Непревзойденный образец монументального ис-ва Византии – мозаика Софии Константинопольской. Сидящая в спокойной позе огромная фигура Марии с младенцем на руках – воплощение возвышенной одухотворенности. При Юстиниане широкое распространение получили иконы (по-гречески – образ). Прообразом стал фаюмский портрет, возникший в Египте. На иконе изображалось не лицо (как на фаюмском портрете), а лик (в отличие от портрета). Икона пишется на доске (липовой, сосновой, кипарисовой) и состоит из 4-5 слоев, расположенных в следующем порядке: основа, грунт (левкас), красочный слой, защитный слой и оклад. Из ранних икон сохранились немногие: «Богоматерь с младенцем», «Сергий и Вакх», «Богоматерь на троне». Культовая музыка заняла доминирующее положение в средневековой Византии. Следует выделить светские приветственные возгласы-славословия на стихотворные тексты, застольные величальные песни в исполнении хоров. Среди культовой музыки широкое распространение получили гимны. Наиболее известный поэт и музыкант – автор гимнов Роман Сладкопевец. Знаменитым автором гимнов был Иоанн Дамаскин. Он стал автором «Октоиха». Борьба светской и церковной культур особенно характерна для 1 периода истории Византии. В период Македонской династии вновь пробуждается интерес к классической литературе. Значительный рост переживает светское образование. Возрождается университет – центр светского образования. В византийской науке наступает век обобщающих произведений энциклопедического характера. Литературнаяжизнь Византии переживает в этот период оживление, широкое распространение получили прозаический и стихотворный романы. В живописи и архитектуре наблюдается расцвет. В церковной архитектуре базилика как форма культового здания отступает перед крестово-купольным храмом, сокращаются и масштабы храма. Большое значение приобретает внешний вид храма, улучшается внешний декор. Применяется облицовка фасадов разноцветным камнем, чередованием слоев красного кирпича и белого раствора. Все византийские храмы стали украшаться по раз и навсегда выработанной схеме. Впервые новый тип храма был воплощен в новой базилике Василия Македонянина «Новая церковь». Современники отмечали, что храм-базилика был украшен, как невеста. Он имел пять куполов и белую колоннаду снаружи. Мозаики располагались по строго определенному церковно-догматическому плану. Среди крестово-купольных храмов следует также назвать монастырь Дафнии близ Афин, церковь Богоматери в Солуни, церковь Феодоры в Афинах. В это же время наблюдается подъем в искусстве иконописи. Икона Владимирской Богоматери – ярчайший образец искусства византийских образцов. Относится она к типу умиления, где младенец прижимается к матери щечкой. Взгляд Богоматери исполнен материнской тревоги. Другая икона – «Григорий Чудотворец». У святого суровое аскетичное лицо, оно мужественно и спокойно. Изделия из слоновой кости и камня, худ. стекло и ткани, обработка золота и перегородчатая эмаль – эти шедевры декоративно-прикладного искусства Византии были широко распространены в пределах империи. В 8 – 12 вв. оформилось музыкально-поэтическое искусство. Было создано нотное письмо, а также литургические сборники, где фиксировались песнопения. В конце 10 в., когда Киевская Русь принимает христианство, византийское влияние проникает в древнерусское церковное пение. Династия Палеологов – последняя в истории Византийской империи. В 13 в. Константинополь был захвачен крестоносцами и с 1204 – 1261 гг. прекратилось существование Византии. Бывшая империя стала мозаикой небольших государств. В этот период усилилась борьба церкви с наукой и научными знаниями. Мистицизм захлестывает все отрасли науки. Представители литературы этого времени – Никифор Григора, Лапиф, Акиндин, поэт – Мануил Фил. Сохранилось несколько романов: «Илиада» Гермониака, «Ахиллеида» и др. Распространенным был жанр рассказов-новелл. Под свежим впечатлением событий турецкого завоевания в 1453 г. сложено несколько «плачей», посвященных падению Константинополя и Трапезунда. В эти годы строились либо небольшие храмы, либо перестраивались старые. Живописный вид приобрел древний храм монастыря Хора (ныне мечеть Кахриэ Джами). Особенной нарядностью отличаются храмы Мистры (в Спарте), объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм. Позднее сооружена церковь Апостолов в Солуни. В живописи проявились новые устремления. Решающую роль в живописных циклах играет драматическое переживание евангельской истории. В XIV в. византийские мастера предпочитали мозаике фреску, миниатюру и икону. Византия этого века испытала признаки внутреннего оскудения. Не смог найти применения своему дарованию Феофан Грек. А перенесенное на Афон и на Крит византийское искусство развиваться дальше не смогло. Последний из критских живописцев Доменико Теотокопули вынужден был покинуть родину. Далеко за пределами родины он вошел в историю мировой живописи под именем Эль Греко. Византия, являясь связующим звеном между западной и восточной цивилизацией. Дала миру высокие образцы искусства, которые отличали не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, утонченность эстетического выражения. Византийское искусство стало эталоном для искусства православного мира, а Византийская церковь – мировым центром православной веры. Важна просветительская роль Византии, которую она сыграла в средние века. Византия спасла Европу от арабов, сохранила для Европы античное искусство. Несмотря на все трагические моменты своей истории, Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции Православия. Влияние византийской культуры ощутили на себе как страны, примыкающие к византийскому региону (Македония, Сирия, Сицилия и др.), так и те страны, для которых Византия стала эталоном величия и колыбелью православия (Сербия, Болгария, Грузия, Древняя Русь).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты