Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


В – 3. Культурный переворот Осевого времени. 4 страница




 

В – 13. Западноевропейская культура барокко и классицизма. Мироощущение чел-ка 17 в. оказалось максимально поляризованным, пронизанным ощущениемтрагического противоречия чел-ка в мире, где чел-к был словно растворён в окружающем его многообразии, подчинён среде, общ-ву, гос-ву. Стремительно меняющейся «картиной мира» на руб. 16 – 17 вв. Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественно – научными открытиями. В научной картине мира разум, вооружённый наукой, противостоял миру, которым можно и нужно овладеть. Принцип рационализма рассматривался в качестве уни версального ключа, открывающего все тайны и природы и челов-кой к-ры.Колумб открыл Америку, Васка да Гама – морской путь в Индию, Магеллан совершает первое кругосветное путешествие, открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца стало завоевывать признание. Исследования Галилея, Кеплера и ньютоновская «небесная механика» разрушали прежние привычные представления о замкнутом и неподвижном мире, в центре которого находится Земля и сам человек. То, что раньше было абсолютно ясным, незыблемым и вечным, стало буквально рассыпаться на глазах. Человек продолжал видеть по-прежнему: плоскую неподвижную землю и движение небесных тел над головой. Но ученые стали доказывать, что это всего лишь видимость, а на самом деле – нечто иное. Данные науки приходили в противоречие с опытом и видимым образом мира. Произошел бесповоротный психологический надлом – основа будущего стиля Барокко. Стиль барокко получил распространение в католических странах, где пошатнулись позиции официальной церкви после Реформации (Италия, Испания и др.). Родиной классицизма стала Франция. Он был тесно связан с придворной аристократической культурой. Абсолютистским государствам не могла не импонировать идея величавого порядка, строгой соподчиненности. Название эпохи барокко произошло от ит. барокко – странный, причудливый (барокко – жемчужина неправильной формы). Барокко зародилось в Италии, а затем распространилось в Испании, Франции, Германии, Фландрии. Для стиля присущ драматизм, динамизм, эмоциональность, масштабность, композиционная сложность, высокий уровень выразительности, совмещение реального и фантастического. Широко используются гиперболизм, антитезы, метафоризм, все необычное, нетрадиционное. Барочные произведения усложнены, иногда вычурны, тяготеют к неправильной форме. Барочный стиль стремиться к монументальности, мистическим аллегориям и натуральности изображения. Для него характерен акцент на внешние эффекты и большую выразительность форм. Особенное внимание уделяется эмоциональному воздействию. Первым сделал слово «барокко» типологической категорией Х. Вельфлин. В книге «Ренессанс и Барокко» и последующих работах Вельфлин определил барокко как наивысшую, критическую стадию развития любого художественного стиля: первой стадией является архаика, второй классика, третьей – барокко. В своих «парах» формальных понятий: линейность и живописность, плоскость и глубина, замкнутая и открытая форма, множественность и единство, ясность и неясность – первую часть Вельфлин отнес к искусству классики, вторую – к барокко. Отсюда противопоставление Классицизма и Барокко (и как худ. стилей и как постоянно повторяющихся и обновляющихся в истории фаз развития способов формообразования). Научные открытия, философские и богословские метания касались относительно немногих, но они меняли общую атмосферу духовной и интеллектуальной жизни, и люди это чувствовали, а художники – особенно остро. Культурный человек того времени уже не мог, как сто лет назад, ощущать себя хозяином жизни и центром Вселенной. Он видел, как неустойчива быстротекущая жизнь. Его мир стал противоречивее и сложнее. На таком фоне даже присущая барокко чувственность, стремление к земной красоте приобретают драматическую тональность. Но человеку необходимо вновь обрести смысл и равновесие в жизни. И находит он это чаще всего в порыве религиозного чувства, в обращении к Богу и вечности. Религиозной теме, грехопадению и спасению человека посвятил свои поэмы о потерянном и возвращенном Рае великий эпический поэт эпохи барокко англ. Дж. Мильтон. Литературу барокко создавали многие знаменитые авторы – ит. поэт Т. Тассо, исп. Драматург Т. де Молина и др. Барочные черты исследователи находят и у Сервантеса, и в поздних произведениях В. Шекспира. Но в первую очередь, говоря о стиле барокко, мы вспоминаем не лит-ру, а зодчество и связанный с ним комплекс изобр-х искусств. Стиль барокко проявился в создании грандиозных городских и дворцово-парковых ансамблей. Правда, подобные ансамбли создавала и предшествовавшая эпоха Ренессанса, и почти одновременно с барокко оформлявшееся направление – классицизм. Своеобразие барокко отразилось в худ. образе этих ансамблей и в невиданном прежде стремлении не просто соседству или взаимодействию, но к синтезу и взаимопроникновению разных искусств: архитектуры, скульптуры, живописи, декора. Здания гармонируют с природным ландшафтом. Впервые в истории неподвижная архитектура так насыщается энергией движения, что порой кажется готовой «сняться с места». Крупнейшими архитекторами стиля барокко были итальянцы Лоренцо Бернини (создатель ансамбля площади перед собором Св. Петра, церкви Сант-Андреа в Риме, многих произведений в Ватикане, Фонтан четырех рек, Экстаз Св. Терезы) и Франческо Борромини (церкви, дворцы, здание Коллегии пропаганды веры в Риме).

Живопись – М. Караваджо, П. Рубенс, Жд. Тьеполо, Д. Веласкес, Рембрант. Рождение и высшие достижения барокко связаны с Италией, но значительные произведения этого стиля создавались и в германии, и во Франции, и многих др. странах.

Барокко – это эпоха, великая своими грандиозными разрушениями и столь же грандиозными созиданиями, она осталась в истории переломным моментом развития мирового искусства. Худ. стиль Барокко навсегда вошел в жизнь людей таких стран как Италия, Испания, Австрия. Классицизм – культурный стиль нового времени, сложившийся в 17 в. и сосуществовавший наряду с барокко, находясь с ним в отношениях взаимного оппонирования. Родиной классицизма стала Франция.17 век – время формирования единого фр. государства, французской нации. Во 2 пол. столетия Франция – самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Классицизм был тесно связан с придворной аристократической культурой. В отличие от иррационального барокко, классицизм был рационален и апеллировал не к вере, а к разуму. Отвергая страстную устремленность барокко к Богу, классицизм двигался иным путем, стремясь уравновесить между собой все миры – божественный и человеческий, природный и социальный, духовный и материальный. Название – классицизм – происходит от латинского слова, означающего «образцовый». Классицизм выражал стремление к разумному, гармоничному строю жизни, стабильности и порядку. Его привлекательной стороной выступал нравственный пафос, гражданская направленность. Классицизм для Франции не просто стиль, это национальная худ. традиция, которая царила до 19 в., с одним коротким промежутком. Пауза – стиль рококо. Затем – классицизм. Теория классицизма основана на картезианской философии и на идеалах античности. Основная теоретическая установка классицизма – это объективность красоты, которую можно постичь с помощью ясного, трезвого разума. Цель искусства классицизма – преобразование мира, в т.ч. человеческой природы, по законам разума и красоты. Классицизму присуще сильное дидактическое (воспитательное) начало. Искусство должно служить воспитанию, усовершенствованию человеческой натуры. Ценности классицизма – добродетели разумности, серьезности, рассудительности, героизма (как гражданственность по образцу прославленных героев античного мира). Во Франции в целях управления культурной жизнью и регламентации творческой деятельности писателей, художников, архитекторов было создано спец. учреждение – фр. Академия. Она была призвана следить за тем, чтобы в духовной сфере господствовали идеи служения монарху и государству, доминировали принципы общественного долга и справедливости. Дух нормативной регламентации и разумного порядка преобладал в философских сочинениях Декарта, в трагедиях Расина и Корнеля. В свете принципов классицизма все естественное выглядело второсортными по сравнению с искусственными формами, создаваемыми творческими усилиями человека, его разума, воли и рук. Философские основания классицизма: рационализм Декарта.

Классицизм – понятие функциональное. Оно отражает определенную тенденцию художественного мышления, основанную на естественном стремлении к целостности, ясности, простоте, уравновешенности.

Классицизм установил иерархию худ. жанров – высоких и низких. В живописи высокими были признаны: исторические картины, мифические, религиозные. К низким относили: пейзаж, портрет, натюрморт. Тоже наблюдалось в литературе. Высокими считались – трагедия, эпопея, ода; низкими – комедия, сатира, басня. Большое значение имел классицизм в литературе. Становление европейского мастерства было бы невозможно без школы строгой архитектоники сюжета и диалога, жестко выдержанных характеров и математически рассчитанного развития действия, героические традиции П. Корнеля («Сид», «Гораций»), лирические трагедии Ж. Расина («Федра», «Андромаха»), комедии Мольера вошли в мировую сокровищницу драматургии, несмотря на присущие классицизму ограничения (единство места, времени и действия).

Основоположник классицизма в живописи Никола Пуссен разработал строгую регламентацию жанров. Ведущим считался жанр исторической картины, включавший композиции на исторические, мифологические и библейские сюжеты. Ступенью ниже стояли портрет и пейзаж, бытовой жанр и натюрморт отсутствовали. Образец кл-ма в арх-ре – Версальский дворец (Лево и Мансар). Представитель кл-ма в музыке Ж.Б. Люли, основоположник франц. Оперной школы, автор трагедий «Тезей» и «Альцеста».

 

В. 14. Западноевропейская культура Просвещения. П. – идейное течение 18 в., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе ч-ка и общ-ва. П. увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину челов-ких бедствий, а в образовании, философии и научной деятельности, в свободе мысли – путь к-рного и социального прогресса. Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в. 1. Деизм (учение о Боге как творце Вселенной, отвергающее его участие в жизни природы и общ-ва после акта творения). 2. Космополитизм (осуждении всякого национализма и убеждение в равных возможностях каждой нации. 3. Научность – увлечение многих пр-лей интеллектуальными видами знания. 4. Рационализм – пр-ли верили, что с помощью разума будет достигнуто абсолютное знание о чел-ке и природе. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и ис-ва. 5. Идея прогресса, связанная с понятием разума. 6. для к-ры п. хар-на абсолютизация роли воспитания в формировании нового ч-ка. В целом под к-рой стали понимать определённый уровень общественного развития, достигнутый в процессе прогрессивного перехода от варварского состояния к к-рному, основанному на разуме. XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века П. В фил-ии П. выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма, в науке - развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования науч. правомерности взглядов и веры в прогресс. В истории чел-ва пр-лей волновали глобальные проблемы: как появилось гос-во? когда и почему возникло неравенство? Что такое прогресс? В области морали и педагогики П. проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на воспитание. Ис-во 18 в. находилось в стадии пересмотра всех существовавших ранее ценностей. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга мировоззренческой и идеологической направленностью. Одним из них является рококо - художественный стиль, сформировавшийся во Франции во второй половине 18 в. Название из-за прихотливости и причудливости форм морских раковин. Содержательной основой рококо стали гедонизм, индивидуализм, прихотливость, апофеоз чувств. Эти черты выражали аристократический образ жизни. Любимыми темами худ-ков стали не сила и страсть, а нежность и игра. Рококо сформировало свой образ чел-ка, отрицалось все могучее, крепкое. Художественно привлекательными считались хрупкое, холёное тело, бледное лицо, тёмные глаза у женщины. Новый художественный идеал воплощался внешней элегантностью, мягкими округлыми линиями, тонкими нюансами формы и цвета, ассиметричными композициями. Яркие краски сменились приглушёнными пастельными тонами. Влияние рококо сказалось на многих видах худ-го твор-ва. Живопись: внимание к некоторым жанрам – взлет портретной живописи (культ личности, внимание к человеку). Рокайльная живопись и скульптура сохранили тесную связь с архитектурным оформлением интерьера и превратились в предметы его украшения. Своё проявление рококо нашло в прикладном ис-ве: в мебели, посуде, бронзе, фарфоре. Крупнейшим представителем рококо в живописи был Франсуа Буше. Он много работал в области декоративной живописи, делал эскизы гобеленов и росписей по фарфору. Его мифологические и пасторальные композиции очень подходили к убранству рокайльных апартаментов. Типичные сюжеты - “триумф венеры”, “туалет венеры”, “купание дианы”. Упрекали в отсутствии правды жизни. Сюжетами произведений Жана Фрагонара, напротив, становятся незамысловатые обыденные эпизоды (“поцелуй украдкой”, “счастливые возможности качелей”). В них проявляется реалистическое мастерство, тонкая и тщательная проработка деталей, незаметно переводящая условный рокайльный жанр в бытовой. Пр-ли призывали худ-ов изображать быт третьего сословия. Их призывам вняли Ж.Б. Шарден и Ж.Б. Грез. С трудом верится, что шарденовские женщины (“молитва перед обедом”, “прачка”, “женщина, моющая кастрюли”) - современницы моделей буше, но именно они представляли подлинную францию тех лет. Картины Греза ближе к проповеди руссоистских идей о патриархальной идиллии, семейных добродетелях (“деревенская невеста”, “балованное дитя”). Предтечей критического реализма в живописи стал великий английский художник уильям хогарт. Целые серии картин (из 68 композиций), объединенные одним сюжетом (“модный брак”, “прилежание и леность”, “выборы в парламент”) переводились в гравюры и становились доступными широкому кругу людей. Более демократичная и дешевая, чем живопись, гравюра стала пропагандистом идей П-я. Европейская скульптура xviii в. отразила ту же смену общественного настроения, что и живопись. Самый интересный скульптор эпохи - Жан Гудон, создатель целой портретной галереи своих современников, в том числе статуи сидящего вольтера. Театр эпохи П и в драматургии, и в сценических приёмах отразил новый взгляд на мир. Драматурги и актёры англии, франции, германии были едины в желании представить как можно точнее современную жизнь. Комедии “севильский цирюльник” и “безумный день, или женитьба фигаро” Бомарше очень точно отражают расстановку общественных сил. Фигаро выступает представителем всего третьего сословия. Фигаро - символ простолюдина, за которым будущее. Острая, обличительная комедия. Прогрессивные идеи в музыке воплотилось в творчестве австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Вместе Гайдном он представлял венскую классическую школу. Моцарт изменил традиционные оперные формы, внес психологическую индивидуальность в жанровые типы симфоний. Ему принадлежат около 20 опер (“свадьба фигаро”, “дон жуан”, “волшебная флейта”), 50 симфонических концертов, многочисленные сонаты, мессы, знаменитый “реквием”, хоровые сочинения. Многогранное творчество Моцарта органично связано с общим пафосом эпохи П-я. Просветители создают свою иерархию видов и жанров искусства: 1. Литература – как идея воспитания словом. Она считается аналогом жизни и самым демократичным видом искусства. На первом месте в литературе жанр романа: воспитательный роман (Вольтер «Простодушный») – концепция естественного человека; «роман-дневник» - рассуждения героя; роман эпистолярный и т.д. Образ нового героя, способного благодаря знаниям и природному уму выжить в любых условиях, получил худ-ое воплощение в английской лит-ре. В знаменитом романе Дефо “Робинзон Крузо” наглядно доказано, что наделённый знаниями ч-к может выжить в любых условиях. “Путешествие Гулливера” Свифта. Доктор Гулливер также не теряется ни при каких условиях, находит общий язык и с лилипутами, и с великанами. Далее драма, философские повести, жанр эссе, сатирический жанр (памфлет), театр. Новым явлением в к-ре П. стало формирование ещё одного стиля – сентиментализма. Здесь культу рассудительной личности противопоставлялся образ чувственного чел-ка. Сен-зм развивал тенденцию, направленную на на усиление эмоциональной стороны худ-го образа, непосредственно воздействующего на чувства, вызывающего сопереживания. Сен-зм не требовал самостоятельного стилистического оформления, т.к. был обращён не к внешнему, а к внутреннему миру чел-их чувств. Сен-зм противостоял прямолинейному рационализму, упрощая и идеализируя душевный мир чел-ка, проявляя внимание к его чувствам и переживаниям.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты