Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Реализм в мировой культуре XIX века.




Как направление реализм складывается в 30-е гг. 19 в. Р. возник как реакция на романтическое ис-во. Р. первоначально не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений ис-ва. Р. на первый план выдвигает идею понимания действительности, отвергает двоемирие. Реалисты стремятся показать множественность действительности. Взаимодействие человека с действительностью всегда существует независимо от воли человека. Человек не может быть противопоставлен действительности (как у романтиков). Реалисты, как и романисты, критикуют действительность, но критика основана на анализе, на научном подходе. Важна категория правды. История понимается как становящееся событие, которое происходит здесь и сейчас, человек становится участником событий, художественно создает хронику своего времени. Избегая копирования реального, в отличие от натурализма, реалисты находили наиболее существенные проявления бытия, подвергая факты духовному осмыслению, жёсткому отбору, изображая жизнь в формах самой жизни. Эстетика: Р. свойственно глубинное освоение жизни, широкий охват действительности и худ-ое осмысление всех ее противоречий. Для Р. характерен обостренный интерес именно к социальному началу в действительности. Р-ое ис-во обладает огромным разнообразием способов познания, обобщения, худ-го отражения действительности. Например, Р. В творч-ве различных художников существенно отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях реализма. В реалистическом освещении действительность предстает во всей сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, - главный принцип Р. Представители этого направления привнесли в художественную культуру более трезвый, жесткий, аналитический взгляд на сущность человека, пытаясь развенчать малейшие иллюзии, мечтательность, приукрашивание, идеализацию тех или иных проявлений его внутреннего и внешнего мира, которые были свойственны романтизму и сентиментализму. Реализм тяготел к образу гармоничной личности, заброшенной в этот суровый, неистовый мир, действующей в конкретных обстоятельствах, подвергающейся испытаниям, остро переживающей коллизии своей жизни. На передний план выдвигается социальный роман, причем, как отмечал О. Бальзак, французская лит-ра создала тип общественного человека в многочисленных его проявлениях (Стендаль, Ги де Мопассан, Г. Флобер и другие). Английский социальный роман представлен такими видными мастерами как Ч. Диккенс, Д. Голсуорси, У. Теккерей, Т. Гарди др. Основной вклад Р. В развитие к-ры состоит в углублённом исследовании судьбы личности, зависящей от социальной среды: прежде всего литературой, в меньшей степени изобр. ис-вом и музыкой. Худ-ная ориентация Р. Определила особенности его творческого метода. Изменилась роль авторского сознания – теперь требовалось не подчёркивать позицию худ-ка, а скрывать её, провозглашая объективность художественного исследования. Все стилевые проблемы были подчинены идейно-содержательным задачам. Так, в лит-ре использовался широкий диапазон средств, позволяющих найти более точный, содержательно богатый тон повествования; в театре возросла роль режиссуры, призванной создавать разнородные средства сценической выразительности для служения реалистическим целям )отказ от декоративности и пышности, искренность актёрской игры и т.д.). В поисках новых выразительных средств реалисты шли на самые смелые эксперименты. Барбизонская школа художников (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз) открыла новые принципы пейзажной живописи, были найдены новые возможности передачи света и воздуха. В музыке и оперном театре также происходили стилистические изменения: драматургия музыкального действа и характеристика героев приблизились к реальной жизни, в профессиональную музыку включилась народная песенная мелодия, широко использовались современные бытовые жанры. Черты реализма нашли яркое выражение в музыкальных произведениях Дж. Верди (тв-во связано с итальянским освободительным движением: опера «Набукко», «Эрнани», шедевры оперного реализма – «Аида», «Отелло», «Фальстаф»), вершина Р. В оперном ис-ве Франции опера Ж. Бизе «Кармен» и др. Характерен процесс дегероизации, подчеркивается обыденность, повседневность. Романтический герой борется с самим собой, герой в реализмес обстоятельтсвами места и времени, Р. показывает типичного героя в типичных обстоятельствах. Характерно обращение к крупным жанрам: историческая живопись, бытовая. Живопись. Франция: Милле «Сборщицы колосьев», Курбе «Дробильщики камня», Э.Мане «Завтрак в мастерской», «Чтение» и др. Англия: Джон Констебль «Телега для Сена», «Хлебное поле» и др. Испания : Франсиско Гойя «Расстрел повстанцев», «Девушка с кувшином», «Кузница».

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты