Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


В – 16. Художественная культура России 18 в..




18 век – значительнейший период в русской истории. 18 век связан с решительным поворотом русской культуры в сторону Европы, начало которому было положено реформами Петра I. Реформы Петра I касались не только экономической, государственной, политической, военной и общественной жизни, но также просвещения, науки и искусства. Процесс европеизации шел во всех областях русской жизни. Переход от Древней Руси к новой России, от средних веков к новому времени был многотруден, т.к. задержался в России и происходил при уже сформировавшихся новых формах жизни на Западе. За какие-нибудь 50 лет России во всех сферах пришлось пройти тот путь развития, какой на Западе длился 2 – 3 столетия. Петр I перенес столицу, назвав ее по-голландски – Санкт-Петербург, (ввел новый календарь, сделав началом года 1 января, европейскую одежду, общественные увеселения, манеры поведения и т.д.). Главная цель – создание регулярного государства. Сельское хозяйство: завезен картофель, выращивали лен и коноплю; заводился голландский скот. Техника: технический прогресс был непременным условием военно-политического могущества России. Одной из важнейших задач было воспитание образованных людей, специалистов. Грамоте должен быть обучен каждый дворянин, в противном случае ему нельзя было жениться. Стали открываться школы, сначала в Москве (Артиллеристская, Инженерная, цифирные и епархиальные школы, Медицинская академия). Дворян стали направлять на учебу за границу (пенсионерство). Сам Петр, гордясь талантом россиян, помогал их творческому росту, всячески поощрял их деятельность. Талантливые художники и архитекторы отсылались на 2 – 3 года на пенсионерство за границу (И.Н. Никитин, А.М. Матвеев, И.К. Коробов и др.). Реформы Петра I положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Из нее вышли крупнейшие ученые, среди них М. В. Ломоносов. Своими энциклопедическими знаниями и исследованиями он поднял отечественную науку на высокий уровень. Не было ни одной отрасли, где не проявился бы его гений. Другим центром науки была Морская академия на базе Навигационной школы. В 1714 г. в Петербурге на базе личных коллекций Петра был создан первый естественно-научный музей – Кунсткамера (от нем. музей). В России в это время работали приглашенные из стран Западной Европы талантливые ученые и академики. Был сделан ряд важных изобретений: ученый-самоучка Ползунов разработал первый в мире проект паровой машины, но осуществить его ему не удалось; механик-самоучка Кулибин – модель одноарочного моста чрез Неву, механическую сеялку, лифт, семафорный телеграф, Фролов создал комплекс сооружений, позволивших откачивать воду из рудников, подъем и транспортировку руды. Большие изменения происходили в гуманитарной сфере, прежде всего истории. По инициативе Петра была предпринята попытка написания российской истории. Первые труды по истории Российского государства создали историки Татищев, Щербатов и Болтин.Официальное открытие Академии наук состоялось в 1725, первоначально она делилась на три класса (отделения):математика, астрономия с географией и навигацией, механика;физика, анатомия, химия, ботаника;красноречие, древности, история, право. Штат Академии наук состоял из 11 профессоров и нескольких адъютантов.В XVIII веке при академии содержались:библиотека,музей Кунсткамера,обсерватория,физический кабинет, химическая лаборатория (основана в 1748 М. В. Ломоносовым),анатомический театр, художественные классы,мастерские, типография. Петровские реформы, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший толчок для развития искусства. В литературе развивалось как народное (т.к. народ был неграмотен) творчество (песни, сказания, сатирические сказки, повести, юморески), так и авторское. Первым теоретиком литературы был поэт, оратор и драматург Феофан Прокопович. Он писал оды в честь побед России, составил букварь, написал трагикомедию «Владимир», рассказывающую о принятии Русью христианства. Россия приобщается к западной школе живописи. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы реалистично передают окружающий мир, используют прямую перспективу. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись. Здесь больших высот достигли И. Н. Никитин и А. М. Матвеев. Никитин по протекции Петра ездил на стажировку в Италию, а затем стал придворным художником. Работ, принадлежавших кисти Никитина, сохранилось немного. Наиболее известна – «Портрет канцлера графа Г. И. Головкина», замечательный не только точностью внешнего сходства, но и передачей внутреннего облика государственного деятеля. Матвеев учился в Амстердаме и антверпенской Академии художеств. Крупные работы Матвеева (росписи церквей, Сенатского зала Двенадцати коллегий и др.) не сохранились. Наиболее выразительным считается автопортрет с женой, в котором переданы внутренняя близость обоих, их дружелюбие, внимание и нежность друг к другу. В первой половине XVIII в. в России работало много иностранных художников. Некоторые из них внесли немалую лепту в развитие русского изобразительного искусства (Таннауэр, Каравакк). Особое место в изобразительном искусстве первой половины XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей – таков был спектр сюжетов. Самыми выдающимися мастерами были Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями. «Парсуна» от лат. «персна» - личность, портрет реального лица. Наиболее значительные произведения парсуной живописи написаны в конце века (портреты стольника Люткина, портреты Нарышктных). В них уже присутствуют черты школы русского портрета будущего столетия – внимание к внутреннему миру изображаемого, поэтизация образа, тонкий колорит. Архитектура. В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга – первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Ж.-Б. Леблон, П. М. Еропкин. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города – прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини. Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, состоящего из церкви и громадной колокольни, и здание Двенадцати коллегий. Единое здание разделено на 12 ячеек – «коллегий» (каждая с самостоятельной кровлей), соединенных единым коридором и галереями первого этажа. Из ранних построек Петербурга сохранился Летний дворец Петра в Летнем саду (арх. Д. Трезини, А. Шлютер и др.), простое прямоугольное двухэтажное здание с высокой кровлей. Расположен на берегу слияния Невы и Фонтанки, имел свой бассейн, через который можно было попасть в апартаменты. По фасаду Летний дворец украшен рельефами, исполненными А. Шлютером и его командой, на темы «Метаморфозы» Овидия. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода – дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. – М. Фонтана и Г. Шедель). Он состоял из нового каменного дворца, старого – деревянного, церкви и обширного регулярного сада. Наряду с городскими усадьбами в этот период начинается строительство загородных резиденций, прежде всего вдоль Финского залива: Екатерингоф, Стрельна, Петергоф и Ораниенбаум. В 90-е годы 17 в. в рус. арх-ре появился новый стиль, именуемый «Нарышкинским» барокко. Главные композиционные принципы: ярусность, центричность, симметрия. Нижний ярус квадратный или прямоугольный, на нем – восьмерик, выше второй, меньшего объёма, и завершающий композицию барабан с главой. Декоративное убранство, обычно из резного белого камня, выглядит очень выразительно на красном фоне стен. (Церковь Покрова в Филях, Спаса в селе Уборы), Скульптура. В начале XVIII в. в российском образованном обществе возникает интерес к горельефу. Создаются скульптурные украшения Дубовицкой церкви, Меншиковой башни (Москва), в отделке кабинета Петра в Петергофском дворце Монплезир. Получают распространение резные иконостасы (иконостас Петропавловского собора). Крупнейший мастер круглой скульптуры – Карло Бартоломео Растрелли. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи – бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка ), бюст А. Д. Меншикова.

В целом классицизм характеризуется рационализмом, нормативностью творчества, стремлением создать завершенные гармоничные формы, монументальные, ясные благородно простые. Произведения эпохи классицизма проникнуты пафосом гражданского патриотизма, реалистично отражаются исторические характеры и конфликты. Распространение классицизма в России стало возможным в послепетровскую эпоху, и с сер. 18 в. худ. жизнь России, прежде развивавшаяся в значительной изоляции от западных соседей, вовлекаются в общеевропейские процессы. Литературу русского классицизма создавали В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, гений которого проявился в величественных, торжественных одах. В трактате А.П. Сумарокова «Эпистола о стихотворстве» содержит истинно классицистские предписания. Художник должен подражать природе – но «прекрасной», т.е. облагороженной, идеализированной природе; драматург обязан следовать правилу трех единств и блюсти чистоту жанров: трагедия не терпит ничего низменного и смешного, в комедии неуместны трогательные сцены и т.д. Сумароков стал основоположником драматургии русского классицизма и вместе с актером и театральным антрепренером Ф. Волковым создал первый «Русский для представления трагедий и комедий публичный театр», открытый в 1756 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны.

История русского классицизма сохранила имена замечательных скульпторов – Ф. И. Шубина, И.Н. Мартоса, М.П. Козловского, Ф.И. Толстого, живописцев А.П. Лосенко, А.П. Иванова и др. Но в этих видах искусства русские мастера все – таки оставались учениками и несколько запоздалыми последователями западных классицистов. Зато русская архитектура этого периода во многом превзошла европейски е образцы.

В ряду славных имен зодчих 18 – 1 трети 19 в. – В.И. Баженов, строитель Дома Пашкова в Москве (здание Российской Государственной библиотеки, автора грандиозных неосуществленных проектов; М.Ф. Казаков (Петровский дворец в Москве, здание сената в Кремле); Дж. Кваренги (Академия наук и другие крупные постройки Петербурга); Н.А. Львов, строитель своеобразных усадебных церквей, мастера парковых сооружений, который был также поэтом, музыкантом, инженером; А.Н. Воронихин (главное произведение – Казанский собор в Петербурге); А.Д. Захаров (Адмиралтейство и др. здания в Петербурге); К.И. Росси (ряд дворцов и ансамбль Театральной улицы в Петербурге); О.И. Бове, архитектора, во многом определившем облик Москвы после пожара 1812 г., одного из авторов проекта Большого театра. Усвоив традиции классицизма, сохранив его высокий стиль, русские зодчие в ряде своих произведений придали ему большую теплоту, благородную простоту, естественность, «соразмерность» человеку.

 

В – 17. Романтизм в мировой культуре.Романтизм - идейно-художественное направление, развившееся во всех странах Европы и северной Америке. Французская революция (1789 г.) считается датой возникновения Р. Р. наделен многими чертами революции – стихия, крушение основ, ощущение свободы. Революция породила ощущение неограниченных возможностей личности, ощущение независимости человека от условностей жизни. Культ личности нашел свое выражение в Р. Р. противостоит классицизму. Романтики сломали сложившиеся столетиями литературные каноны кл-ма с его духом дисциплины и застывшего величия, они отстаивали ничем не ограниченную свободу творческой фантазии художника. Связь с Пр-ем более сложная: в Пр-ие появляется культ свободной личности, а Романтизм доводит его до предела, абсолюта. Предромантизм (Гете, Шиллер, Лессинг, Гердер) – не прерывали связи с просветительской эстетикой, но сумели разглядеть ее слабые стороны и критически их оценить, предощущение хаоса, мир пошатнулся, таинственность, темные силы. Свое отражение нашло в лит-ре – готические произведения (черные). Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма. Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому (нередко идеализировали его), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира (прежде всего в области истории и литературы). Своего расцвета романтизм достиг в 20-30-е гг. XIX в. Нравственно-эстетический пафос Р. связан прежде всего с утверждением достоинства человеческой личности, ценности ее духовно-творческой жизни. Это нашло выражение в образах героев ром-го ис-ва, которому свойственны изображение незаурядных характеров и сильных страстей, устремленность к безграничной свободе. Р. отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычная обстановка, в которой действовали герои. Он охватил все сферы духовной к-ры и лит-ру, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. Но вместе с тем романтизм уже не был универсальным стилем, каким был классицизм, и не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковое искусство, зодчество малых форм. Развиваясь во многих странах, Р. повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное собственными историческими условиями и национальными традициями. Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (Ваккенродер, Новалис, братья Шлегели). Только здесь принципы нового р-го ис-ва, соединившись с традициями национальной к-ры, оформились в последовательную эстетическую программу. Борьба за духовное раскрепощение, за освобождение личности, раскрытие внутреннего мира и облика художника лежат в основе раннего немецкого Р., противопоставившего яркую эмоциональность и острый интерес к сугубо личному, индивидуальному отвлеченно-рационалистическим идеалам классицизма. История романтической школы в Германии есть история литературной революции, означавшей переворот в культурной жизни. Манифесты ранних романтиков, основательные философские работы, поэтические сборники и публицистические выступления поздних романтиков способствовали утверждению в литературе «непосредственного чувства жизни». Классические авторитеты романтикам ниспровергнуть не удалось – слишком велико было обаяние просветительского наследия, нация преклонялась перед двумя великими классиками – Гете и Шиллером. Романтический порыв к свободе, романтическое неприятие злополучного «немецкого убожества» не могли не вызвать в современниках сочувствия и симпатий. Романтики привнесли в жизнь то, чего так не хватало обществу – поэтику тайны и настроения. В своем развитии французский Р. был более тесно и отчетливо связан с политической борьбой своей эпохи, чем р-кое движение других стран. Крупнейшими представителями его явились Шатобриан и Жермена де Сталь на первом этапе, Ламартин, Виньи и ранний Гюго - на втором этапе, совпавшем с эпохой Реставрации, более поздний Гюго и Жорж Санд - на третьем этапе французского ро­мантизма. Во Франции торжество Р. пришлось на 20-е - начало 30-х годов 19 века. В это время получает развитие жанр исторического романа. Однако несмотря на все достоинства французского исторического романа, романтики не могли достигнуть глубины, правдивости и художественного величия Вальтера Скотта, служившего им образцом. В Англии Р. во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского Р. характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств. Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма. Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Уильяма Блейка. В лит-ре США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, Эдгар По, Лонгфелло, Герман Мелвилл). В США в течение всего 19 в. романтическое направление было представлено главным образом пейзажем (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер). Обычно считается, что в России Р. появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском Р. появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, р-кая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». В России Р. в разной степени проявился в творчестве многих мастеров - в портретах О. А. Кипренского, отчасти - В. А. Тропинина. Существенное влияние Р. оказал на формирование русского пейзажа (творчество М. К. Воробьёва, М. И Лебедева; произведения молодого И. К. Айвазовского). Черты Р. противоречиво сочетались с классицизмом в творчестве К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни: в то же время портреты Брюллова дают одно из наиболее ярких выражений принципов Р. в русском ис-ве. Все р-кие произведения. Отличают характерные признаки: во-первых, в каждом р-ком произведении нет дистанции между героем и автором. Во-вторых, автор героя не судит, но даже если о нем говорится что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Сюжет в р-ом произведении, как правило, р-кий. Так же ром-ки выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы, катаклизмы. Парадоксальным образом Р. соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества -- с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, -- с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт -- с растворением в народном, родовом, национальном. Эту изначальную двойственность Р. отражает его теория иронии. В противовес односторонней серьезности просветительского мышления ирония должна была вскрыть относительную ценность разных жизненных явлений, показать мир в движении. Ирония была призвана снять противоречия между реальной прозой жизни и идеалом безусловной свободы. Этот идеал художник осуществлял в ис-ве, творя по собственному произволу. Романтики были уверены, что “здесь и сейчас” идеал, т.е. более содержательная, насыщенная, полноценная жизнь, невозможен, однако они не сомневались в его существовании – это так называемое романтическое двоемирие. Именно поиск идеала, стремление к нему, жажда обновления и совершенства, наполняли их жизни смыслом. Кружки романтиков. Кружок выступал в защиту прав личности, за прогрессивные реформы. Велико глубокое и всестороннее воздействие Р. на культурную и общественно-политическую жизнь народов Европы на протяжении всего XIX столетия; неоромантические отклики присущи культуре XX века. Значение концептуальных эстетических, философских и религиозно-этических идей теоретиков немецкого романтизма трудно переоценить: «эстетика жизни» окончательно победила традицию «эстетики вещей».

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты