КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В.20. Художественная культура России в 19 в.19 в. вобрал в себя, переосмыслил или развил многие тенденции, сложившиеся в рус. к-ре предыдущей эпохи, но всё ещё оставались неразрешёнными главные проблемы: государственное переустройство общ-ва, выбор между западным и славянским путями дальнейшего развития, положение крестьян. Поэтому ни один век рус. истории не знал столько теорий, учений, вариантов обновления и спасения России, многочисленные общественные движения: революционеры, разночинцы, нигилисты, анархисты, народники, марксисты… Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной к-ры – в лит-ре, живописи, музыке, науке, философии, и т.д. В 19 в. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной к-ры. Именно в 19 в. российская худ. К-ра стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но во многом опережала их. В мировой фонд к-ры Россия внесла замечательные произведения лит-ры, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. К-ра России 19 в. – пример невиданного взлета в своих достижениях. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины, внесших такой вклад в общечеловеческие достижения. Это позволило назвать данный период «золотым веком» русской к-ры. Широкое распространение и влияние в РК начала века имел романтизм. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но при этом обладает ярко выраженной спецификой. Русская худ-ая интеллигенция не испытывала приверженности к абстракциям грёз и иллюзий, к фантазиям, далёким от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими худ-ками как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образности, которая сочеталась с романтическими средствами выразительности. Исследователи справедливо полагают, что ром-м стал важным звеном в общем процессе развития к-ры от классицизма к реализму. Именно это одновременное переплетение стилей и способствовало рождению выдающихся произв-ий рус. ис-ва. Романтическая лит-ра России была тесно связана с идеями классицизма, Просвещения, сентиментализма. В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов в своих романтических поэмах и балладах вырывали героев своих произведений из рамок повседневной жизни, ставили их в такие экстремальные условия, когда во всей силе раскрывались их исключительные способности и сила духа. На характер и содержание РК влияние оказало движение декабристов, которое придало ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Это влияние послужило для появления критического реализма, одного из основных методов в рус. лит-ре 19 в. Идеи борьбы и свободы личности нашли своё отражение в творчестве Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Основоположником рус. кр. р-ма стал А.С. Пушкин. Именно с его творч. Связано начало золотого века РК – он стал родоначальником новой лит-ры, отразив рус. действительность в непревзойденных худ-ых образах. Исключительное значение имело создание Пушкиным рус. литер-го языка. В первые десятилетия арх-ра развивается в формах позднего классицизма – ампира. Широко представлен в Питере. (Росси – Михайловский дворец, ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей, Воронихин – Казанский собор). В 30-х годах всвязи с упадком класс-ма появились различные эклектические формы, н-р: русско-византийский стиль, один из ведущих арх-ов К. Тон – Храм Христа Спасителя, большой кремлёвский дворец, оружейная палата. В живописи растёт интерес к личности человека, к жизни простых людей. Как и в лит-ре, в живописи мир роман-х чувств соединился с реальными образами, появляются новые имена худ-ов и творческие открытия. Представители ром-ма: Кипренский, Венецианов – родоначальник бытового жанра «На пашне», «На жатве». Мастером романтического портрета был Тропинин: «Кружевница», «Гитарист». Мастер бытового жанра П.А. Федотов. Представителем академизма был Брюллов. Представления ром-ков о человеке как герое исторических событий воплощались в грандиозных полотнах. Иванов «Явление…». Музыка: под влиянием событий 1812 г. ком-ры обращались к героико-патриотическим и национальным сюжетам. Ведущий жанр – романс. Расцвет муз. ис-ва связан с именем М.И. Глинки, он воплотил в своей музыке русскую национальную идею, став основоположником двух главных направлений отечественной оперной классики: народной муз. драмы и оперы сказочно-эпического жанра («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»). Во второй половине 19 в. появляются новые общественно- политические силы – разночинцы, выходцы из новых общественных слоёв и революционно- настроенная интеллигенция. Они видели свою историческую миссию в решении двух основных проблем – образ России и судьба человека. Способы решения этих проблем получили разнообразное социально-политическое, нравственное, религиозное и духовное выражение. В тв-ве писателей, композиторо, художников, арх-ров решение этих проблем и соответствующее их выражение обрели черты новой картины мира, сквозь призму которой произошла переоценка общественной роли и значимости к-ры. Стиль реализма всё более принимает критический характер и становится основным худ-ым направлением. Новое поколение писателей-реалистов предложило обществу новые темы, жанры, принципы. Возникает жанр социально-бытового романа и повести. (Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов). Изобр-е ис-во также было связано с бурными процессами общественной жизни. Если ис-во класс-ма подчинялось идее украшения жизни, то в 60-70 гг. худ-кам казалось гораздо более важным отразить социальные проблемы, мысли и чувства людей разных сословий. Важнейшую роль в живописи того времени сыграли худ.-передвижники. В 1870 г. в Москве было основано «Товарищество пер. худ. Выставок» во главе с Крамским. Уже первая выставка возвестила о рождении нового направления, для которого характерны отказ от академических канонов, переход к критич. Реализму, гражданственность. Перов, Ге, Репин, Суриков, Саврасов, Шишкин, Левитан, Серов, Поленов, Васнецовы. Получает развитие музыка различных жанров: опера, романс. Основываются Петербургская и Московская консерватории, открываются муз. школы. Организовано объединение композиторов, которые стремились соединить классическую музыку с лучшими достижениями народной культуры. Назвали себя композиторы «Могучая кучка». Среди них имена мирового значения: М.П. Мусоргский, Н.А. Римский – Корсаков, А.П. Бородин, М.А. Балакирев. Славу русской музыке принес великий русский композитор П.И. Чайковский. Его наиболее известными произведениями стали оперы «Евгений Онегин», «Пиковая Дама», балет «Лебединое озеро».
21. Модернизм. Наступал новый этап индустриальной эпохи. Быстрота изменений поражала современников. На рубеже эпох в ведущих странах Европы и США произошел перелом в технологическом и экономическом развитии. Достижения науки ознаменовались разгадкой многих тайн микромира – открытие элементарных частиц и проникновение в тайны материи. Из-за бурного прогресса техники дегуманизация общественной жизни, девальвация душевных качеств. Возрастающая сила техники сформировала у человека желание вмешиваться в природный мир, переделывать его по своему усмотрению. Это не могло не отразиться на духовном развитии человека. В обществе нарастает внутренний дискомфорт, напряжённость, агрессивность, утрачивается чувствительность к природному миру, идёт процесс разрушения чувства гармонии. Кризисные явления, понятие кризис относится не к к-ре, а к тем противоречиям, которые возникают в общ-ве и порождают проблемы чел-го существования, бросают вызов к-ре. Отвечая, к-ра порождает новые формы, новые способы отражения мира. Никогда ранее не появлялось такого кол-ва напр-ий, стремящихся построить новую картину мира. Все напр-ия, течения и стили едины в одном – стремятся отразить мир сквозь призму настроений и чувств худ-ка. Модернизм – это совокупность направлений, сложившихся в ис-ве 20 в. М. отбросил старые, привычные худ-е традиции, цель – новые формы отражения мира, противопоставленных гармоническим формам клссич. Ис-ва. Одна из глав. Особенностей – подчёркнутое выражение худ-ми своей индивидуальности. Постоянные поиски новых изобразит. Средств и материалов. Один из результатов поисков – реабилитация роли эмоционального общения с миром, утверждение самоценности эстетических переживаний, приоритета чувственного отражения над возможностями рационального познания. Главный недостаток М. – безразличие к общественным проблемам и стремление к изобр. тёмных сторон жизни. Поэтому созд. Пр-я либо равнодушные к человеку, либо вызывающие у него неприязнь. Поэтому своё полное воплощение М. нашёл в тех видах ис-ва, которые несут функциональную нагрузку – арх-ре и прикладном ис-ве. Самым значит. Явл-ем нов. Арх-ры стал функционализм (20-е г. Германия, Баухауз – центр худ-ой жизни). В к-ре М. широкий спектр новых форм привёл к появлению как в живописи, так и в лит-ре таких несхожих направлений как немецкий экспрессионизм, русский авангард, французский футуризм, испанский сюрреализм, английский имажинизм. Одним из первых направлений М. в лит-ре стал символизм, стремившийся возродить миф, выстроить свой новый язык на основе архаичных образов. Крупнейшие представители: П. Валерии, Т. Элиот, У. Йетс. Но наибольшего успеха сим-м добился в России, в тв-ве Вяч. Иванов, А. Белый, В. Хлебников. Некоторые напр. М. встали на путь полного разрыва с поэтической традицией – дадаизм, утвердивший алогизм как основу тв-го процесса, считавший слово полностью самостоятельным и отказывавшийся считать ис-во формой отражения действительности. Имажинизм требовал передачи непосредственных эпических впечатлений и образов. Футуризм, напротив, объявлял чувства слабостями, а критериями прекрасного – энергию, скорость, силу. Экспрессионизм видел мир в столкновении контрастов, в нервной дисгармонии. Эти напр-я подарили миру крупнейших поэтов – Г. Аполлинера, Маяковского, П. Элюара, Л. Арагона, Ф. Гарсию Лорку. М. в живописи начинался с фовизма (франц. дикий). Его сторонники А. Матисс, Вламинк, Дерен, Марке поставили задачи не копировать, а изобретать реальность, следуя своим внутренним желаниям. Они хотели сделать видным для глаза такие вещи, которые увидеть нельзя, например чувства и настроения художника при созерцании природы. Цвет стал главным средством духовного самовыражения. Самым сложным и противоречивым напр-ем был экспрессионизм. Худ-ки стремились выразить драматическую подавленность чел-ка в мире. (Такое настроение после 1-ой мировой войны). Уверенность в настоящем оборачивалась тревогой за будущее. Поэтому предметом худ-го сознания экс-ов была не окружающая действительность, а фантастические образы, выражающие страх перед действительностью и будущим., ощущение собственной неполноценности и беззащитности. Экс-м появился в Германии в начале 20 в. Экспрессион с франц-го – выражение, т.е. цель – выразить душевное состояние худ-ка, его чув-ва и настроение. Творч-ое объединение «Мост», куда вошли Кирхнер, Нольде, Пихштейн, Клее. В России ближе всего к экс-му тв-во М.Ларионова и Н. Гончаровой. Экс-ты использовали либо яркие краски, либо мрачноватые грязные тона, небрежные движения кисти, резкие и упрощённые формы, сознательные их искажения. В первом 10-летии сформировался кубизм. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Делоне исходили из убеждения, что все предметы и явления могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур. Одной из самых радикальных разновидностей М. стал футуризм (будущее). Родина Италия – Маринетти, Боччони, Руссоло, а в России Маяковский и Хлебников. Ф-ты провозгласили полный разрыв с к-рой прошлого. Вместо эстетики прекрасного они выдвинули эстетику энергии и скоростей. В своих полотнах хотели выразить примету своего времени – возросший темп, движение – посредством ритмического повторения отдельных фигур или их частей. Материальность предметных форм оказывалась растворённой в динамике ритмов и линий. Мировосприятие ф-тов отражалось в жив-си с помощью деформированного пространства, изломанных линий, дисгармонии цвета. Оказался кратковременным явлением и в 20-х г. исчерпал себя. Одним из самых значительных явлений стал сюрреализм., который возник во Франции после войны. Французский поэт Анри Бретон опубликовал Манифест сюр-ма. Главной целью ис-ва должен был стать выход за пределы окружающего мира, определение чувственно неуловимых сторон бытия, соединение несоединимого и построение «реальности, которая реальнее самой реальности». Идеи Бретона получили признание и нашли сторонников в Испании – Дали, Бельгии – Магритт, Англии – Генри Мур. Кульминационным нап-ем в М. стал абстракционизм, возник как вызов обществу и как последовательное разрушение реального образа, отражающего мир привычными средствами. Можно сказать, что абстракционизм возник на обломках кубизма, футуризма и ряда других модернистских течений достигших своего упадка. В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее, В. Татлин, М. Ларионов, Р. Делоне, П. Мондриан и др. стояли у истоков абстракционизма. Они, утверждая значение подсознательного, рассматривали творческий процесс как погружение в мир интуитивных движений души, автоматическую передачу своих ощущений. Они исходили из того, что связь искусства с формами жизни себя уже исчерпала и человек осознать мир не способен, а тем более не способен воплотить его в пластических образах в силу многообразия нового мира. Средства отображения смутного подсознательного образа могут быть любые: от классических красок и холста до камня, проволоки, мусора, труб и т. п. Главное в абстракционизме - сочетание цветов, линий, пятен, штрихов, оторванных от природной и социальной реальности. Это беспредметное и бесформенное искусство. В русском искусстве самым ярким представителем романтики периода Модерна был Михаил Александрович Врубель (1856-1910). Своеобразие врубелевской живописной манеры заключается в бесконечном дроблении формы на грани, как бы окрашенные изнутри светом и цветом, наподобие кристаллов или фантастических каменных цветов. Своего «Демона» Врубель изобразил среди таких фантастических растений-кристаллов. Массовый характер М. в России приобрел благодаря группе художников и критиков, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства». Лозунгом «мирискусников» было «искусство для искусства», в том смысле, что худ. творчество само по себе представляет высшую ценность и не нуждается в идейных обоснованиях. Главную роль в объединении играли А.Н. Бенуа и С.П. Дягилев. Серов. Искусство его трудно отнести к к-н. одному худ. направлению. В нем есть все: реализм, импрессионизм, модерн. Вместе с мирискусниками разделил интерес к русскому «европеизму» и преклонение перед Петром 1, любовь к старому Петербургу и восторженный пушкинизм («Петр 1», «Похищение Европы»). Бакст. Новый классицизм. Образы греческой мифологии и мотивы архаического греческого и крито-микенского искусства («Древний ужас», где изображена гибель Атлантиды). Врубель. Символизм. Образы-символы – демон, фантастические птицы-женщины и мифический пан созвучны с человеческими категориями добра, зла, страдания, жизни, смерти, любви. (цикл «Демонов», «Царевна-лебедь», «Пан» и др.).
В. 22. Русская культура XX в.Сложное в политическом отношении советское время вызвало появление трех волн русской эмиграции. В среднем за период с 1917 и по 1990 годы с территории России эмигрировало около 15 млн человек. Первая волна – Белая эмиграция. Параллельно с этим производится и принудительная депортация ведущих ученых, художников, писателей, поэтов. К 1925 году количество уехавших достигло порядка 3 млн человек. Тоталитарная система истребляла своих граждан, провоцировала самые низменные пороки, с жестокостью стирались с лица земли вековые к-ные ценности, олицетворявшие собой образцы нравственности и красоты. Статья ленина «Партийная организация и партийная лит-ра» - сформулированы принципы развития к-ры в условиях возможной победы соц-кой революции: принцип партийности и социальной направленности ис-ва. Этот принцип был навязан советской к-ре в качестве необходимого условия её существования. Те из художников, кто хоть немного этому сопротивлялся, были уничтожены, высланы за пределы страны или оказались в ГУЛАГе. В первое десятилетие советской власти в культурной жизни страны существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, но ведущей была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива. В 30-е годы культурная жизнь в Советской России обрела новое измерение. Пышным цветом расцветает социальный утопизм, происходит решительный официальный поворот культурной политики в сторону конфронтации с "капиталистическим окружением" и "построения социализма в отдельно взятой стране" на основе внутренних сил. Формируется "железный занавес", отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира. Стержнем всей государственной политики в области культуры становится формирование "социалистической культуры", предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к творческой интеллигенции. Пролетарское государство относилось к интеллигенции крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в бюрократическое учреждение. Проработки "несознательных" интеллигентов стали нормальной практикой с начала революции. С конца 20-х годов они сменились систематическими запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России. Параллельно с вытеснением и прямым уничтожением прежней интеллигенции шел процесс создания интеллигенции советской. Причем, новая интеллигенция мыслилась как чисто служебное подразделение, как конгломерат людей, готовых реализовать любые указания руководства независимо от чисто профессиональных возможностей или собственных убеждений. Тем самым подрубалась сама основа существования интеллигенции - возможность независимого мышления, свободного творческого проявления личности. В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с "вождизмом". В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны. Таким образом, советская национальная культура к середине тридцатых годов сложилась в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке. Среди ценностей официальной культуры доминировали верность делу партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм. Системообразующими элементами официальной культуры выступали новые традиции: светлое будущее и коммунистическое равенство, примат идеологии в духовной жизни, идея сильного государства и сильного вождя. В 30-х г. твердился один-единственный художественный метод социалистического реализма Выступая в качестве "основного творческого метода" советской культуры он предписывал художникам и содержание, и структурные принципы произведения, предполагая существование "нового, типа сознания", которое появилось в результате утверждения марксизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. Данное определение соцреализма опиралось на сталинское определение писателей как "инженеров человеческих душ". Тем самым художественной культуре, искусству придавался инструментальный характер, то есть отводилась роль инструмента формирования "нового человека". После утверждения культа личности Сталина давление на культуру и преследование инакомыслящих усиливаются. Литература и искусство были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде. Характерными чертами искусства этого времени становятся парадность, помпезность, монументализм, прославление вождей, что отражало стремление режима к самоутверждению и самовозвеличению. Таким образом, вторая половина 30-х годов - это этап формирования сталинизма, политизации культуры. В тридцатые-сороковые годы культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма. В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные оценки. В период сталинизма особенно ярко проявились такие тенденции в развитии духовной культуры, - как манипулирование именами и историческими фактами, преследование неугодных. В итоге оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек становился тотально вовлеченным в общественные структуры, а подобная невыделенность человека из массы - одна из основных черт архаичного социального строя. Нестабильность положения человека в обществе, его неорганическая вовлеченность в социальные структуры заставляли еще больше дорожить своим социальным статусом, безоговорочно поддерживать официальные взгляды на политику, идеологию, культуру. Но даже в таких неблагоприятных условиях отечественная культура продолжала развиваться, создавая образцы, по праву вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников. Время с середины 50-х до середины 60-х годов (от появления в 1954 году повести И. Эренбурга с названием "Оттепель" и до открытия процесса над А. Синявским и Ю. Даниэлем в феврале 1966 года) вошло в историю СССР под названием "оттепель", хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х годов. Культурная политика в период "оттепели".Н. Хрущев четко сформулировал задачу и роль интеллигенции в общественной жизни: отражать возрастающее значение партии в коммунистическом строительстве и быть ее "автоматчиками". Время хрущевской "оттепели" прямо и косвенно разобщило и дезориентировало творческую интеллигенцию: одни переоценили характер поверхностных изменений, другие не сумели увидеть их "скрытного подтекста" (влияние извне), третьи не смогли уже выражать коренных интересов народа-победителя, четвертые были способны только на пропаганду интересов партийно-государственного аппарата. Все это, в конечном итоге, вызвало неадекватные реальной действительности художественные произведения, где доминировали идеалы демократического социализма. В целом "оттепель" оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов "оттепель" сошла на нет. Последовавшая за XX съездом либерализация общественной жизни, известная как эпоха «оттепели», стала контекстом активной деятельности «шестидесятников». Шестидесятники активно поддержали «возвращение к ленинским нормам», отсюда апологетика В.Ленина (стихи А.Вознесенского и Е.Евтушенко, пьесы М.Шатрова, проза Е.Яковлева) как противника Сталина и романтизация Гражданской войны (Б.Окуджава, Ю.Трифонов, А.Митта). Шестидесятники — убеждённые интернационалисты и сторонники мира без границ. Процессы демократизации, начавшиеся во второй половине 80-х гг., способствовали проявлению плюрализма в культурных процессах и явлениях. Но в начале XXI в. отечественная культура находится в кризисном состоянии. Разрушение социалистического общественно-политического уклада и резкая смена ценностных ориентации, вступление России в рыночные отношения, возникшее классовое расслоение и социальное неравенство привели российское общество и российскую культуру к системному кризису, к девальвации образования, духовных ценностей и культуры в целом, к разрушению материальной базы и инфраструктуры сферы культуры, к ориентации учреждений культуры не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Экспансия западной, прежде всего американской, культуры разрушает основу национального самосознания, формирует «рыночного человека-потребителя», готового быть тем, на что имеется спрос. Сокращение научных исследований, разрушение учреждений культуры на селе и в городах, научных учреждений, падение спроса на высокохудожественную литературу, музыку, кинофильмы, рост численности безграмотных детей — все это признаки кризиса отечественной культуры. Внутр мир чел становится беднее и примитивнее, продукт технократического общ-ва – человек-прагматик, рационалист.
Билет 23. Художественная культура Серебряного века.Сорокалетний период – с 1880 по 1921 г. в истор России был временем сложным, противоречивым, неоднозначным. Но это не означало упадка рус. к-ры, а стало источником интенсивных поисков новых путей развития, ускорителем духовной жизни. Это был период обновления разных видов и жанров худ-го тв-ва, переосмысления и переоценки ценностей. Духовная жизнь того врем отличалась насыщенностью, продолжала худ-ые традиции, стремилась обновить поэтический язык, по-новому взглянуть чуть ли не на все образы и формы, выработанные МК, и вместе с тем с множеством экспериментов, для отыскания новизны. Россия переживала тогда интенсивный к-ный подъём, и это назыв сер век. Некое противостояние золотому веку Пушкинской эпохи, когда к-ра как бы излучала яркий солнеч свет, ис-во сер века излучает свет луны – сумеречный, таинственный и магический. В к-ре СВ произошло уникальное сочетание реалистических тенденций уходящего 19 в. и новых напр-ий наступающего 20 в. Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н.Толстой /«Воскресение», «Хаджи - Мурат», «Живой труп»./, А.П.Чехов, создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными забегами /«Дом с мезонином»; «Ионыч» «Дама с собачкой», «Чайка», и др., и молодые"писатели И.А.Бунин «Деревня» «Господин из Сан-Франциско» и А.И.Куприн «Молох», «Олеся», «Яма». Одновременно в реализме появились новые худ-ные качества. С этим связано распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения 90-х годов /«Макар Чудра», «Челкаш» и др./ принесли известность молодому А.М.Горькому. В конце XIX вв., когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, и художественной культуре получило распространение декаденство, многие мотивы которого стали достоянием ряда худ-ных течений модернизма, возникших на рубеже XIX–XX вв. Русская лит-ра начала XX в.породила замечательную поэзию, наиболее значительным направлением в которой был символизм. Огромное влияние на символистов оказал В.С.Соловьев, сообщивший им свою веру в Софию и так сформулировавший сущность символизма: «Все, видимое нами, Только отблеск, только тени От незримого очами». София, понимавшаяся Соловьевым как синтез Мудрости, Добра и Красоты, как посредник между человеком и Богом, как «Мировая душа», воплотилась в циклах стихов о Прекрасной Даме А.А.Блока, творчестве Андрея Белого и др. Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком и представлял связь между двумя мирами. Один из идеологов символизма Д.С.Мережковский, считавший преобладание реализма главной причиной упадка лит-ры, основами нового ис-ва провозглашал «символы», «мистическое содержание». Собственные его романы пронизаны религиозно-мистическими идеями /трилогия «Христос и Антихрист»/. Наряду с требованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм. Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие» /В.Брюсов. К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, З.Гиппиус/, пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты /А. Блок, А. Белый, Вяч.Иванов/ на первый план выдвигали философские и теософские искания. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления. К 1910 г. «символизм закончил свой круг развития» /Н.Гумилев/, его сменил акмеизм. Участники группы акмеистов /Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Кузьмин/ декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности, вещности и «радостное любование бытием». Акмеизму присущи отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. А.Блок с присущим ему обостренным чувством гражданственности отметил главный недостаток акмеизма: «... они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и жизни мира вообще. Одновременно возникло другое модернистское течение - футуризм, распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» /Северянин и др./; «Центрифуга» /Асеев, Пастернак и др./; «Гилея», участники которой Маяковский, Хлебников и др. именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего, ф-ты делали упор на разрушении старого мира. Общим для них было отрицание традиций в кре, увлечение формотворчеством. Скандальную известность получило требование кубофутуристов «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современности». Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению М.Волошин, М.Цветаева. Живопись. Сложные общественные процессы рубежа веков обусловили появление новых форм и способов их отражения в изобр ис-ве. Своеобразным перекрёстком, где сошлись новации живописцев СВ стало творч объед-е «Мир ис-ва». Задачу ис-ва они видели в воспитании чувства прекрасного в чел-ке. Участники - К.А.Коровин - самый яркий представитель рус импрессионизма, первый среди русских худ-в сознательно опиравшийся на опыт французских импрессионистов. /«Париж», «Париж вечером». натюрмортах /«Цветы», «Розы и фиалки», «Сирень», и др/. Художник всем своим искусством утверждал самоценность чисто живописных задач, он заставил оценить «прелесть незаконченности», «этюдность» живописной манеры. Полотна Коровина – это поистине «пиршество для глаз». Центральная фигура искусства рубежа веков - В.А.Серов/ «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» импрессионистическая светоносность которых и динамика свободного мазка, ознаменовали поворот от критического реализма передвижников к «реализму поэтическому». Один за другим вошли в русскую культуру два мастера живописного символизма, создавшие в своих произведения: возвышенный мир - М.Врубель и В.Борисов-Мусатов. Творческая индивидуальность Врубеля проявилась в различных видах ис-ва: в монументальном декоративном панно «Испания», и станковой картине /«Царевна-лебедь»,портрете Мамонтов,портрет жены художника Н.И.Забелы-Врубель и театральной декорации /к операм Римского Корсакова «Снегурочка» и др./, книжной иллюстрации /к Лермонтову/ Центральный образ творчества Врубеля - Демон, воплотивший мятежный порыв, который художник испытывал сам чувствовал в лучших своих современниках /«Демон сидящий»; «Демон летящий», «Демон поверженный». Тяготея к символико-философской обобщенности образов, Врубель выработал свой живописный язык - широкий мазок «кристаллическойi» формы и цвет, понятый как окрашенный свет. Краски, сверкающие подобно самоцветам, усиливают ощущение особой духовности, присущей произведениям художника. Искусство В.Э. Борисова-Мусатова - это реальность, превращенная в поэтический символ. Как и Врубель, Борисов-Мусатов создавал в своих полотнах прекрасный и возвышенный мир, построенный по законам красоты и так не похожий на окружающий. Его стилистика развивалась от импрессионистических световоздушных эффектов к живописно-декоративному варианту постимпрессионизма («Майские цветы», «Призраки», «Изумрудное ожерелье . К интерпретации прошлого, особенно XVIII в., обращались К.А. Сомов , совмещавший эстетизм и трезвую иронию /«Эхо прошедшего времени», «Осмеянный поцелуй», «Дама в голубом». Ко второму поколению «мирискусников» принадлежали Б.М. Кустодиев, одареннейший автор ироничной стилизации народного лубка. В 1907 г. в Москве возникло другое крупное худ-ное объединение «Голубая роза», в которое вошли художники-символисты, последователи Борисова-Мусатова «Голуборозовцы» испытывали влияние стилистики модерна, отсюда характерные черты их живописи - плоскостно-декоративная стилизация форм, поиск утонченных цветовых решений /Кузнецов «Мираж в степи», «Финиковая пальма»/. Художники объединения «Бубновый валет», обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма, а также к приемам русского лубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. Исходный принцип их искусства составлял утверждение предмета в противовес пространственности. /И.И.Машков «Синие сливы»/, П.П.Кончаловский «Портрет Г.Якулова»/. Р.Р.Фальк «У пианино». Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве Художественного театра, основанного К.С.Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой. В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф.Комиссаржевской, репертуар которого /пьесы Горького, Чехова и др./ отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество ученика Станиславского Е.Б.Вахтангова отмечено поисками новых форм, его постановки носят радостный, зрелищный характер /«Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Принцесса Турандот» К.Гоцци и др/. В1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром его имени. Развитие лучших традиций музыкального театра связано и петербургским Мариинским и московским Большим театрами, о также с частной оперой С.И.Мамонтова и С.И.Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.В.Нежданова, Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин и балерина А.П.Павлова, Русское искусство получило мировое признание. /«Русские сезоны»С.П. Дягилева и Париже, 1909-12/. В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XIX - XX вв. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С.В.Рахманинова, в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А.Н.Скрябина /«Божественная поэма», «Поэма экстаза», «Прометей» и др./; в произведениях И.Ф.Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные муыкальные формы; балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» и др./ Развитие архитектуры России в конце XIX – начале XX вв. Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX - XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа /банки, магазины, фабрики, вокзалы/. Появление новых строительных материалов /железобетон, металлоконструкции/ и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн. В творчестве Ф.О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Зодчий работал над проектами практически всех типов сооружений /доходные дома и частные особняки, здания вокзалов и торговых фирм/. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям - национально-романтическому, в русле неорусского стиля /Ярославский вокзал в Москве и рациональному /типографии Левенсона в Мамонтовском пер./. Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитских ворот, где архитектор, отказавшись от традиционных схем, применил ассиметричный принцип планировки.В декоративной отделке особняка Шехтель использовал такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма - стиля, который оформится в 20-е годы. Торговый дом Московского купеческого общества и здание типографии «Утро России» /1907/ можно назвать предконструктивистскими. В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна Л.Н. Кекушева /дом наследниц Хлудовых на Моховой, Никольские торговые ряды и др. В неорусском стиле работали А.В.Щусев - здание Казанского вокзала в Москве, В.М.Васнецов - здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и др. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль - неоклассицизм /особняк А.А.Половцева на Кименном острове, архитектор И.А.Фомин/.
В – 24. Культура постмодерна. Постмодернизм- категория, обозначающая новый (последний на сегодняшний день) период развития направлений культуры. Это общее направление в развитии культуры, сложившееся в 70-х гг. XX в. Постмодерн пришел в европейскую культуру на волне студенческих революций 1968 г. и стал реакцией на искусство, которое к концу XX в. стало зеркалом общества потребления. Он попытался внедрить в общество новую сверхидею: сегодня подлинного художника в мире окружают враги. Постмодерн насыщает общество революционным потенциалом, создавая новую художественно-революционную ситуацию, изобретая новую цивилизацию. Таким образом, постмодерн достаточно органично вписывается в леворадикальную концепцию эстетического бунтарства. В контексте традиционной культуры художник - это мастер, творческий субъект, высокое ремесло которого сводится к выражению общечеловеческих ценностей в языке того или иного искусства. Мера талантливости здесь напрямую связана с мерой овладения художником материалом искусства - словом, звуком, цветом, камнем. В контексте постмодернистской культуры не отменяются ни талант, ни интуиция художника, но обесценивается достаточно многое - годы труда, которые обычно тратит художник, овладевая ремеслом. Центральной становится проблема «дилетантизма в искусстве». Происхождение постмодернистских тенденций связано с пониманием человека-творца ограниченности социального прогресса, осознанием того, что прогресс ставит под удар саму культуру. Его задача - приостановить вмешательство человека в гармонию развития природы, культуры и самого общества. Как основные черты постмодернизма можно выделить: 1) стилевой плюрализм; 2) направленность постмодернистской культуры и на массу, и на элиту; 3) использование игровых приемов при творении произведений искусства; 4) поиски универсального художественного языка; 5) многообразие стилей, эклектизм, коллажность, монтаж; 6) переплетение различных художественных направлений; 7) иронизм образов; 8) широкое обращение к произведениям предшествующих эпох; 8) влияние искусства на политику, религию и другие нехудожественные сферы человеческой жизни. Характерными признаками этого направления являются деканонизация традиционных ценностей, деконструкция эстетичного субъекта, стилевой синкретизм, интертекстуальность, цитатность как метод художественного творчества, открытость, пародийность, гедонизм, смешивание высоких и низких жанров, ориентир на потребительскую эстетику, внедрение принципов информационных технологий. Реакцией постмодерна на модернистскую концепцию мира как хаоса становится освоение этого хаоса, превращение его в среду существования человека. В художественном творчестве этого направления происходит осознанная смена ориентиров с творчества на цитирование. Для постмодерна творчество не тождественно творению. Акцент смещается в сторону положения произведение искусства - зритель. Постмодернизм манипулирует уже созданными творческими кодами. В авангардной установке постмодерна преобладает стремление овладения историей мировой культуры путем ее ироничного цитирования. Создатель перестает быть творцом, поскольку смысл произведения видится в процессе его восприятия. Произведение должно быть выставлено для обозрения, поскольку без зрителей оно существовать не может. Теоретически обосновали это течение Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, П. Слотердийк. Перенос акцента с творчества автора на творчество зрителя требует принципиальной способности последнего к интерпретации, к пониманию множества смыслов текста, а именно соответствующего интеллектуального, эстетического, духовного опыта. Содержание произведения возникает только в акте его восприятия, а творчество автора требует признания сегодня и сейчас. Становление новой культурной парадигмы - попытка поиска выхода из новейшего кризиса ценностей. В XX в. многочисленное тиражирование произведений искусства, возникновение виртуальных музеев, и интернет-сайтов, развитие международной выставочной деятельности, просветительского туризма, присутствие элитарных текстов в бытовой рекламе и дизайне приобщают к массовой культуре потребителя. Постмодернизм в культурологи. В 60-70-х годах XX в. в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот в культурологии принято называть постмодернизмом. Термин «постмодернизм» не может быть понят как обозначение какого-либо стиля. Он подразумевает цитирование известных образцов, но может делать это путем каталогизации, а может - в манере намеренно бредового коллажа. Модернизм остается детищем эпохи Гуманизма и Просвещения, постмодернизм же построен на развалах утраченных идеалов, и потому он - антиинтеллектуален по сути. Постмодернизм не занимается ретроспекциями, но извлекает из культурной памяти обрывки сновидений, какими для него и являются былые стили и направления, и строит на их основе разнородные эклектические образования. Название «постмодерн», или «постмодернизм», достаточно условно и само по себе мало, о чем говорит. Поэтому его анализ очень часто начинают с оговорки относительно неопределенности понятия «постмодерн» и непроясненности его истоков. И с этим нельзя не согласиться, хотя задача науки в том и состоит, чтобы неопределенное сделать все-таки определенным. Постмодернизм - широкое культурное течение, в чью орбиту в последние два десятилетия попадают культура, философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки. Течение имеет окраску разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Постмодернизм иногда характеризуют как идеологию и культуру зарождающегося постиндустриального общества. Но в том, как проявляет себя сегодня постмодернизм, скорее сказывается не утверждение, а отрицание. Это отрицание классической культуры в том виде, в каком она развивалась и существовала в Европе. Эпохой постмодерна принято считать последнюю треть XX в., и границы его довольно размыты. Он проявил себя прежде всего как образ жизни, умонастроений, отношения к миру. Но наиболее яркое выражение он получил в искусстве, а также в философии, которая радикально отказалась не только от классики, но и от философствования вообще. По большому счету для постмодерниста существует лишь мозаика текстов и образов, а также события, в которых нет объективного смысла, и еще тела, у которых нет души. Дистанцируясь от классики, не вступает с ней в конфликт, но стремится вовлечь ее в свою орбиту на новой теоретической основе. Возвышенное замещается удивительным, трагическое - парадоксальным. Иронизм становится смыслообразующим принципом мозаичного постмодернистского искусства. Эклектика в сфере современной культуры вызревала а ходе всей европейской истории XX в. Уже в начале столетия культура перестает быть комфортным пространством. В одной точке сосредоточиваются все духовные начала: Восток и Запад, африканская, азиатская, европейская культуры сталкиваются друг с другом и усиливают процессы ассимиляции тех художественных явлений, которые еще недавно отличались чистотой (общий смысл искусства, назначение художника, художественный материал и пр.). Смещение различных духовных пластов постоянно увеличивается и ставит человека на грань хаоса, начала бытия. Человек начиняет ощущать, что только он сам отвечает за свое бытие. Это, возможно, определяет главную ценность жизни. Культура «убегает» от диалога в сторону передразнивания. Ценность человека определяется фактом его эмпирического существования, и постмодернисты не считают себя вправе предъявлять ему дальнейшие культурные требования, вырабатывать в нем нормативное «я». Фактичность и есть ценность, это данное, а не заданное, наличествующее, а не долженствующее быть. Постмодернизм как культура оказывается чисто количественным феноменом - физическое приращение, возрастание бытия, «восстание масс». В отличие от модернизма, постмодернизм часто воспринимается как поток, письмо на надувных, электронных, газообразных поддержках, которое кажется слишком трудным и интеллектуальным для интеллектуалов, но доступным неграмотным, дебилам и шизофреникам. Поэтому считают постмодернисты, их искусство необходимо воспринимать как чистое экспериментаторство, освобожденное от лжекультурных связей с любыми социальными структурами.
|