КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В – 19. Русская культура 19 в.19 в. вобрал в себя, переосмыслил или развил многие тенденции, сложившиеся в рус. к-ре предыдущей эпохи, но всё ещё оставались неразрешёнными главные проблемы: государственное переустройство общ-ва, выбор между западным и славянским путями дальнейшего развития, положение крестьян. Поэтому ни один век рус. истории не знал столько теорий, учений, вариантов обновления и спасения России, многочисленные общественные движения: революционеры, разночинцы, нигилисты, анархисты, народники, марксисты… Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной к-ры – в лит-ре, живописи, музыке, науке, философии, и т.д. Крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия Россия в XIX в, сделала поистине гигантский скачок в развитии к-ры, внесла громадный вклад в мировую к-ру. Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию РК, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими к-рами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на КР. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на к-ру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам тв-ва в лит-ре, поэзии, живописи и других сферах к-ры. РК воспринимала лучшие достижения к-р других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности. Важным фактором, давшим сильный толчок развитию РК, явилась «гроза двенадцатого года». Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной к-ры. Культурно-исторический процесс в России в XIX в.имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное вышеотмеченными факторами. При этом, с одной стороны, происходила дифференциация различных сфер к-рной деят-ти (особенно в науке), а с другой — усложнение самого к-ного процесса, т.е. большее «соприкосновение» и взаимовлияние различных областей к-ры: философии и лит-ры, лит-ры, живописи и музыки и т.д. В первой половине XIX в. ведущая роль в к-ре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. — разночинцам. Дворянство в России довольно долгое время считалось "первенствующим сословием." Своего расцвета достигло в ХVII - первой половине ХIХ века. Д. различалось между собой по происхождению- "родовитости", богатству, образованности. Богатое Д. - высший слой - аристократическая часть гос-ва, почти все д-кое сословие состояло из просвещенных людей России. Из дворян комплектовались ряды военачальников, ученых, государственных и политических деятелей, людей к-ры, Д. было главным носителем образованности вплоть до второй половины ХIХ века. Одной из частей д-кой к-ры является усадебная к-ра. Усадебная к-ра многообразна. Это и к-ра аристократических дворянских кругов, к-ра передовой дворянской и крепостной интеллигенции и часть народной культуры. На протяжении нескольких веков дворянские усадьбы выполняли несколько функций: они фактически являлись организаторами сельского производства; были центрами экономического и к-го развития значительных территорий; архитектурные ансамбли усадеб, парки, пруды, церкви, своим существованием оказывали огромное влияние на окружающих; в провинциальные дворянские усадьбы привносилась к-ра и быт столичных городов. Музыка, живопись, театр, библиотеки, коллекции старинных вещей и редких растений становились неотъемлемой частью дворянских усадеб; дворянские усадьбы располагали к творчеству, сочинительству. В них воспитывался цвет русской интеллигенции XVIII-XIX. А. Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах «Евгений Онегин», который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни, ярился наивысшим выражением реализма в творчестве великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский » и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по праву сделалась не только фактом РК, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. Движение декабристов тесно переплетается со многими важными вопросами развития русской культуры. Стремясь освободить страну от самодержавно-крепостного гнета, оно тем самым объективно способствовало росту культуры, большему распространению ее в народе, развитию более передовых форм культуры. В преобразовательных планах декабристов немалую роль занимали вопросы культуры. Они сознательно ставили своей целью борьбу за передовую культуру, за просвещение народа, за новое передовое искусство, за процветание науки. Это отразилось и в конституционных проектах декабристов, и вообще в их идейном творчестве. В 1830 – 1840 гг. оформляется идеологическое противостояние «славянофилов» и «народников». Славянофильскую концепцию создали И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Леонтьев, Победоносцев - выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа к-ры, возникшего на духовной почве православия. Но наивысшего развития славянофильская историософия получила в известной работе Данилевского «Россия и Европа» (1871). Данилевский осуществил синтез славянофильской идеи извечной самобытности русско-славянского мира с гегелевской стадиальностью. Данилевский попытался обосновать неизбежность к-ного заката романо-германского мира и переход всемирного к-ного лидерства к славянскому миру. Подобно тому, как у Гегеля окончательным вместилищем «мирового духа» выступало Германское государство, Данилевский предрекал подобное же будущее России. В отличие от гегелевской, концепция историософии Данилевского отвергала финализм (т.е. веру в достижение конца истории). Западники выступали за ликвидацию крепостного права и признававшие необходимость развития России по западно-европейскому пути. Первый западник - Петр Яковлевич Чаадаев. Для него существование особой русской цивилизации даже не нуждалось в доказательствах, он просто воспринимал её как очевидную данность. Другое дело, что он скептически расценивал её состояние и перспективы, хотя этот скепсис не означал безнадёжного пессимизма. Для Чаадаева, в отличие от славянофилов, формы исторического прошлого России не содержали ничего сакрального, но он не отрицал за Россией великого будущего. Софийность. Владимир Сергеевич Соловьев, у него олицетворением положительного всеединства, абсолютно единым, абсолютно сущим является Бог. Всякое многообразие скреплено божественным единством. Материальное многообразие тоже одухотворено божественным началом, которое выступает мировой душой, или Софией, как результат божественного мастерства и творчества. Космизм характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства. Соборность. Принцип соборности рассматривали славянофилы, в частности, А. Хомяков одним из первых в русской философии под соборностью стал понимать «живое общение», совокупность мышлений, соединенных любовью. Как внутреннее единение и взаимодействие людей, соборность предполагает преображение личности, достигаемое ее свободными усилиями и внутренним выбором.
|