КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В – 3. Культурный переворот Осевого времени. 3 страница
Билет 10. Мусульманская культура.Была создана арабскими племенами, населявшими Аравийский п-ов и находившимися на весьма примитивном уровне развития. Религия доисламской Аравии была языческой, каждое племя верило в своего бога-покровителя, что не способствовало объединению арабов. В своих верованиях арабы обожествляли силы природы, небесные светила, камни, деревья, ручьи. Население Аравии в VII в. жило в условиях разложения родоплеменного строя и формирования единого государства. И в этом процессе одним из факторов объединения многочисленных арабских племен в единое гос-во стала новая мусульманская религия — ислам. По-арабски «ислам» означает «покорность». Основателем ислама стал арабский купец Мухаммед, реальное лицо. В 610 г. он выступил с проповедью в Мекке и объявил себя пророком единого и всемогущего Бога Аллаха. Постепенно сложился культ и догматика новой религии, в основу которых легли проповеди Мухаммеда. После его смерти они были записаны его учениками и составили священную книгу мусульман — Коран. Основанная Мухаммедом мусульманская община стала религиозным и политическим центром объединения Аравии. Полностью оригинальной религией ислам считать нельзя. Очевидно его родство с другими монотеистическими (признающими только единого Бога) религиями — христианством и иудаизмом, с которым арабы были знакомы и от которых заимствовали многие основные положения и догмы. Ислам признает свое родство с ними. Поэтому в Коране традиционные арабские верования переплетаются с легендами и мифами Библии, иудеи и христиане остаются для мусульман «людьми писания», данного Богом, но искаженного ими. Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), Иисус (Иса) приняты мусульманами как предшественники пророка Мухаммеда. Считается, что истинное учение, дарованное Богом через этих пророков, было искажено людьми. Поэтому требовались новые пророки, которые должны были исправить ошибки. Так и появился Мухаммед, который донес людям истинную веру во всей ее чистоте. Основу вероучения ислама составляют его так называемые пять столпов: вера в единого бога Аллаха и его пророка Мухаммеда; ежедневная пятикратная молитва намаз; ежегодный пост в месяц рамазан — ураза; обязательная милостыня, налог в пользу бедных — закят; паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни — хадж. Интересно отметить, что чисто религиозной догмой является только первая, остальные касаются моральных и обрядовых предписаний. Так, с самого начала развития ислама определился приоритет развития исламского права (шариат) над собственно догматикой. Более того, ислам стал не просто религией, а принципами, организующими и объединяющими весь завоеванный быстро формирующимся арабским халифатом мир. Ислам строго монотеистичен, но его монотеизм имеет свои особенности. Культ Аллаха включает в себя признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного Бога, от которого зависит жизнь и смерть всего живого. Весь мир своим существованием обязан воле Аллаха. Аллах все знает и направляет правоверных в их жизни. Отсюда — человек в исламе не является самоценностью, как в христианстве. Его жизнь — не более чем пушинка в руках Бога, который является единственным безусловным и самоценным в мире. Иррационализм мусульманского Бога влечет за собой неопределенность его внешнего облика. В этих условиях любое изображение божества воспринимается как покушение на религию. Не менее святотатственным представляется мусульманину также изображение людей и животных, так как это напоминает процесс сотворения, который доступен только Богу. Поэтому ислам запрещает изображение всех живых существ, что коренным образом повлияло на искусство Арабского Востока. Из возникших внутри ислама течений наибольшее влияние на художественную культуру оказал суфизм — мусульманский мистицизм, до сих пор пользующийся большим уважением в исламском мире. В основе его лежал аскетический идеал, презрение к земным благам, стремление к мистическому слиянию с Аллахом. Внешне это находило свое выражение в ношении грубого плаща из овечьей шерсти — суфы, давшего название всему движению. Суфии отказывались от обязательных для всех мусульман обрядов и условностей (намаз и пр.), а заменяли их обрядом радения (коллективным молением с хождением по кругу) — зикром, который должен был способствовать слиянию с божеством, мистическому экстазу. Разные направления суфизма достигали этого как экстатическим трансом (например, доводя себя песнями и плясками до исступления), так и глубоким внутренним сосредоточением. Это был единственно подлинный путь познания Бога, так как ни разумное постижение его законов, ни строгое выполнение предписанных обязанностей не могли привести к желаемому результату. Путь любви и мудрости, который проповедовали суфии, давал им. Идеи суфизма находили свое воплощение как в многочисленных философских и богословских сочинениях и в поэтических произведениях (рубай Омара Хайяма). Языком новой формирующейся культуры с самого начала стал арабский язык. Поэтому процессы арабизации протекали неразрывно с ходом исламизации. Арабский язык был неразрывно связан с Кораном, так как священная книга мусульман была дана Мухаммеду именно на этом языке. И все мусульмане независимо от своего происхождения были обязаны знать, понимать и цитировать Коран на арабском языке. Это способствовало распространению этого языка, а также его развитию — арабский язык в течение неполного века из языка бедуинов Аравии превратился в официальный язык ученых и философов. Арабы внесли серьезный вклад в мировую литературу и поэзию, создали прекрасные и оригинальные произведения искусства. Изобразительное искусство как средство выражения религиозных идей было исключено из сферы арабской культуры. Силу своего воздействия новая религия основывала на слове, а не на изображении живых существ. Поэтому главными святынями в ней стали не иконы и статуи, а старинные рукописи. Эквивалентами живописи и скульптуры в европейском искусстве у арабов стали каллиграфия и книжная миниатюра. Особым почетом в арабском мире пользовалось искусство каллиграфии, которое было языком не только религии, но и поэзии, философии, науки Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью наряду со стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами. Бога в странах ислама изображать запрещалось, а можно было обозначать буквами и знаками. Поэтому в искусстве получил распространение геометрический орнамент, нередко состоявший из знаков и мотивов, имевших символическое религиозное значение. Например, слово «Аллах» обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематически выражали буквы этого слова. Также широко было распространено в арабском мире искусство книжной миниатюры, обусловленное почтительным отношением арабов к книгам. В художественном наследии мусульманской культуры важная роль принадлежала произведениям прикладного искусства и художественных ремесел. На территории арабского халифата существовало много процветающих центров, в которых производилась керамика, оружие, изделия из металла и стекла, ткани. Все изделия декоративно-прикладного искусства отличались высоким вкусом и изысканной красотой — это и позволило ему занять важное место в истории художественной культуры. Особой популярностью пользовались знаменитые персидские ковры, представляющие настоящее чудо художественного и технического мастерства, для изготовления которых требовался труд множества людей в течение долгих месяцев. Стремление к отражению красоты и гармонии мира присуще и великолепной архитектуре Арабского Востока. Большой образной силой проникнуты как культовые (мечеть, минарет, медресе), так и светские сооружения — караван-сараи и крытые рынки, дворцы правителей и знати, укрепленные цитадели, городские стены с башнями и воротами, величественные мосты и т.д. Основным культовым зданием является мечеть — место для молитвы. Считается, что прототипом мечети явился дом Мухаммеда в Медине, огороженный двор которого имел с южной стороны навес, Укрепленный на пальмовых стволах. Классический тип арабской мечети, которую называют колонной или дворовой, представляет собой Прямоугольный участок, огороженный высокой стеной. Основным элементом композиции является двор, окруженный аркадой на колоннах я столбах. Одни из лучших памятников мусульманской архитектуры стал дворцов ансамбль в эмирате Гранада — Альгамбра (от араб, аль-Хамра -красный). Задача зодчего Альгамбры заключалась в использовании всех доступных ему средств для создания роскошного, поражающего богатством своих интерьеров дворца, предназначенного и для пышных приемов, и для интимной жизни восточного правителя. В архитектуру дворца органично включены вода и зелень. Сохранилось много мавзолеев, построенных над могилами особо почитаемых лиц и увенчанных чаще всего куполом. Помимо культовых сооружений строилось также множество библиотек, больниц. Для всех памятников монументального зодчества свойственны четкость архитектурных форм, определенный абрис подковообразных и стрельчатых арок и куполов, богатство резного орнамента и надписей, а с определенного времени также узорная кладка из разноцветного камня. При всем совершенстве архитектуры Арабского Востока в ней все-таки ощущался недостаток пластических жанров искусства. Их место заняла поэзия.Основным жанром арабской поэзии в VII—VIII вв. стал панегирик как наиболее светский и легко превращаемый в политический инструмент. Очень популярна была у арабов любовная лирика, гимн любви и страсти, свободный от всяких религиозных. К концу IX в. помимо поэзии и научных трактатов появилась проза. Именно тогда из устного народного творчества родились знаменитые новеллы «Тысячи и одной ночи».
11. Древнерусская к-ра. Первые упоминания о славянах в источниках относ. к рубежу 1 тыс. н.э. К 6 в. произошло выделение восточной ветви славян. В 6-8 в. в условиях нараставшей внешней опасности объединяются восточнославянские (поляне, древляне, кривичи, вятичи и др.) и некоторые неславянские племена (меря, мурома, чудь) и в 9 в. образовывается Древнерусское гос-во Киевская Русь. Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы в результате объединения союзов славянских племен сложилось Древнерусское гос-во со столицей в городе Киеве. В 10 и 11 в. при князьях Игоре, Ольге, Святославе, Владимире территория Руси расширялась в северном, западном и северовосточном направлениях. Во второй половине IX в. братья Кирилл и Мефодий, прибывшие из Византии, создали славянскую письменность на основе греческого письма с добавлением нескольких букв. Кириллица быстро распространилась на Руси. Языч. религия не способствовала созданию единого гос-ва. Тесные экон-ие, пол-ие и к-ные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству хр-ва обусловили выбор новой религии. Поэтому в 988 г. князь Владимир официально принял хр-во. Но хр-во не уничтожило язычество, складывалось двоеверие, или православно-языческий синкретизм. На стенах храмов эпохи «двоеверия» изображались не только лики святых и Христа, но и использовали языческую символику, узоры-переплетения, отголоски узелковой письменности древних славян. К-ра Киевской Руси вобрала достижения восточно-славянских племён, заимствовала опыт других народов, в. т.ч. Византию и кочевников, а также внесла свой собственный вклад, сформировав самобытность и самостоятельность. Церковь, занявшая центральное место в общ-ве, способствовала созданию на Руси великолепной арх-ры, иск-ва, распр-нию просвещения. В Киевской Руси сложились школы живописи, архитектуры, литературные школы, начал формироваться национальный эпос. Его героями были богатыри, олицетворявший мощь и упорство древнерусского крестьянина. В древнерусской литературе киевского периода оформились следующие жанры: летопись, повесть, житие, слово (поучение). Каменное строительство христианских храмов началось сразу после принятия христианства: в 989 г. — в Киеве построена Десятинная церковь Пресвятой Богородицы, Собор Святой Софии возведен во времена Ярослава Мудрого. Это крестово-купольный храм, увеличенный в ширину двумя нефами, а в длину тремя столбами, составивший в плане пятинефный храм, окружённый с севера, запада и юга двойным рядом галерей и увенчанный 13 главами. В интерьере: мраморные облицовки, мозаики из смальты, фресковые росписи. К середине 12 в. Русь распалась на несколько княжеств, каждое из которых пошло своим путём. В арх-ре фасады всех новгородских храмов имеют трёхлопастное завершение, крыши восьмискатные. Особая организация внутреннего пространства: столбы, поддерживающие своды, широко расставлены и близко придвинуты к стенам, из-за этого внутри храм кажется выше, чем на самом деле. Софийский собор в Новгороде строже киевского, имеет 5 куполов, более мощные стены. Нет мозаик, только фрески. Своеобразным путём развития пошла к-ра Пскова. Все церкви невелики по размерам, приземистые, обширные в нижней части, все одноглавые на четырёх или шести столбах, с одной апсидой, притвором и позакомарным покрытием. Псковские церкви отличало наличие подклета. Владимир: один из шедевров храм Покрова на Нерли – гармоничные пропорции, трёхчастное деление фасада, арочное завершение стен (закомары). Стены украшены каменным орнаментом. Успенский собор: пятинефный и пятиглавый, белокаменный. Золотые ворота, Дмитриевский собор. Рождественский собор в Суздале сложен из неровных плит ноздреватого туфа, из тёсаного белого камня выполнены декоративные детали фасадов. В Чернигове Церковь Спаса, Пятницкая церковь. Иконы домонгольского периода – византийский стиль: плоскостное изображение, жёсткий линейный контур фигур, лики с миндалевидным разрезом глаз, с тонким прямым носом, маленьким ртом, отрешённый от земных страстей взгляд. В церковном богослужении важна была музыка. Был обязателен канон, в нём фиксировались основные черты русской духовной музыки, она была монодической, не имела инструментального сопровождения. В новых хр-ких распевах сохранялись интонации древних обрядовых песен, колядок, былин. Виды песнопения: стихира, кондак, тропарь, киноник. Татаро-монгольское нашествие разрушило Киевскую Русь, разорение городов, гибель ценнейших предметов ис-ва. С образованием централизованного го-ва со столицей в Москве формируется общерусская к-ра. В Москве начинается белокаменное стр-во. Во второй пол. 14 в. сооружаются каменные стены Кремля. На Соборной площади – Успенский собор, Архангельский, Благовещенский, церковь Ризоположения., Грановитая палата. В 14-15 вв. в Москве работали Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий. Икона «Церковь воинствующая» - историко-аллегорический жанр. В росписях благовещенского собора отражена идея преемственности власти. Смоленский собор Новодевичьего монастыря – воплощение политической теории «Москва – третий Рим». В 16 в. появл. Шатровое зодчество – одна из первых ц. Вознесения в Коломенском. В середине 16.в. Покровский собор. В лит-ре воинская повесть, историческая литература, остросюжетная повесть. Развитие жанра исторического портрета.
12. Ренессанс и реформация в к-ре Европы.В евр. к-рестал развиваться процесс возрождения элементов ан-ной к-ры как обновление содержания к-ры евр-ой. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии, в Испании). Новые условия жизни породили и новое мышление. Аскетизм средневековой морали не соответствовал реальной жизни новых социальных групп и слоёв, в общественной морали всё отчётливее проявлялись черты рационализма, осознания роли личных потребностей человека. Складывалась новая мораль, оправдывающая радости мирской жизни, утверждающая право чел-ка на земное счастье и на свободное развитие. Признание ценности чел-ка как личности получило название гуманизм и составило основу мировоззрения новой эпохи. В качестве «идеального» человека признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность. В-е началось в Италии. Период XII1 - начало XIV в, - Проторенессанс. Для ис-ва Пр-са характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость, появление интереса к ан-му наследию. Для арх-ры П. характерны уравновешенность и спокойствие. Представитель: Арнольфо ди Камбио. Для скульптуры: пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства (Никколо Пизано). Для живописи: появление осязательности и материальной убедительности форм. Представители: Пьетро Каваллини; Джотто. Для лит-ры характерно чувственное усиление, реалистичность образов., ознаменованный тв-ом поэта Данте Алигьери. Собственно эпоху Ит. В-я условно подразделяют на: ранний Ренессанс- с середины XIV--XV вв.; - высокий Р-с - до второй третиXVI в.; - поздний Р-с - вторая треть XVI – 1-ая пол. XVII в. К периоду раннего Р. относится тв-во Ф. Петрарки и Д. Боккаччо. Петрарка остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека (сборник сонетов «Книга песен»). Учеником и последователем Петрарки был Боккаччо (1313-1375) - автор известного сборника реалистических новелл «Декамерон». Выдающимся мастером считается Мазаччо. Росписи художника в духе реализма (капелла Бранкачи во Флоренции) отличают энергичная светотеневая лепка, пластичность, телесность, трехмерность фигур и их композиционная увязка с пейзажем. Наследие Сандро Боттичелли отличают тонкий колорит и настроение грусти. Среди работ, созданных Боттичелли, наиболее известна картина «Рождение Венеры». Выдающийся архитектор и скульптор Филиппо Брунеллески - один из основоположников архитектуры Ренессанса. Ему удалось возродить основные элементы античной ар-ры, он решал сложнейшие технические задачи (строительство купола Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы). Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан, прежде всего, с именами трех гениальных мастеров - Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. Леонардо да Винчи едва ли имеет себе равных по степени одаренности и универсальности среди представителей В-я. Он был х-ом, скульптором, архитектором, математиком, физиком, ботаником, анатомом. В его художественном наследии особо выделяются такие дошедшие до нас шедевры, как «Тайная вечеря» - фреска в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, а также самый знаменитый портрет эпохи Возрождения «Джоконда»). Рафаэль Санти вошел в историю мировой к-ры как создатель ряда живописных шедевров. Это ранняя работа «Мадонна Конестабиле». Зрелые работы - росписи парадных залов Ватиканского дворца и величайшее творение - «Сикстинская мадонна». Микеланджело Буонарроти, скульптор, живописец, архитектор и поэт. Самая значит. работа росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему про-ю «Давид». Но подлинное признание как архитектор и скульптор он обрел в качестве проектировщика основной части здания Собора Св. Петра в Риме., а также за скульптурное оформление лестницы и площади Капитолийского холма. На период высокого и позднего В-я пришелся расцвет и-ва в Венеции. Среди художников венецианской школы рано умерший Джорджоне, обессмертивший свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский концерт». Работы Тициана привлекают новизной решения прежде всего колористических и композиционных задач. Впервые на его полотнах появляется изображение толпы как части композиции. Наиболее известные работы Тициана: «Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Даная» и др. Период позднего В-я был отмечен наступлением католической реакции. Многие живописцы, поэты, скульпторы, арх-ры отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Возрождения. Но маньеризм не стал ведущим направлением в период позднего В-я. Это время было отмечено реалистическим творчеством живописцев, относящихся к венецианской школе. Микеланджело да Караваджо является основоположником реалистического направления в европейской живописи XVII в. Полотна мастера отличаются простой композицией, эмоциональным напряжением, выраженным через контраст света и тени, демократизмом. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму) реалистические сюжеты народного быта. Последним из наиболее крупных скульпторов Италии был Бенвенуто Челлини, в тв-ве которого проявились реалистические каноны В-я. Челлини был ювелиром. К-ра Испании развивалась в рамках господства католической идеологии, опиравшейся на репрессивный аппарат инквизиции. Поэтому гуманистическое движение не носило яркий антиклерикальный характер. И, тем не менее, XVI - первая половина XVII в. отмечены взлетом испанской к-ры. В лит-ре получают широкое распространение рыцарские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был Мигель де Сервантес, автор романа «Дон Кихот», являющегося высоким образцом гуманистической лит-ры и оказавшего большое влияние на мировую к-ру. Основоположником испанской национальной драмы был Лопе де Вега, автор огромного кол-ва лит-х произведений, среди которых «Собака на сене», «Учитель танцев» и др. Живопись Испании эпохи В-я достигла значительных успехов в творч. Эль Греко и Диего Веласкеса. Творения Эль Греко отличаются повышенной одухотворенностью, резкими ракурсами, мерцающим колоритом («Апостолы Петр и Павел», «Мария Магдалина» и др.). Живопись Веласкеса отличается смелостью романтических наблюдений, умением проникнуть в характер персонажа, обостренным чувством гармонии («Вакх», «Завтрак», «Пряхи» и др.) Ренессанс во Франции и Англии. Гуманистическое движение захватывает Францию лишь в начале XVI в. В то время Франция была абсолютной монархией, что накладывало в целом отпечаток на ее к-ру. Не менее важной чертой гумм-го движения во Франции был его ярко выраженный национальный характер. Наиболее выдающимся представителем французского гуманизма был автор сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. В основу этого по существу народного произведения легли широко распространенные в XVI в. народные книги о великанах. Автор беспощадно бичует католическую церковь за пороки ее служителей, высмеивает невежество, ханжество, раболепие и т.п. Большое просветительское значение имела литературная группа из семи поэтов - «Плеяды». Ее члены работали над усовершенствованием французской поэзии и способствовали развитию общенационального современного языка. Значительных высот достигают общественная мысль, философия, этика. В эти годы творил выдающийся мыслитель-гуманист Франции Мишель де Монтень, родоначальник литературной формы - эссе. Крупное произведение Монтеня - эссе «Опыты», утверждавшее идеи рационализма, оказало воздействие на развитие западноевропейской мысли. Развитие Ренессанса в Англии носило длительный характер. Центром гуманистических идей был старейший Оксфордский университет. Крупнейшим представителем английского В-я считается Томас Мор, автор социально-философского произведения «Утопия», положившего начало направлению утопического социализма. Гуманистическую поэзию Англии представляют Т. Уайет, он ввел в английскую поэзию жанр сонета, Филипп Сидней и наиболее одаренный поэт Лестер Спенсер, которого называли «поэт поэтов». Расцвет Ренессанса пришелся на конец XVI - начало XVII вв., достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564-1616). Перу титана английского Ренессанса принадлежит 37 пьес, среди которых не сходящие и поныне со сцены многих театров мира «Гамлет», «Король Лир», «Отелло» и др., а также многочисленные стихотворения, поэмы и сонеты. Благодаря творч. Шекспира получает развитие театральное ис-во Англии, которое играло значительную просветительскую роль. В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в. Выдающимся представителем гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин, стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором выведена вереница невежественных людей. В-е в Германии неразрывно связано с явлением Реформации - движением за реформы католич. церкви, за создание церкви без поборов и платы за обряды. Возглавлял движение Мартин Лютер, доктор богословия и монах. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку дается непосредственно от Бога и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестанскому направлению в хр-ве. Успех Реформации в Германии способствовал быстрому росту национальной гуманистической к-ры. Особенного расцвета достигло изобр-е ис-во. Одним из выдающихся его представителей был живописец и мастер гравюр Альбрехт Дюрер. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах он воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис»), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах ис-ва. Заметного подъема достигла нем. лит-ра. Крупнейшими немецкими поэтами были Ганс Сакс и Иоганн Фишарт. Начиная с XV в. Нидерланды становятся крупным центром европейской культуры. Развитие гуманистических идей происходило под влиянием достаточно тесных связей с Италией и рядом других европейских стран. Крупнейшим представителем культуры Возрождения был Эразм Роттердамский (1469-1536). Большую популярность гуманисту принесли сатирические произведения «Похвала глупости», «Домашние беседы» и др., в которых высмеивались суеверия, схоластическое мировоззрение, сословная кичливость и прочие пороки. В традиции итальян-го В-я получили развитие в худож-ом твор-ве Нидерландов. Эта небольшая страна подарила мировой к-ре живописцев Ван Эйка, с которым связывают новую технику живописи маслом, Питера Брейгеля. Наиболее замечательными худ-ми Европы XVII в. были нидерландцы Рубенс и Рембранд. В творчестве Рубенса приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы от чувственной красоты образов, точных наблюдений действительности. Рубенс писал картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», «Союз Земли и Воды» и др.). Творчество Рембрандта характеризуется глубоким психологизмом и исключительным мастерством живописи, основанным на эффектах светотени. Рембранд создал около 60 автопортретов, около 300 офортов и более 1000 рисунков. Он писал картины на религиозные («Святое семейство») и мифологические («Даная») сюжеты. Значение В-я оказалось важным для всех последующих времён, т.к. были заложены основы гуманизма. В-е прославило чел-ка, подняло его на небывалую высоту, с этого времени история мировой к-ры немыслима без нового чел-ка, его мировоззрения и убеждений. Крупнейшим событием европейской истории и к-ры XVI века стала Реформация. Началом считают выступление в Германии в 1517 году с тезисами против индульгенций М. Лютера. Тезисы послужили мощным стимулом для выступлении против официальной церковной идеологии и послужили началом Р. - движения за обновление веры. Р. была не только религиозным обновлением, это была глубокая трансформация всей хрис-кой к-ры. Эти процессы, приведя к расколу римской церкви и созданию нового течения в хр-ве протестантизма, проявились с разной степенью интенсивности во всех странах католической Европы. Если сопоставить взгляды родоначальника Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него - это призыв Бога, обращенный к человеку, и последний волен откликнуться на него или нет. К-рные и социально-исторические результаты реформационного процесса не исчерпываются рождением протестантизма и модернизацией католической церкви. Они более внушительны. Традиционное вероучение опиралось на практику искупления прегрешений путем совершения предписанных церковью «святых дел» (строгий пост, приобретение индульгенций, пожертвования в пользу церкви). Главная же идея тезисов Лютера состояла в том, что вся жизнь верующего должна быть покаянием, и нет необходимости в особых поступках, изолированных от обычной жизни и специально преследующих цели спасения. Человек не должен как монах бежать от мира, наоборот, ему следует добросовестно исполнять свое земное призвание. Всякое занятие, если его польза не вызывает сомнений, может рассматриваться как святое дело. Это коренное переосмысление покаяния привело к формированию новой, предпринимательской этики (получение прибыли признается делом, угодным Богу, если совершается без ростовщических хитростей, при условии честности в деловых отношениях и непременного инвестирования нажитого богатства). Утверждение этих новых норм и ценностей, определивших «дух капитализма», сыграло решающую роль, по мнению известного немецкого мыслителя XX в. М. Вебера, в разложении натурального хозяйства и становлении капиталистических отношений. Возникает «трудовая этика» - вера в то, что добросовестный труд имеет спасительное значение, в призвание к той или иной деятельности Богом, в успехи этой деятельности как основной показатель избранности Всевышним. Эта трудовая этика послужила основой для развития капиталистических отношений в Западной Европе и Северной Америке. Римская церковь выступила против нового движения, что получило название Контрреформации. Это был не только религиозный, но и к-рный процесс. Многие в обществе почувствовали, что они теряют в уходящей к-ре нечто, чего терять не следует. Появился почти мистический страх перед новыми временами. Поначалу он был неосознаваем. Лишь позже пришло понимание того, что новая к-ра несет с собой не только положительные моменты, но и отрицательные, - это и падение ценности человеческой личности, и культ природы, и культ денег. Контрреформация попыталась вернуть все на круги своя. Это и стало роковой ошибкой. Искусственно законсервированные ценности становятся мертвыми. Страны, где это произошло, сильно отстали прежде всего в экономическом, индустриальном развитии от передовых государств Западной Европы: Англии, Франции, Голландии.
|