Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 30.




Специфика человека изначально определяется его психикой, а она имеет символическую природу и содержание. Человек-это символическое существо. Именно в качестве символического существа человек действует, мыслит, чувствует. Разумеется, психика человека во многом определяется социальными обстоятельствами. В своей относительной самостоятельности человек выступает субъектом, которому противостоит объект. Естественно, возникает вопрос о познание человеком окружающего мира.

Противостояние субъекта и объекта доводит вопрос о самой возможности познания до парадокса. В связи с парадоксом познания были разработаны различные концепции. Согласно эмпирической теории познания (Бекон, Локк, Гоббс), всё человеческое знание проистекает из опыта. Внешний опыт обуславливает ощущения, а внутренний – в результате осуществления человеком посредством соединения, сопоставления, абстрагирования простых идей, рефлексии—образует более сложные идеальные конструкты. Декартовские врождённые идеи не существуют. Душа человека – чистая доска. Всё познание вырастает из ощущений. Это сенсуализм. Согласно рационалистической теории познания (Декарт, Лейбниц, Кант), субъект накладывает на поступающую от органов чувств информацию априорные идеи и схемы познания. Обе концепции основаны на жестком первоначальном противопоставлении объекта субъекту и последующем желании это противопоставление преодолеть. Гуссерль считал, что все акты сознания по своему изначальному смыслу направлены на мир предметов.

Постмодернизм, претендующий на обобщенное представление вопросов о содержании и роли науки, негативно относится к научному познанию, предлагает полностью отказаться от результатов предшествующего развития науки. Представители постмодернизма (Тулмин, Гриффин) рассматривают науку в ситуации собственной исчерпаемости, отрицают проблему истины, утверждают, что наука вообще не нужна, так как учённые показали своё бессилие перед ходом истории. Постмодернизм в гносеологии-это продолжение линии агностицизма в теории познания. Представители этого модного в западной философии направления (Сартр, Ясперс, Гадамер, Рикер и др.) и ряда других субъективистских философских школ. Доказывают, что мир непознаваем, что в процессе познания ничего не познается, истина интуитивна.

В отличие от таких подходов к обоснованию проблемы познания и роли науки в познавательном процессе современная материалистическая философия продолжает традиции материализма и сциентизма. В поисках новых мировоззренческих ориентиров, соответствующих реалиям сегодняшнего дня, современная философия исходит из того, что рациональное постижение мира выступает необходимым и определяющим условием целенаправленной позитивной деятельности человека и общества. Мир познаваем, а познание в различных формах есть процесс обогащения человека новым знанием, которое может быть определенно как совокупность идей о мире, теоретическое овладение его предметами, их идеальная форма. Познание есть диалектический процесс, в ходе которого мысль человека об объекте всё долее приближается к нему. Этот процесс бесконечен, как бесконечен в своих свойствах и проявлениях объективно существующий мир. В системе познавательной деятельности ведущую роль играет научное познание, как наиболее глубокое и адекватное проникновение в сущность вещей. С этих позиций познавательное отношение человека к действительности является необходимым элементом всей системы его отношений к миру. Познавание рассматривается как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной деятельности в его сознании. Конечным результатом такой деятельности является всегда новое знание о мире.

Познание --высшая форма отражения. Раскрывая законы деятельности, оно в идеальной форме воссоздаёт предметы и явления во всём многообразии их свойств. Это оказывается возможным потому, что познавательная деятельность человека основывается на его предметно—чувственной, материальной, практической деятельности. Человек ничего не может знать о предметах и явлениях внешнего мира без того материала, который он получает от органов чувств, поэтому чувственное познание является необходимым условием и неотъемлемым аспектом познания вообще. Чувственное познание включает в себя 3 основные формы отражения: ощущение, восприятие и представление. Ощущение—это субъективный образ объективной деятельности, оно всегда одноаспектное. Восприятие—это уже целостный образ предмета, комбинация ощущений, благодаря которым объект воспринимается как нечто целое. Представление как чувственное отражение объекта позволяет воспроизвести его мысленно, когда он перед ними отсутствует. В силу этого в представлении отражается не все воспринимаемые свойства, а лишь наиболее важные в каком-то отношении, воспроизводя тем самым нечто обобщенное и типичное. Специфика чувственного познания заключается в том, что оно формируется в результате непосредственного взаимодействия с внешним миром: сами чувственные образы выступают как нечто непосредственно данное. В чувственных образах объективное содержание и субъективная форма даны в их непосредственном единстве. Чувственное познание содержит информацию той биологической эволюции, которая привела к появлению высших животных и человека.

Второй неотъемлемой частью процесса человеческого познания является абстрактное мышление или рациональное познание, которое осуществляется в формах понятия, суждения, умозаключения. Понятие как отражение существующих свойств изучаемых объектов, благодаря своей знаковой форме, не обладает наглядностью, объединяя в себе абстрактные признаки вещей (например, «вид» - в биологии, «товар» - в политэкономике и т.д.). Человеческая мысль движется от менее абстрактных понятий ко все более абстрактным (от понятия «вещество» к понятию «материя»). Поскольку сущность абстрактного мышления состоит в установлении связей и отношений, то содержание понятий можно раскрыть только через установление связей и отношений между ними (например, «скорость света не зависит от скорости источника света», «содержанием современной эпохи является становление информационной цивилизации» и т.д.). Умозаключение—это получение новых суждений на основе уже имеющихся, что достигается путём применения законов логики. Например, «движение есть изменение вообще», «в мире нет ничего, кроме различных форм движения материи», следовательно, нематериального движения не существует. Логические зоны—это обычные отношения вещей, миллиарды раз повторённые в человеческой практике и благодаря этому закреплённые и превращённые в нашем сознании в определённые правила, которыми мы пользуемся, часто даже не осознаваем этого. Поэтому на уровне абстрактного мышления мы имеем дело не только с осознанным, но и с подсознательным, без которого не может осуществляться логический процесс. Примером может служить интеллектуальная интуиция.

Качественная специфика абстрактного мышления состоит в том, что оно опосредовано, т.е. связано с отображаемой действительностью только через чувственные формы, которые служат для него исходным содержанием. В нем отображается, прежде всего, связи и зависимости общих свойств, процессов и явлений объектного мира. По своей форме абстрактное мышление качественно отличается от чувственного познания тем, что оно осуществляет в форме знаковых систем или языка, являющихся материальной формой процесса логического мышления. Благодаря тому, что язык или знаковая форма становится средством переработки и передачи накопленной информации, возникает относительная самостоятельность абстрактного мышления к исходному чувственному материалу, который лежит в его основе. Поэтому абстрактное познание не сводится к простому оперированию чувственными образами. В реальном процессе познания эти 2 стороны всегда образуют единство, хотя их соотношение и относительная роль изменяются на разных уровнях и в различных формах познавательной деятельности.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты