КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Естественные условия жизни общества1.1 географическая среда- та, часть природы с которой общество тесно взаимодействует, влияет на нее и испытывает ее влияние на себе- это климат, почва, река, раст.и живот. Мир, рельеф местности полезные ископаемые и т.д. Благоприятная географичкская среда способствует развитию общества и наоборот. Следовательно она сильно влияет на общество, но человек в состоянии так на нее воздействовать чтобы она не мешала развитию – отсуда геогр.среда не главное в развитии общества 1.2 Народонаселение и общество – Маркс говорит что причины нищеты и голода трудящихся при капитализме не в расе, плотности или ментолитете , а в самой сущности кап. системы, в крайне несправедливом распределении материальных благ – отсуда это нерешающее воздействие на развитие общество. 2 Способ производства – главная определяющая сила общественного развития. 2.1 Производительные силы: предметы труда(вещи которые делают) + средства труда( оборудование ,недра земли) = средства производства + люди = производительные силы, которые определяют отношение человека к природе степени ее власти над ней 2.2 Производственные отношения – отношения людей в процессе производства. Их основа – форма собственности т.е отношение дюдей к средствам производства. 2.3 Пр . силы и пр. отношение постоянно развивается ., совершенствуется производство развивается через развитие производственных сил в основном орудие труда. Развитие пр.сил обязательно ведет к развитию пр. отношений 3 Экономический базис и надстройка общества Базис –основание над стройки – экономическая структура общества т.е совокупность мериальных и пр.отношений (форма собственности, форма распределении жизненных средств, отношение людей в процессе производства) У каждого общества свой базис. Тип базиса зависит от состояния производительных сил. Надстройка – политические, правовые, философские, этические, художественные и религиозные взглады общества и соответствующие им отношения учереждения, организации. Базис первичен. Например в первобытном строе отсутствие частной собственности и классов вело к отсутствию государственных, политических, правовых идей и соответствующих ему учреждений. 4 Общественно-экономическая формация как сложный социальный организм Кроме производства базиса и надстройки в общественно экономическую формацию входят другие общественные явления: определенные исторические общности людей(род, нация,племя), быт, семья и брак, язык , естественные науки Известно пять формаций последовательно сменивших друг друга: 1 Первобытно – обшинная :десятки тысяч лет ,от испытаний готовых орудий труда перешёл человек к изготовлению примитивных орудий производства (скрепки,рубила ,копья) ,производственная деятельность : от примитива(собирания ) к вырашиванию растительной ,прируцчению животных.Найденное делили ,находили мало ,делить нечего, нет частной собственности и эксплуатации.Родовая община с ростом производства из-за применения орудий труда распалась на семьи, владение семейной собственностью привело к началу рабовладения 2 Рабовладельческая – бронзовые и металлические орудия труда рост производства, появилось садоводство и огородничество, искусственное орошение, горное дело. Усилилось разделение труда. Полная собственность рабовладельца на средства производства и раба. Государство. Жестокие отношения между государством и подчиненным. Раб не был заинтересован в развитии производства. Отсюда противоречие между пр.силами и пр. отношениями, велике воостанием рабов ускоревшим смену формаций. 3 Феодальная формация : использование энергии воды и ветра, ремесло, текстильное производство. Собственность феодала на средства производства ( землю, ) и неполную собственность на крестьянина. Пр. отношения : господин и подчиненный. Надстройка как при рабовладении: жестокий государственный аппарат. Зародилась буржуазия и пролетариат. 4Капиталистическая- крупное машинное производство, кап отношения: частное буржуазное собственность .Работник – пролетарий юридически свободен не прикреплен не к земле не к хозяину и лишен средств производства, продает свою рабочию силу. Надстройка.- буржуазные идеи и учереждения. Капитализм родил империализм – господство монополий. 5 Коммунистическая – две стадии 5.1 Социализм: общественная собственность на средства производства, пр. отношения – братское сотрудничество, соответствие пр.отношений характеру пр.сил. 5.2 Коммунизм: единое общенародная собственность на средства производства. Пр.отношения – от каждого по способностям , каждому по потребностям . Мое мнение теория Маркса относится к классической научной картине мира в настоящее время в какой –то мере устаревшей и заменяемой на неклассическую научную картину мира. Если не считать ее устаревшей ,то его теория о том, что последовательный прогресс общества обеспечивается развитием производительных сил является актуальгной т.к она не отрицает другие теории о развитии общества , скорее поясняет их( например: в основе развития общества лежит удовлетворение потребности человека) общественно экономические формации выделенны верно, часть из них проверены временем, часть нет , хотя и не отрицается возможность их существования, вполне возможен переход от высшей ступени развития ( коммунизма) к низшей (первобытнообщинный) при определенном выполнении различных условий т.к события 20 века показали непредсказуемость исторического процесса
Вопрос 28 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА (ННКМ) Эпиграф: Риккен «Познать мир значит сделать его неузнаваемым» Классическая научная картина мира (КНКМ) создавала какбы образ мира как ж.сткую упорядоченную конструкцию , эта конструкция могла быть рассмотрена в целом как-бы с какойто божественной точки зрения, что какая-то неизвестная пока теория могла дать нам в целом завершённую картину мира(КМ).В отношении человеческой истории , его будущего , и относительно человеческого рода классика создавала слишком благостную картину мира . хотя много говорилось о противоречии , развитие идёт через ппротиворечие , добро и зло , была уверенность в том что всё лучшее собрано в нашем мире и человек становится хозяином мира , заместителем бога во вселенной. Эта КМ была сокрушена в нач.20 годов, когда КНКМуже укрепилась,утвердилась,было мнение что в теолретической физике нечего открывать ,всё ясно и понятно-стало ясно что это утопия. По-этому 20 век можно назвать условно»век крушения аксиом»,тех положений о мире которые казались абсолютно несокрушимими,соответствуюшими науке и здравому смыслу.Наука показала что её притязания на истину,что она может заменить божественное писание-это гносиологическая утопия(миф) Нужно выделить основные факты которые способствовали крушению классики и переходу научного знания и философии к ННКМ(другие термины:постклассическая,неклассика,неоклассика) 1 Онтологические потрясения или естественно-научные революции нач.20 века.Открыли:теория созданий нефклидовой геометрии, разработка теории относительности Эйнштейна,атомная физика-квантовая механика Их значение:показали что человеческое представление об однородности пространства и времени являются слишком ограниченными, свойства пространства и времени обусловлены спецификой материальныч процессов,различного рода физическими процессами и по-этому создать завершённую КМ с однородным пространством и временем невозможно,единых мировых часов нет возможно вообще,как нет возможно и трёх мерного пространства,а есть n-мерное пространство.Здесь встал вопрос куда поместить бога в n-мерное пространство. Выяснилось, что на уровне микромира не действуют ни ефклидова геометрия , ни механика Ньютона, там не действует закон сохранения массы вещества , получается что элементарные частицы возникают как-бы из нечего , из чистой энергии и превращаются в чистую энергию не имеющую массы покоя.А это противоречит КНКМ,их постулатам. Русский ф-ф Бердяев характеризует эти открытия:”материальный мир стал как-бы разжиженным , и когда зашатался в основе материальный мир,зашатался и образ человека.Деметаризующийся мир проникает в человека и потерявший духовную устойчивость человек растворяется в мире.” Далее:масса открытий показывает,что религия говоря о сотворении мира богом не так уж врёт,т.к разработан антропный принцип физики и теория большого взрыва,в конце 20 в. выяснили что теория большого взрыва многово не может обьяснить в эволюции вселенной.Получается так что творец всё-таки был и предусмотрел хитромудрое устройство мира. ННКМ показала что в фундаменте материала не действуют законы математики,действуют хаус , случайность. Получается ситуация когда учёные говорят:та или иная теория не верна т.к. не слишком безумна,не слишком противоречит здравому смыслу. 2 Социоонтологические сокрушения-т.е специфика социально исторических процессов в 20 век.,которые совершенно противоречили классическим представлениям, хотя далеко не все философы в самом же начале 20 в. перешли к неклассике,Марксисты сохранили у себя основные принципы методологии классической философии и классическое представление об историческом процессе и человеческом роде,правда кое-какие существенные изменения ввели,многие проколы коммунистов СССР обусловлены тем что советскии идеологи чересчур были привязаны к классики,не сумели понять что внесли в философию новейшии научные открытия и социальные потрясения. Среди них: - мировые войны-т.к по классике есть авангардные страны с разумным правителем и народом,рационально мыслящем;человек может управлять злом. Но войны начали передовые страны,войны текут неуправляемо,по-этому получилось что человечество движется а куда непонятно,войны жестоки и иррациональны,потряс антигуманизм(всё для человека) - опыт социалистических революций-противоречит классики и социализм строится в стране не подготовленной для этого,т.к только-что закончилось крепостное право - германский фашизм-теория и практика фашизма,в самой научно развитой стране Германии,здесь великие ф-фы гуманисты,самая гуманистская литература и музыка,а тут концлагерь-всё это бьёт по теории прогресса - жуткий экономический кризис в США в 20 г. - ядерная война,ядерное оружие,крушение соц.стран и т.д Вывод:нужны малые реформы,малые ошибки,малые преобразования. 3 Так наз. Эпистемологические-изменение методологии особенностей научного исследования.Было:мы можем знать вещи такими какими они есть(мы их видем).Физические исследования в области элементарных частиц доказали что на их поведение воздействует прибор(наблюдатель) , мы знаем элементарные частицы такими какими они есть в обьективе,а какие они без наблюдателя мы не знаем. Отсюда:наука всё больше углубляется в такие сферы , которые не получается продемонстрировать наглядно на уровне макромира и существуетли абсолютная истина если её нет даже у физиков. 4 Социокультурные и социоантропологические новшества(потрясения): классика считала что человеческий род под влиянием просвещения , образования будет просвешенствоваться. А получилось что народные массы приобретя широкие политические права увы оказались весьма далёкой от идеалов классики(от»джентельменов или А.Корениной»),они как «техноризированный дикарь»-не пропитан духом традиций , спесив ,не думает о долге перед обществом и государством , у него отврашение к долгу,у него только права-т.н»культ молодёжи.Книга Ортега-и-Гасса»Восстание масс».Неблагодарность ко всему что облегчило ему жизнь.Потрясло распространение массовой культуры. 5 Синергетика-новое направление науки-её основа самоорганизация сложных систем.Основные черты: -будущее влияет на то что есть сейчас и было в прошлом; -не надо ставить целей системе,она может возникнуть сама(например как вселенная) -прежде чем делать надо изучить что есть,знать тенденции развития,колоссальная роль случайности(10 в 15 степени вариантов развтития) Промежуточные выводы. Изучение физического микромира показало что классические представления не всегда верны. Вопрос:”Что там в глубине материи?”.Не идеи ли Платона или даже что-то хитрее.Мир не однороден в своей глубине,т.о неклассика(20в) показывает что одна теория стать божественной точкой зрения не может,обязательно обнаружатся её пределы. Относительно рациональности: разум далеко не везде правит бал,особенно в развитие человечества. Ф.Ницше:”В человеке главное воля к власте”. У К.Маркса способ прроизводства материальных благ правит миром.Самое великое открытие Маркса-феномен отчуждения-люди создают машины на основе своего разума,машины всё более рационально отшлифованы,их задача преодолеть стихию внешних обстоятельств,а получается противоположное. Ф-ф Понырин об этом:”Наличие парадокса запада связанного с утопией порядка,запад это мечта о порядке,вся западная наука м.быть обозначена как наука управления и эпопея модерна(классики) должна завершиться с точки зрения запада тотальным порядком,когда ничего неподвластного не останется(ни в мире,ни в обществе или природе), но технологии растущего упорядочивания таят нечто роковое:порядок установленный в результате его активного применения оборачивается в конечном счёте большим беспорядком с которым инициаторы пытались расстаться. 500 лет модерна со всей наглядностью демонстрируют этот парадокс: каждая последующая фаза в процессе упорядочивания мира оказывается чревата большими катаклизмами и потрясениями чем предидущая.Не обязаны ли мы хоть какомуто порядку тому что до него не доходили руки упорядочивания.Эпопея тотального упорядочивания мира может обернуться тотальным крахом” Причина такого пародокса в том что «покоритель мира« в своём стремлении превратить его в объект ломает бесчисленные в том числе бесконечнотонкие механизмы внутренней самоналадки природы и культуры. Большой вклад Достоевский который подчёркивая что в человеческой натуре много разумного , есть целый космос того что нельзя уложить в рациональность и исторический прогресс не укладывается в эталон прогресса. У Фрейда- в жизни ,в искусстве и в высшей культуре первичным является бессознательное, инстинкты близкие к животным с точки зрения классики.Психоаналитики говорят о коллективном безсознательном древних. Сломаны аксиомы противоположностей:жизни и смерти(описание жизни после клинической смерти), добра и зла(большивики,Сталин),истины и лжи.Возник жанр антиутопий в 20 в( автор Залятин”1984”) Основные черты неклассики: 1 Персонализм – большое влияние субьекта познания на формируемые представления о мире,природе и т.д( влияние личного пристрастия,бессознательного,схемы мышления),интересы субъекта играют прямую роль в формировании научных дисциплин. 2 Усиление релятивизских тенденций – познавательные принципы что существуют только временные истины,а приближения к абсолютной истине быть не может,по-скольку в 20 в. научные революции очень быстро сменяют друг друга,наука быстро стареет,всё это влияет на массы,хорошо в борьбе с фанатизмом,но может привести к моральному падению,усилению софистики.Кроме того современная политика использует 2-е стандарты,по-этому народам многих стран кажется что компания о правах человека является продолжением старого империализма,всё неискренне. 3 Модернизм – ревизия вечных истин( в т.ч и религиозных),экзистинциализация жизненных ситуаций.Речь о том что смысл жизни всё больше человеком решается индивидуально независимо от теории обшечеловеческой морали,т.к общечеловеческое может часто быть фальшивкой.В связи с этим происходит сюрреализация действительности,обратная сторона медали может быть ужасной даже если лицевая прекрасна. 4 Прагматизм – в философию приносятся стереотипы свободы поиска,не смотря на существующие схемы , представления и действия(главное результат). 5 Полифундаментализм – это развал субстанцианализма,невозможно теперь найти первый кирпич природы,вселенной вообще.Теперь модель субстанционального плюрализма,т.ене одна модель мира,человека или исторического процесса не исчерпывает его сущностных характеристик как целого (т.е быть истинной), они альтернативно дополняют друг друга.Устарелость конфронтационной логики(непримиримой борьбы),необходим диалог и компромисс для решения жизненно важных проблем. В заключении:ННКМ только ещё складывается,ещё не завершена,классика устарела но не умерла и к ней можно вернуться на любом этапе развития,т.кна классике базируется моральная устойчивость общества.
Вопрос 29Формирование философских взглядов Зигмунда Фрейда(Формирование философской теории бессознательного) Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Фрейберге, провинциальном городе, в семье мелкого торговца. Вскоре семейство Фрейдов переехало в Лейпциг, а затем в Вену. Увлечение позитивистской философией было довольно распространенным явлением среди естествоиспытателей того времени и объяснялось известной близостью позитивизма, то есть того его крыла, которое восходило к естественнонаучному материализму. Влияние позитивизма на формирование его взглядов существенно корректировалось характером его научных интересов. Он не питал доверияя к метафизике, противопосталяя ей мировоззрение, основанное на системе знаний о мире. Он был убежден в единстве и универсальности законов природы. Однако "материализм" Фрейда носил ограниченный характер, то есть был стихийным, неоформленным. Эта неоформленность, отсутствие серьезной теоретико-познавательной подготовки, слабое знание диалектики, привели к тому, что будучи материалистом "внизу", то есть в объяснении явлений природы, Фрейд оставался идеалистом "вверху", то есть при решении социальных и гносеологических проблем. Подчеркивалось "коренное расхождение материализма со всем широким движение позитивизма". Идейная эволюция Фрейда всецело подтвердила это. Оставив, полтора десятилетия спустя, скальпель и микроскоп, Фрейд, по существу расстался с материализмом, хотя он никогда не отрекался от убеждений молодости. Наступил момент, когда он приступает к самостоятельной научной деятельности. После 1881г. Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Воспитанный в духе естесственнонаучного эмпиризма, Фрейд считал, что "телесным органом" ментальной жизни является мозг и нервная система. На основе другого случая, когда молодая женщина, страдавшая расстройством мышления и речи, нервным кашлем и параличом, с помощью гипноза воспроизводила травмировавшие ее психику воспоминания(с болезнью и смертью отца), болезненные симптомы исчезли. Фрейд сделал вывод, что болезненный симптом является заменителем подпвленного импульса и что им открыт новый метод лечения истерии(катарсический). Фрейд делает вывод о "энергетической теории", по которой организм располагает постоянным количеством психической энергии. Если эта энергия своевременно и беспрепятственно не реализуется, если она задерживается или подавляется, то возникает эквивалентный по силе патологический симптом. Эта работа подводила итог многолетним исканиям Фрейда. В этой работе был высказан ряд соображений(о необходимости различия сознательных и бессознательных душевных актов, о важной регулирующей роли эмоций), положенных в дальнейшем в основу психоаналитической теории Фрейда. В процессе изучения Фрейд впервые столкнулся с проблемой бессознательного. По мере того, как психоанализ из метода объяснения и лечения неврозов превращался в науку о бессознательных психических процессах, в нем все большее место стали занимать проблемы личности. Фрейд исследовал всю гамму "наклонностей, увлечений, мотивов и намерений индивида". Фрейд предложил новую структурную модель психики.
|