Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос4 : Душа как предмет исследования. Переход к изучению сознания




Ответ:Душа (греч. - псюхэ, лат. – анима) – понятие, которое было принято в древнегреческой философии и во всех религиях. Особая нематериальная субстанция, независимая от тела, которые приписывались сверхъестественные и таинственные способности. В силу такой репутации душа не могла стать предметом научной психологии. Представления о ней культивировались в искусстве, религии и повседневной жизни, закреплялись в разговорном языке.

В трактате «О душе» Аристотель определяет душу следующим образом: «Душа есть функция тела, состоящая в предусмотрении возможности того, что имеет возможность быть осуществленным»

Академик В.В.Давыдов видит суть психического в поиске животным или человеком того, что возможно. Единая природа психики – «это есть ориентация в мире возможностей и использование этих возможностей для достижения своих целей».

В русском языке слово «душа» имеет много значений.

1.Психологическое значение – внутренний психический мир человека, его сознание. Делать с душой, вложить душу, поговорить по душам, душа не лежит, не принимает, радуется, в пятки ушла, стоять над душой, залезть в душу, отвести душу, душа нараспашку, душа не на месте. Все это физические метафоры психических процессов и состояний, проявления общего физикализма нашего языка при описании психических явлений. Например, ломать голову, набить руку.

2.Душа – синоним человека. В доме ни души, на душу населения, семь душ детей, крестьян. Задорнов об этом значении говорил. У американцев говорят о теле.

3.Душа как название добрых чувств. Душевно, задушевно.

Новая психология не стала ассимилировать понятие души в свой научный аппарат. Она его исключила из своего предмета. Историк В.О.Ключевский (Х1Х век) метко заметил: Раньше психология была наукой о душе, а теперь о ее отсутствии». Его знаменитое «воруют».

Душа не могла стать предметом научного исследования в силу того, что наука изучает отдельные частные процессы и свойства. Охватить объект в целостности и многообразии его проявлений наука не может по определению. Для психологии душа также непостижима, как для биологии жизнь, для физики космос. Душа может описываться (репрезентироваться) в образах и метафорах, легендах, историях, притчах.

Она не столько предмет изучения, сколько воспитания. Философия возвращает душу в свой дискурс (рассуждения) о бытии и сознании. Душа есть промежуточная инстанция между духом и телом. Дух существует в культурном пространстве социума, он доминирующее начало, а душа производное, подчиненное. Дух – воплощение высших космических сил и законов жизни, он синоним бога, средоточение всего самого возвышенного, вечного, нетленного: ценностей, норм, идеалов. Душа питается духом, тело должно жить душой. Атрибуты духа – величие, богатство, сила, свобода, любовь, подвиг, щедрость, самоотречение, аскеза. Аскеза (гр. аскезис – образ жизни, отвечающий требованиям асккетизма). Хотя дух может иметь и негативные качества, нищету, слабость, маразм, рабство, слепоту, наготу, спячку, искушение, варварство, ничтожество.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты