КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Использование метода обследования в разных видах изобразительной деятельности с детьми разного возраста.Обследование- целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем. Смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете. Обследование - это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать. Овладение ребенком доступным способом восприятия формирует у него художественную позицию в поиске способа изображения идти от восприятия изображаемого предмета (самому ставить задачу: хорошо рассмотреть, что выразительнее изобразить). В процессе обследования у детей формируется не просто осмысленное представление о предмете, о его внёшних наглядных признаках, но в какой-то степени и «изобразительное представление, т.е. представление будущего образа и способов его создания. Ведь порядок обследования совпадает с последовательностью изображения, а обследующие жесты не только помогают вычленить особенности формы, но по характеру движения совпадают с формообразующими изобразительными движениями (как очерчиваем круглую форму по контуру - гак и рисуем, как обхватываем, ощупываем пальцами объемную форму так илепим). Все это делает показ способов изображения педагогом дополнительным приемом обучения, а на последующих этапах становитсянеобязательным. Первый этап- целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак. Это, по существу, эстетическое восприятие, которое характерно для начала творческого процесса в художественной деятельности. Если речь идет о предмете, не обладающем яркими эстетическими признаками,все равно его восприятие должно быть эмоциональным, заинтересованным. Второй этап - аналитическое восприятие предмета, т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.Порядок такого выделения и определения соответствует последовательности изображения. Последовательность анализа 1) Выделяют и называют самую крупную часть предмета и ее 2) Определяют форму этой части. По возможности выясняют 3) Определяют положение этой части в пространстве (почемуэтой сосны корявый, даже раздвоенный ствол, а у других -стройный). 4) Затем выделяют другую (достаточно крупную) часть и выясняют положение, форму, величину ее по отношению к основной. 5) Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой. Третий этап опять предполагает целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее возникающее представление в целостный образ. Характер обследующего .жеста подчиняется форме: при обследовании округлой формы - движение слитное, безостановочное. Начертание прямолинейных форм требует хотя бы мгновенных пауз. Такого рода движения детьми младшего возраста осваиваются не сразу. Детям возраста (вторая младшая группа) изображаю предметы, состоящие в основном из одной части, форму передают обобщенную, приближенную к геометрической фигуре - эталону. Поэтому и содержание обследования очень простое - вычленить форму, цвет. В средней гр при обследовании обращается внимание на строение предмета. Важна также ориентировка в пространстве, и воспитатель словом уточняет расположение частей предмета. При обследовании предметов с детьми ст. возраста в связи с усложнением в задачах изображения следует обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. При обследовании предметов с детьми старшего возраста (в том числе и подготовительной группы) часто используют прием сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнение подобных предметов между собой с целью формирования обобщенных представлений, а на их основе - и обобщенных способов изображения. 43. Сюжетно - тематическое рисование. Особенности замысла и воплощение сюжета. Методы и приёмы развития замысла сюжетного рисунка.
|