КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Своеобразие «натуральной школы» в истории русского реализма. Основные жанры, особенности конфликта, типичные представители, характерные произведения «натуральной школы».Первоначально Белинский вы полемическом задоре использовал словосочет., рожденное в стане литературных и идейных противников. Ф.Булгарин, редактор газеты «Северная пчела» и журнала «Сын отечества» язвительно адресовал его авторам, объединившихся для издания альманахов «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Критик считал, в противовес Булгарину, что и так называемая натура, «низкие картины» должны сделаться содержанием лит-ры. Б.узаконивает название критического направления, созданного Гоголем: натуральная школа. К ней относились Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Салтыков, Григорович и др. Организационно представители «натуральной школы» объединены не были. Их связывали творческий установки, совместная работа в журналах, альманахах, личные контакты. Некрасов, по праву считавшийся лидером, стал редактором не только двух альмонахов о быте инравах Петербурга, но и вместе с Панаевым – владельцем и редактором журнала «Современник». Участников лит.движения объединял творческий энтузиазм, пафос «социальности», заинтересованный анализ влияния общественных нравов на человека, глубокий интерес к судьбам представителей низших и средних сословий. Эстетич.и худ.новации нашли воплощение в двух сборниках под названием «Физиология Петербурга». В жанровом отношении «физиологии» чаще всего представляли очерки, небольшие по объему пр-ия, описательно-аналитического сод-я, где действительность изображалась, в разнообразных, чаще свего вне развернутого сюжета ситуациях, через множество социальных, профессиональных, этнографических, возрастных типов. Очерк был тем оперативным жанром, к-й позволял быстро и точно фиксировать положение дел в общ-ве, с большой степенью достоверности, даже фотографичности. Одна из причин такого моделирования мира – в 30-40е в Евр.науке ощущался интерес к практическому направлению, переживало подъем естествознание: орг.химия, палеонтология, сравнит.анатомия, особенные успехи выпали на долю физиологии. Русские, как и западно-европ.писатели, стремились перенести в лит.приемы физиологич.науки, изучить жизнь как своеобразный организм, стать «физиологами общества», писатель – физиолог понимался истинным естествоиспытателем, к-й исследует в совр.ему общ-ве преимущественно в средних и низших сферах различные виды и подвиды, почти с научной точностью фиксирует регулярно наблюдаемые нравы, жизненные условия, среду обитания. Типизация. «Сущность типа состоит в том, чтоб изображая, например, хоть водовоза, изображать ни какого-нибудь одного водовоза, а всех в одном», - писал Белинский. Горизонтальную проекцию северной столицы блестяще выполнили авторы знаменитого двухтомного сборника «Физиология Петербурга» (1844-45). Во вступлении к первому тому Б.прогнозировал появление «беллетристических пр-ий», к-е бы в форме путешествий, поездок, очерков, рассказов, описаний знакомили с различными частями беспредельной и разнообразной России. Разворачивается топография «дна» Петербурга: помойные ямы, грязные подвалы, каморки, смрадные дворы и их забитые, раздавленные нищетой и несчастьями опустившиеся обыватели. И все же хар-р северной столицы исследуется в физиологии Петербурга прежде всего через галерею представителей некоторых профессий: нищий шарманщик из очерка Григоровича, тщетно старающийся своим ремеслом прокормить целое семейство; дворник- вчерашний крестьянин, ставший не только блюстителем чистоты но и порядка, незаметно превратившийся в столь необходимиого для жизни разных сословий посредника (Даль «Петербургский дворник»). Под несомненным влиянием худ.исканий «натуральной школы» на излете первой половины столетия были созданы крупные произведения отеч.лит. Достоевский «Бедные люди» - роман, принесший известность молодому Достоевскому, был напечатан в «Петербургском сборнике», изданным Некрасовым в 46г. В русле традиции «физиологического очерка» он воссоздает реалистическую картину жизни «забитых» обитателей «петербургских углов», галерею социальных типов – от уличного поберушки до «его превосходительства». Высшим достижением нат.шк.по праву считаются 2 романа 40х г.г.- «Обыкновенная история» Гончарова и «Кто виноват» Герцена. «Кто виноват?». Сложнейшие общественные нравственно-философские смыслы вложил Герцен в романное действие, «исполненное, по словам Белинского, драматического движения», ума, доведенного «до поэзии». Это роман не только о к.п., о русской правинции, это роман о времени и среде, губящей все лучшее в человеке, о возможности внутреннего сопротивления ей, о смысле жизни. В проблемное поле вводит читателя резкий и лаконичный вопрос, вынесенный в название пр-ия. Где коренится причина того,что лучшие задатки дворянина Негрова были заглушены пошлостью и безделием, столь распространенными среди крепостников? Лежит ли на нем персональная вина за судьбу внебрачной дочери Любовньки, росшей в его же доме в унизительном двусмысленном положении? Кто несет ответственность за наивность тонкого, мечтающего о гармонии, учителя Круциферского? Он по существу только и может, что произносить искренние патетические монологи, да упиваться семейной идиллией, к-я оказывается столь непрочной: роковым, приведшим к гибели становится для его жены чувство к Владимиру Бельтову. Дворянин – интеллектуал Бельтов приезжает в провинцию в поисках достойного жизненного поприща, но не только не находит его, но и оказывается в горниле трагической жизненной коллизии. С кого же спросить за бессильные, обреченные на неведомый провал попытки исключительно талантливой личности, найти применение своим силам в удушающей атмосфере помещичьего быта, казенной канцелярии, отеч.захолустья, в тех жизненных сферах, что чаще всего «предлагала» тогдашняя Россия своим образованным сынам? Один из ответов очевиден: крепостничество, «поздняя» николаевская пора в России, застой, едва ли не приведший в середине 50х к нац.катастрофе. Социально-историч.конфлит сплетен с конфликтом этическим. Белинский оч.тонко указывал на связь социально-критического и нравственного смысла пр-ия в характеристике авторской позиции: «бодезнь при виде непризнанного человеческого достоинства». Становление лирики Некрасова шло в русле общения с прозаическими опытами писателей «нат.шк.». Очерковая тональностьописаний, фактографичность, обстоятельная «бытопись» и сочувствие народу отличают многие поэтические опыты Некрасова конца 40х. Цикл рассказов Тургенева «Записки охотника», большинство из к-х было написано в 40е, несет на себе печать физиологизма: характерно отсутствие выраженного сюжета, художественное «захемление» на массовых человеч.типах, описаниях «обычных» обстоятельств.
|