Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Н.А.Некрасов.




Россия городская (образ Петербурга) и деревенская (лирика, поэмы). Сатирические мотивы. Поиски героя (историческая тематика, тип лишнего человека, тема призвания поэта и ее отношение к предшествующей поэтической традиции). Тематическая, персонажная, языковая прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Смешение как принцип некрасовского поэтического стиля. Своеобразие метрики и ритмики некрасовской поэзии.

Осн. этапы творч.-ва:1. Детские и юношеские годы 1837-47. Первое стих.-е он посвятил матери. Во время учебы в гимназии пробует писать сатиры на одноклассников и лирические стихи.2. Петербургский период 1847-64. Встреча с В.Г.Белинским. Начало лит. деятельности. Возглавляет журнал "Современник". Сборник «Мечты и звуки», «В дороге», «Тройка». «Песни Ерёмушки», «Памяти Добролюбова», «Железная дорога», «Поэт и Гражданин», Размышления у парадного подъезда». В 1863 г. написана поэма “Мороз, Красный Нос” – о трагической стороне народной жизни. В этом же году Н. начинает работу над поэмой “Кому на Руси жить хорошо”.Стих.-е этого периода - "Вчерашний день, часу в шестом..." - образ страдающего народа и страдающей Музы сливаются воедино. Вчерашний день, часу в шестом,Зашёл я на Сенную;Там били женщину кнутом,Крестьянку молодую.Ни звука из её груди,Лишь бич свистал, играя.И Музе я сказал: «Гляди!Сестра твоя родная».Под пером поэта эта сцена превратилась в силу воли народного страдания, гордого терпения и гнева. Образ крестьянки воплощает духовную сущность некрасовской поэзии. Его Муза становится кровной сестрой народа.Последние годы жизни 1866-1878. Редактор «Отечественных записок». «Кому на Руси жить хорошо», В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень. «Русские женщины», «Последние песни», «Элегия».Сатирические мотивы творчества Н. Некрасов выступает как очень оригинальный сатирический поэт. У предшественников Н.-а сатира была по преимуществу карающей. У Н. всё иначе. Он старается как можно ближе подойти к обличаемому герою, проникнуться его взглядами на жизнь (напр., из "Современной оды": "Украшают тебя добродетели, До которых другим далеко, И - беру небеса во свидетели - Уважаю тебя глубоко..."). Его герои и не нуждаются в обличении извне: сами себя они достаточно глубоко разоблачают. При этом мы проникаем вместе с поэтом во внутренний мир сатирич. персонажей. Самые потаенные уголки их мелких, подленьких душ оказываются явными. Именно так обличает Некрасов впоследствии и знатного вельможу в "Размышлениях у парадного подъезда".Повествование о вельможе выдержано в тоне иронического восхваления. Н. использует прием психологич. анализа, чтобы глубже проникнуть в душу обличаемых героев. Н. использует и сатирический "перепев". В "Колыбельной песне (Подражание Лермонтову)" воспроизводится ритмико-интонационный строй лермонтовской "Казачьей колыбельной", заимствуется и ее высокая поэтическая лексика. Но Н. использует ее не ради пародии, а для "фона", т.е. то, о чем пишет Некрасов, оттеняется высоким тоном, делается резче. Пародийное использование является здесь средством усиления сатирич. эффекта. Поиск героя, "нового человека". В поэме "Саша" Н., предвосхищая Тургенева и Черныш.-кого, хотел показать, как рождаются "новые люди" и чем они отличаются от прежних героев - дворян, "лишних людей". Н. уверен, что "новые люди" должны быть близки народу. Таков культурный дворянин Агарин. Это умный, одаренный и образованный человек, но в его характере нет твердости и веры. Агарину противопоставлена дочь мелкопоместных дворян, юная Саша. Ей доступны радости и печали простого деревенского детства: по-народному воспринимает она природу, любуется праздничными сторонами крестьянского труда на кормилице-ниве. В роли "сеятеля знаний на ниву народную" выступает в поэме Агарин, а душа юной героини оказывается благодатной почвой. Социалистические идеи, с которыми знакомит Агарин Сашу, падают в плодородную почву и обещают в будущем "пышный плод". Героев "слова" скоро сменят герои "дела".По тематике всё творчество Н. можно разделить на несколько тем:* Тема предназначения поэта и поэзии. Стих.-е «Поэт и гражданин» (1856) написано в форме диалога поэта с читателем. Читатель, гражданин и демократ, предъявляет поэту требования: "Будь гражданин! Служи искусству, Для блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей любви..."; "Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан".Стих.-е «Элегия» — поэтическое завещание поэта-гражданина, выполнившего свой долг: Я лиру посвятил народу своему. "Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен..."* Тема народа и нравств. идеала. Стих.-е «В дороге». Н. сделал крестьянина главным героем лирич. стих.-я, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой. В стих.-ии проявились новаторские тенденции: глубокое раскрытие внутреннего мира крестьянина, сочетание индивидуального и типического, эпические элементы, народный язык, социальный критицизм, новизна способов выражения авторского сознания.* Пейзажная лирика. Проникнута чувством любви к русскому народу, к родной земле. Мир света и надежды связан у Н. прежде всего с природой: "Как молоком облитые, Стоят сады вишневые, Тихохонько шумят; Пригреты теплым солнышком, Шумят повеселелые Сосновые леса…" (отрывок из ст. "Зелёный шум").* Любовная лирика. Во многом автобиографична. В цикле стихов, обращенных к жене Авдотье Яковлевне Панаевой («Поражена потерей невозвратной...», «Я не люблю иронии твоей...», Я не люблю иронии твоей,Оставь ее отжившим и нежившим,А нам с тобой, так горячо любившим,Еще остаток чувства сохранившим,Нам рано предаваться ей! «Да, наша жизнь текла мятежно...» и др.), поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания. Герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой им женщины.Герои лирики Некрасова. Н.-а интересует, как народные радости или невзгоды проявляются в судьбе именно этого, единственного героя. Его привлекает в первую очередь личность крестьянина. Общее в крестьянской жизни поэт изображает через индивидуальное. У Н. что ни крестьянин, то неповторимая личность, единственный в своем роде характер. Только Н. смог тогда не только писать о народе, но и "говорить народом", впуская крестьян, нищих, мастеровых с их разным восприятием мира, разным языком в свои стихи. Язык, смешение стилей. Н. решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирич. мотивов в пределах одного стих.-я ("Размышления у парадного подъезда", "Железная дорога"). Н. включил в лирику сюжетно-повествовательное начало, тем самым расширив возможности поэтич. языка. Склонность к песенным ритмам и интонациям, использование параллелизмов, повторов, "тягучих" трехсложных размеров (дактиля и анапеста) с глагольными рифмами. Использовал Н. и пословицы, поговорки, народную мифологию, разговорную речь, народную фразеологию, диалектизмы. Он смело включал в произведение разные речевые стили - от бытового до публицистич., от народного просторечия до фольклорно-поэтической лексики, от ораторско-патетического до пародийно-сатирического (напр., в поэме "Кому на Руси жить хорошо?").

 

Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как народно-христианская утопия. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Многообразие крестьянских типов в произведении, высокие и низкие крестьянские образы. Образы народных заступников. Тема социального и духовного рабства, народного бунта и возмездия. Религиозные мотивы в поэме. Фольклорное начало, его функции и способы художественной репрезентации.

«Кому на Руси жить хорошо?»1821 – 1877. Некрасов нашёл ту горько-ироническую интонацию, при которой поэтическая форма оттеняет и подчёркивает прозаичность, грубость, будничность содержания. На стыке высокой поэзии и самой обыденной прозы. Некрасов не просто впустил в свой стих жаргон, фольклор, речь городской улицы, он не чуждался самых прозаических деталей. Лирический герой Некрасова не мнит себя небожителем, не романтизирует себя. Он обитатель огромного города, подверженный недугам века. Речь автора абсолютно естественна. Некрасов не гнушался самыми незамысловатыми рифмами.Мастер крепко выстроенной фабулы. Почти все его стихи сюжетны. Дав читателю полюбоваться пейзажем (чаще всего унылым, осенним, равнинным), он тут же отвлекается на очередной мрачный или трогательный сюжет, но нигде не выступает чистым лириком, чистым пейзажистом: в основе текста всегда история.Речь Некрасова проста и почти свободна от тропов: в ней мало метафор, пышных уподоблений, гипербол. В трёхсложном размере, особенно в анапесте, ощутимы надрыв, заунывность фольклорной песни. Но Некрасов блистательно владел и двусложными размерами – прежде всего хореем, который бывает хорош для описания вещей страшных и таинственных. «Плачь детей»:Только нам гулять не довелосяПо полям, по нивам золотым:Целый день на фабриках колёсаМы вертим – вертим – вертим!Колесо чугунное чугунное вертится,И гудит, и ветром обдаёт…Мир лирики Некрасова непреодолимо трагичен, безвыходно страшен. Тем более гордым и достойным выглядит выбор человека, отважившегося противостоять ходу вещей, самому Богу. От церкви поэт был весьма далёк. Многие предшественники и современники Некрасова писали о народе. Их произведения помогали развитию общественного сознания, учили любить и уважать мужика, вызывали ненависть к угнетателям народа. Некрасов впервые создал произведения не только о народе, но и для народа. Поэт говорил: "Мое авторское самолюбие вполне было бы удовлетворено, если бы, хотя после моей смерти, русский мужик читал бы мои стихи". Существенно новым было и то, что Некрасов, обращаясь к народу, указывал ему путь революции как единственно возможный и правильный. Поэма "Кому на Руси жить хорошо" — итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Поэма создавалась на основе традиций передовой русской литературы. Некрасов выступал как продолжатель Радищева, Пушкина, Гоголя, реалистически изображавших народ и широко вводивших в литературу устное народное творчество. В январе 1866 года в Петербурге вышел очередной номер журнала «Современник». Он открывался строками, которые теперь знакомы каждому:В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай...Эти слова как бы обещали ввести читателя в занима­тельно-сказочный мир, где появятся птица-пеночка, гово­рящая человечьим языком, и волшебная скатерть-само­бранка... Так начинал Н.А. Некрасов свой рассказ о похождениях семе­рых мужиков, заспоривших о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».Уже в «Прологе» виднелась картина мужицкой Руси, вставала фигура главного героя произведения — русского крестьянина, каким он был в действительности: в лаптях, онучах, армяке, несытый, натерпевшийся горя.Через три года возобновилась публикация поэмы, но каждая часть встречала жестокие гонения со стороны цар­ской цензуры, которая считала, что поэма «отличается крайним безобразием содержания». Поэма занимает центральное место в поэзии Некрасо­ва, является ее идейной и художественной вершиной, ито­гом раздумий писателя о судьбе народа, о его счастье и путях, которые ведут к нему. Работе над поэмой, которую поэт называл своим «лю­бимым детищем», он отдал многие годы. Он ставил перед собой цель написать «народную книгу», полезную, понят­ную народу и правдивую. «Я задумал, — говорил Некра­сов, — изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея крестьянской жизни». Но смерть прервала этот гигантский труд, произведение так и осталось незаконченным. Некрасов возродил в поэзии жанр народной эпопеи. «Кому на Руси жить хорошо» — подлинно народное про­изведение: и по своему идейному звучанию, и по масштаб­ности эпического изображения современной народной жизни, постановке коренных вопросов времени, и по ге­роическому пафосу, и по широкому использованию поэти­ческих традиций устного народного творчества, близости поэтического языка к живым речевым обиходно-бытовым формам и песенному лиризму.События поэмы развертываются в первые годы после реформы 1861 года и освобождения крестьян. Народ, крес­тьянство — подлинный положительный герой поэмы. В поэме автор создал образ крестьянина Савелия, «богатыря святорусского», «богатыря сермяжного», кото­рый олицетворяет исполинскую силу и стойкость народа. Савелий наделен чертами легендарных героев народного эпоса. Образ этот связывается Некрасовым с центральной темой поэмы — поисками путей к народному счастью. Счастье Савелия в вольно­любии, в понимании необходимости активной борьбы на­рода, который только таким путем может добиться «вольготной» жизни.В поэме много запоминающихся образов крестьян. Здесь и умный старик бурмистр Влас, немало перевидав­ший на своем веку, и Яким Нагой, характерный предста­витель трудового земледельческого крестьянства.Важную роль в поэме занимает образ Ермила Гирина — чистого и неподкупного «заступника народного», который становится на сторону восставших крестьян и попадает в острог.В прекрасном женском образе Матрены Тимофеевны поэт рисует типические черты русской крестьянки.Наряду с крестьянскими персонажами поэмы, вызы­вающими к себе любовь и участие, Некрасов рисует и другие типы крестьян, по преимуществу дворовых, — бар­ских прихлебателей, подхалимов, покорных рабов и пря­мых предателей. Таковы в поэме «холоп примерный» Яков, который в конце концов сознает уни­зительность своего положения и прибегает к жалкой и беспомощной, но в его рабском сознании страшной мести — самоубийству на глазах своего мучителя; «чувст­вительный холуй» Ипат, рассказывающий о своих униже­ниях с отвратительным смакованием; доносчик, «шпион из своих» Егорка Шутов; староста Глеб, прельстившийся по­сулами наследника и согласившийся уничтожить завеща­ние умершего помещика об освобождении на волю восьми тысяч крестьян («Крестьянский грех»).Показывая невежество, грубость, суеверие, отсталость русской деревни того времени, Некрасов подчеркивает временный, исторически преходящий характер темных сторон крестьянского быта.В повстречавшемся странникам «кругленьком», «румя­неньком», «пузатеньком», «усатеньком» помещике Оболте-Оболдуеве поэт обнажает пустоту и легкомыслие человека, не привыкшего серьезно задумываться над жизнью. Сатирой и гротеском отмечен образ помещика-само­дура князя Утятина, прозванного крестьянами Последы­шем. Семеро крестьян ищут счас­тливого уже не только среди представителей господству­ющих сословий. Отправляясь на ярмарку, в гущу народа, они ставят перед собой вопрос: «Не там ли он скрывается, кто счастливо живет?»Мы ищем, дядя Влас,Непоротой губернии,Непотрошеной волостиИзбыткова села!..Наиболее зримо замыслы автора проявляются в запрещенной цензу­рой части поэмы — «Пир — на весь мир». Начатый здесь рассказ о Грише Добросклонове должен был занять цент­ральное место в развертывании темы счастья-борьбы. Здесь поэт прямо говорит о том пути, о той «дороженьке», которая ведет к воплощению народного счастья. Счастье Гриши — в сознательной борьбе за счастливое будущее народа, за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси».Образ Гриши — завершающий в ряду «народных за­ступников», Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — высший обра­зец народного стиля некрасовской поэзии. Основная тема поэмы — поиски счастья — восходит к народным сказкам, песням и другим фольклорным источникам.Поэт тонко чувствует и любит красоту родной русской природы северной полосы. Поэме «Кому на Руси жить хорошо» принадлежит видное место в русской поэзии

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты