КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Н.Г.Чернышевский.трактат «Эстетические отношения искусства к действительности». Рационализм, прагматизм и антропоцентризм как основа мировоззрения Чернышевского. Николай Гаврилович Чернышевский - публицист, лит критик, писатель, философ. Родился в семье священника. Круг его интересов обширен: философия, социальные учения, политическая экономия, история, эстетика, худ. литература. Знал 9 языков, занимался самообразованием. В деятельности Ч. можно выделить периоды:1848—53. Формирование эстетических позиций. Защита диссертации «О „Бригадире" Фонвизина».1853—57. Время работы над магистерской диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности» и написания ряда статей по теории и истории эстетики.1857-62. Совместная литературно-критическая деятельность с Добролюбовым в редакции журнала «Современник». Разработка философской и политико-экономической проблематики.1862—88. Арест и ссылка. Создание романа «Что делать?» и ряда других произведений.Трактат «Эстетические отношения искусства к действительности»имел остро полемический характер. Он был направлен против идеалистической эстетики Гегеля (по цензурным соображениям там не упоминалось его имя). В трактате Ч. вырабатывает новую систему эстетич. взглядов, основанных на материалистической философии и демократич. идеалах. Считает, что эстетика должна "уважать действительную жизнь" и не доверять "априорным построениям". Ч. доказывает, что прекрасное содержится не в искусстве, а в самой действительности: «Прекрасное есть жизнь... прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни». Ч. показывает и историческую относительность прекрасного: «Жизнь стремится вперед и уносит красоту действительности в своем течении; завтра будет новый день, с новыми потребностями, и только новое прекрасное может удовлетворить их». Идея Ч. о том, что у разных слоёв общества свои представления о прекрасном, то есть эти представления зависят от бытия. Учение Ч. о прекрасном идеологически и политически направлено - оно критикует идеалы высших слоев общества, показывает их чуждость народному сознанию и выступает за народные, крестьянские представления о хорошей жизни и красоте труда. Ч. нередко пользовался антропологической аргументацией - народ испытывает потребность в труде, потому что человек сам по себе устроен так, что не может не трудиться. Утверждая реалистическое направление в искусстве, он выступил с резкой критикой идеалистической теории «искусства для искусства». Ч. как материалист признавал первичность материи и вторичность духа. Материя существует и развивается по своим законам, которые не зависят от воли человека. Основываясь на данных естествознания, он утверждал принцип «единства человеческого организма». Психическая деятельность человека есть следствие проявления материи. «При единстве натуры мы замечаем в человеке два различных ряда явлений: явления так называемого материального порядка (человек ест, ходит) и явления так называемого нравственного порядка (человек думает, чувствует, желает)».Прагматизм в мировоззрении Ч.-кого - идея о том, что философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания (то есть не пустыми размышлениями), а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Всё, что окружает человека, - это "опыт", и философия должна быть не теорией, а практикой. Ч. считает, что разум - это основа познания и поведения людей, источник и критерий истинности всех жизненных устремлений человека (рационалист).Считал, что человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий (антропоцентрист)
Теория разумного эгоизма, ее отражение в романе «Что делать?». Жанровые признаки романа воспитания личности и романа-утопии. Роман «Что делать?» (1862-63) 1863 был написан Ч.-ким во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Жанровые признаки романа воспитания личности и романа-утопии. Это философско-утопический роман, созданный по законам, типичным для этого жанра. Мысль о жизни здесь преобладает над непосредственным изображением ее. Роман рассчитан не на чувственную, а на рассудочную способность читателя. Не восхищаться, а думать серьезно и сосредоточенно, - вот к чему приглашает читателя Ч. Как революционер-просветитель, он верит в действенную, преобразующую мир силу рационального мышления, освободительных идей и теорий. Автор надеется, что его роман заставит читателей пересмотреть свои взгляды на жизнь и принять истину революционно-демократического, социалистического миросозерцания как руководство к действию. В этом состоит поучающий пафос романа. Ч. вводит в роман диалоги с "проницательным читателем". Его Ч.-кий ский вразумляет и поучает, интригует, учит всматриваться в прочитанное, вдумываться в затейливый ход авторской мысли. Диалоги с "проницательным читателем" являются своеобразной школой воспитания понимающего смысл романа человека.Роман имеет четкое и рационально продуманное композиционное построение. По наблюдению А. В. Луначарского, композицию романа организует авторская мысль, движущаяся "по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны". С помощью такой композиции Ч. показывает жизнь и свои размышления над ней, свое обдумывание ее в динамике, в развитии, в движении от прошлого через настоящее к будущему.В роман Ч. вводит следующую систему образов: "старые" и "новые" люди. Мир "старых" людей делится на пошлых, пустых, праздных людей, происходящих из дворянской среды (Серж, Соловцев) и людей-"дельцов" из буржуазно-мещанской среды, расчетливых, пытающихся выжить любыми средствами (Марья Алексеевна Розальская). Ч. относится к ним по-разному (это видно из второго сна Веры Павловны - о "реальной" и "фантастической" грязи). Считает, что люди, всю жизнь прожившие за счет других, не способны воспринимать новые идеи, и их разбудит только "дренаж", т.е. революция. Но те люди, которые живут своим трудом, т.е. буржуазно-мещанская среда, могут воспринять истинные ценности человеч. природы - труд, принесение пользы другим. Из таких людей и рождаются "новые" люди. Новые люди видят свою "выгоду" в общественной значимости своего труда, в наслаждении творить добро другим, приносить пользу окружающим - в "разумном эгоизме". Разумными эгоистами в романе являются Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Мерцаловы.Разумный эгоизм в бытовом понимании - это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других.Мораль новых людей революционна по своей глубинной сути. Ч. считает, что современное ему общество - это общество жертвы и долга, но так не должно быть, потому что все поступки в нем осуществляются не по внутреннему влечению, а по принуждению. Мораль новых людей высвобождает творческие возможности человеческой личности, осознавшей истинные потребности натуры человека, основанные на "инстинкте общественной солидарности".По-новому решают новые люди и любовные проблемы и проблемы семейных отношений. Ч. убежден, что основным источником интимных драм является неравенство между мужчиной и женщиной, зависимость женщины от мужчины. Эмансипация же существенно изменит сам характер любви. Ч. верит в безграничные возможности человеческой природы. Он считает, что разум способен пересоздать природу человека.
|