Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Перемены во внешней политике СССР в 1950-х - начале 1960-х гг. Карибский кризис. Конфликт с Китаем.




Реформаторский курс, проводимый хрущевской администра­цией внутри страны, нашел свое отражение и во внешней поли­тике. Ее новая концепция была сформулирована на XX съезде КПСС и включала два основных принципа:

— актуализированный тезис о необходимости мирного сосу­ществования государств с различным общественным строем;

— признание многовариантности путей построения социализ­ма с одновременным подтверждени­ем принципа «пролетарского интернационализма» (т.е. по­мощь, практически безвозмездная, международному коммунистическому и национально-освободительному движению, а также социалистическим странам — с негласным правом вмешательст­ва в их внутренние дела там, где для этого имелась возмож­ность).

^ Укрепление «соцлагеря».

В 1955 г. по инициативе советского правительства были сделаны первые шаги по нормализации от­ношений с Югославией. После обмена послами в Белград при­был Н. С. Хрущев для личной встречи с И. Тито. На переговорах удалось сблизить позиции двух лидеров по ряду принципиаль­ных международных проблем, хотя идейные разногласия между ними сохранялись.

Важной вехой в укреплении отношений между соцстранами явилось образование в 1955 г. Организации Варшавского Дого­вора (ОВД) — союза, поставившего своей целью проведение со­вместной оборонной политики. В него вошли все государства Восточной Европы, кроме Югославии. В системе ОВД были со­зданы Объединенное командование Вооруженных Сил и Полити­ческий консультативный комитет — орган, координирующий внешнеполитическую деятельность государств — членов Вар­шавского Договора. Ведущую роль в ОВД играл Советский Союз.

^ Апогей и начало спада «холодной войны».

Важнейшее место во внешней политике Н. С. Хрущева и его правительства зани­мали отношения с развитыми капиталистическими государст­вами.

В июле 1955 г. в Женеве состоялась встреча в верхах пред­ставителей СССР, США, Великобритании и Франции. В том же году Москва признала ФРГ и совместно с Вашинг­тоном, Лондоном и Парижем подписала договор о восстановле­нии демократической и нейтральной Австрии, согласившись вывести оттуда свои войска.

В 1956 г. были возобновлены советско-японские дипломатиче­ские отношения. И Токио сразу же официально потребовал от СССР возвращения переданных ему по решению Потсдамской конференции южных островов Курильской гряды. Эти террито­риальные претензии до сих пор омрачают отношения между дву­мя государствами.

Большой резонанс в мире вызвал государственный визит Н. С. Хрущева в США осенью 1959 г. В следующем году советский лидер выступил на Генеральной Ассамблее ООН по проблеме всеобщего разоружения. Ассамблея одобрила только общую и ни к чему не обязывающую идею разоружения, а не ото­рванный от жизненных реалий план, предложенный Н. С. Хру­щевым (он предусматривал полную ликвидацию национальных армий и военных флотов с оставлением у государства лишь по­лицейских сил).

Торопясь как можно скорее наполнить принцип мирного сосу­ществования с капиталистическими странами реальным содер­жанием, СССР в одностороннем порядке провел серию крупных сокращений собственных Вооруженных Сил (с 5,8 млн человек в 1955 г. до 2,5 млн в 1960 г.). Одновременно Москва объявила мораторий на ядерные испытания.

В 1958 г. Н. С. Хрущев предло­жил объявить Западный Берлин демилитаризованным вольным городом. После отказа США, Англии, Франции и очередного всплеска напряженности в этом городе власти ГДР по согласо­ванию с СССР в августе 1961 г. в одну ночь возвели бетонную стену, полностью изолировавшую его западные секторы.

Другой узел противоречий между СССР и Западом существо­вал по проблеме отношений с государствами «третьего мира», число которых множилось в условиях распада колониальной си­стемы. Москва стремилась распространить свое влияние на эти страны, одновременно оказывая им энергичное содействие в борьбе с империалистическими поползновениями великих дер­жав. Последнее наиболее ярко проявилось в драматических со­бытиях, развернувшихся в 1956 г. вокруг Египта.

Пиком противостояния между мировыми системами капита­лизма и социализма явился «карибский кризис» осени 1962 г. Его предыстория такова: США развернули новые базы в Турции с ядерными ракетами, нацеленными на советские города, а вес­ной 1961 г. предприняли попытку, высадив десант на Кубе, свер­гнуть правительство Ф. Кастро. Летом 1962 г. СССР приступил к созданию своей атомно-ракетной базы на острове Свободы. Президент США Д. Кеннеди в ответ начал в октябре морскую блокаду Кубы и пригрозил уничтожить советские ракеты, если они не будут немедленно эвакуированы с острова. Вооруженные силы сторон (включая НАТО и ОВД) были приведены в полную боевую готовность. На несколько дней мир, оказавшийся на гра­ни ядерной катастрофы, затаил дыхание. После интенсивных пе­реговоров кризис удалось преодолеть. Н. С. Хрущев дал команду вывезти ракеты с Кубы, Д. Кеннеди обязался сделать то же са­мое с ракетами в Турции и оставить революционный режим Ф. Кастро в покое.

«Карибский кризис» стал для ядерных держав серьезнейшим экзаменом на выдержку. Правительства США и СССР получили бесценный опыт взаимодействия в ситуации жесткого столкнове­ния интересов, опыт поиска компромиссов. После этого наметил­ся медленный процесс улучшения отношений между капитали­стическими и социалистическими странами. Его важным призна­ком явилось подписание в Москве в августе 1963 г. ядерными державами (кроме Китая) договора о запрещении испытаний атомного оружия в атмосфере, космосе и под водой.

^ Итоги номенклатурной «либерализации».Подходило к концу отпущенное историей время на бурные послесталинские преоб­разования в СССР, непоследовательные и противоречивые, но все же сумевшие вырвать страну из оцепенения предшествую­щей эпохи.

В целом номенклатура могла быть довольна. Н. С. Хрущев выполнил ее «социальный заказ»: обеспечил возвращение цент­ра власти в партийно-государственный аппарат, укрепил его значимость, избавил руководящие кадры от страха репрессий. Однако до столь желанной номенклатурщиками «стабильности» было далеко. Сами они не хотели больше терпеть административные экспромты Хрущева, сопровождавшиеся кадровой че­хардой. В военных кругах не могли забыть о масштабных и со­циально необеспеченных сокращениях Вооруженных Сил. Основания для недовольства имелись и у других слоев населения. Росло разочарование интеллигенции строго дозированной номенклатурой «оттепелью». Рабочие и крестьяне устали от шумной борьбы Хрущева за «светлое будущее» при ухудшении текущей жизни.

Все это помогло партийно-государственной номенклатуре без каких-либо общественных потрясений избавиться от беспокойно­го лидера. В октябре 1964 г. на пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев был обвинен в «волюнтаризме и субъективизме», снят со всех постов и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК (с 1966 г.— генеральным секретарем) стал Л. И. Брежнев, пред­седателем Совета Министров СССР — А. Н. Косыгин.

(Субъективизм – отношение к чему-либо, определяемое личными вкусами, симпатиями, взглядами, отсутствие объективности; Волюнтаризм – политика, проводимая без учета реальных условий и возможностей).

46. Наука и культура СССР в 1950-1960-х гг. «Шестидесятники».

Особенно заметно «оттепель» проявилась в литературе и ис­кусстве. Восстанавливается доброе имя многих деятелей культу­ры — жертв беззакония: В. Э. Мейерхольда, Б. А. Пильняка, О. Э. Мандельштама, И. Э. Бабеля и др. После долгого переры­ва стали издаваться книги А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко. Широкая аудитория получила доступ к произведениям, незаслу­женно замалчиваемым или ранее неизвестным. Публиковались стихи С. А. Есенина, распространявшиеся после его смерти пре­имущественно в списках. В консерваториях и концертных залах зазвучала почти забытая музыка западноевропейских и русских композиторов конца XIX — начала XX в. На художественной вы­ставке в Москве, устроенной в 1962 г., были выставлены карти­ны 20—30-х гг., долгие годы пылившиеся взапасниках.

Оживлению культурной жизни общества способствовало появление новых литературно-художественных журналов: «Юность», «Иностранная литература», «Москва», «Нева», «Со­ветский экран», «Музыкальная жизнь» и др. Второе дыхание об­рели и уже известные журналы, прежде всего «Новый мир» (главный редактор А. Т. Твардовский), превратившийся в трибу­ну всех демократически настроенных творческих сил в стране. Именно там была в 1962 г. напечатана небольшая по объему, но сильная по гуманистическому звучанию повесть бывшего узника ГУЛАГа А. И. Солженицына о судьбе советского политзаклю­ченного — «Один день Ивана Денисовича».

Со второй половины 50-х гг. заметно расширяются междуна­родные связи советской культуры. Был возобновлен Московский кинофестиваль (впервые состоялся в 1935 г.). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс испол­нителей им. Чайковского, регулярно проводимый в Москве с 1958 г. Открылась возможность ознакомиться с зарубежным ху­дожественным творчеством. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. Пушкина, накануне войны переведенная в запасники. Проводились выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, картин мировых знаменитостей (П. Пикассо и др.).

Активизировалась и научная мысль. С начала 50-х и до кон­ца 60-х гг. почти в 12 раз выросли расходы государства на нау­ку, а численность научных работников увеличилась в шесть раз и составила четвертую часть всех ученых мира. Было открыто много новых исследовательских институтов: электронных управ­ляющих машин, полупроводников, физики высоких давлений, ядерных исследований, электрохимии, радиационной и физико-химической биологии. Закладывались мощные центры по раке­тостроению и изучению космического пространства, где плодо­творно трудились С. П. Королев и другие талантливые конструк­торы. В системе Академии наук СССР возникли учреждения, занимавшиеся биологическими исследованиями в области гене­тики.

Продолжало изменяться территори­альное размещение научных учреждений. В конце 50-х гг. сформировался крупный центр на востоке страны — Сибирское отделение Академии наук СССР. В него вошли Дальневосточный, Западно-Си­бирский и Восточно-Сибирский филиалы АН СССР, институты Красноярска и Са­халина.

Больший простор для научных изысканий получили ученые-гуманитарии. Появляются новые журналы по разным отраслям обществоведения: «Вестник истории мировой культуры», «Миро­вая экономика и международные отношения», «История СССР», «Вопросы истории КПСС», «Новая и новейшая история», «Во­просы языкознания» и др. В научный оборот былавведена часть утаиваемых ранее работ В. И. Ленина, документов К. Маркса и Ф. Энгельса. Историки получили доступ к архивам. Публико­вались документальные источники, исторические исследования по запретным до того темам, воспоминания, статистические материалы. Это способствовало постепенному преодолению ста­линистского догматизма, восстановлению, пусть и частично, правды в отношении исторических событий и репрессированных деятелей партии, государства и армии.

Реформаторские веяния затронули также высшую и среднюю школу. Рост потребностей в специалистах стимулировал значи­тельное увеличение числа вузов, прежде всего в областях зна­ний, непосредственно связанных с передовыми отраслями науки и производства: реактивной техникой, радиолокацией, ядерной энергетикой, электроникой, автоматикой и др. Резко менялось соотношение между различными формами обучения. На первый план вышло вечернее и заочное образование для людей, занятых на производстве. В 1957 г. были введены новые правила приема в вузы. По ним преимущества при поступлении получали лица, имевшие стаж работы не менее двух лет или демобилизованные из рядов Советской Армии. Для такой молодежи создавалась сеть курсов по подготовке к вступительным экзаменам. Наряду с положительными моментами это имело и ряд от­рицательных: снизились уровень подготовки поступающих на первый курс, успеваемость студентов и качество их знаний. Еще более противоречивой была реформа общего среднего образования, предпринятая в 1958 г. под лозунгом борьбы за «укрепление связи школы с жизнью». Вместо семилетнего вводи­лось обязательное восьмилетнее обучение. Полное среднее обра­зование осуществлялось на «политехнической» основе — через соединение обучения в школе с производственным трудом. Два дня в неделю вместо уроков школьники старших классов долж­ны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Срок обучения в средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, а выпускники, помимо аттестата зрелости, получали свидетель­ство о специальности. Одновременно была упразднена система «трудовых резервов» — военизированных ремесленных и фаб­рично-заводских училищ. Их заменили обычные профессиональ­но-технические училища, куда можно было поступать после VIII класса.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты