КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Великобритания.На первый план выдвинулась группа Роя Томсона, обладавшая периодическими изданиями во всей Великобритании, США, Канаде, Латинской Америке, Африке, а также радио- и телестанциями. Сохраняла свои лидирующие позиции и ИПК, несмотря на финансовые затруднения, которые она сумела решить путем слияния с «Рид Корпорейшн». Ведущей газетой ИПК оставалась «Дейли Миррор», этой же монополии принадлежали воскресные газеты, провинциальные издания, женские журналы; пока еще сохранялся контроль ИПК над рядом изданий Африки. «Ассошиэйтед Ньюспейперс», концерн Бивербрука «Пирсон – Лонгмен», группа Берри занимала существенное место на газетно-журнальном рынке Великобритании. В 1969 г. в Англии стала действовать монополия Руперта Мэрдока «Ньюс Лтд.», которая будет набирать силу в последующие годы. Самые крупные тиражи ежедневных газет распределялись в Англии следующим образом: ИПК – одна треть, Бивербрук – одна четверть, Р. Мэрдок – одна десятая. В начале 70-х годов общий разовый тираж восьми столичных и 100 провинциальных газет Великобритании составил 27 млн. экземпляров, 488 экземпляров на 1000 человек. В это время определилась политическая ориентация ведущих английских изданий. На консервативную партию (вернее на ее правое крыло) ориентировались «Дейли Мейл», «Дейли Телеграф», «Санди Телеграф» («Воскресный телеграф»), «Дейли Экспресс», «Санди Экспресс», «Ньюс оф де Уорлд», «Бирмингем Пост» («Бирмингемская почта»), «Йоркшир Пост» («Йоркширская почта»), «Скотсмен», «Санди Таймс», «Файненшл Таймс». Консервативная пресса центристского толка включала в себя газеты «Таймс», «Сан», еженедельники «Экономист» и «Спектейтор». К либеральному центру относились «Гардиан», «Обсервер», «Лиснер». Правое крыло лейбористов опиралось на «Дейли Миррор» и «Пипл»; лейбористский центр – на «Нью Стейтсмен» («Новый государственный деятель») и «Трибюн». Среди изданий, связанных с компартией, можно отметить «Морнинг Стар», «Коммент», «Лейбор Мансли». В середине 70-х годов Великобритания столкнулась с серьезными кризисными явлениями в сфере печати: у ряда изданий сократился тираж, снизились прибыли. Сдали свои позиции «газетные короли» старшего поколения, в списке национальных газет не стало изданий Томсона, Бивербрука, Асторов. Снизились тиражи национальных газет. В начале 70-х годов возникли затруднения у газеты «Таймс», новому владельцу которой, Р. Томсону, не удалось сделать из нее прибыльное предприятие. Дефицит «Таймс» приблизился к двум миллионам фунтов стерлингов. В 1978–1979 гг. над «Таймс» нависла угроза закрытия: «Несмотря на свой престиж, "Таймс" давно приносила владельцам убытки. Сложные отношения с профсоюзами в связи с попытками внедрить современную технику печати и соответственно выбросить на улицу "лишний персонал" уже привели в 1978–1979 годах к тому, что хозяева прекратили выпуск "Таймс" на 348 дней». Варианты спасения газеты обсуждались достаточно долго; речь шла о возобновлении публикации «Таймс» в провинциальной типографии, оборудованной новейшей технологией, и даже о переводе производства «Таймс» в США, чтобы доставлять ее ежедневно в Великобританию и продавать по более низкой цене. Журналистами «Таймс» было внесено предложение создать консорциум, который смог бы купить газету. Кандидатура возможного покупателя «Таймс» обсуждалась не только в английских средствах массовой информации, но и за рубежом. Королевская комиссия по прессе в середине 70-х годов пришла к заключению, что выход из кризиса можно достигнуть путем внедрения новой техники и сокращения на треть рабочей силы. В 1979г ее покупает Мэрдок. ТВ и радио: В 1971 г. новое правительство Великобритании учредило местное коммерческое радио. По его мнению, это должно было привести к большей жизнеспособности радиовещания в условиях конкуренции. 1970-е гг. называют «золотым веком» телевидения Великобритании. Становление 2-го канала Би-би-си позволило создать относительно устойчивое равновесие между общественным и коммерческим телевидением. Британская телеаудитория к тому времени разделилась между ними приблизительно пополам (из доли Би-би-си 40% приходилось на Би-би-си-1 и 10% -- на Би-би-си-2). Сложившимся равновесием были довольны как руководители Би-би-си, т.к. деньги, собираемые со зрителей, давали возможность содержать два канала и собирать у экранов половину аудитории, так и рекламодателей коммерческого TV, которые могли быть уверены, что их рекламу увидят 50% телезрителей. Однако стабильность «золотого века» объясняется не только балансом между общественным и коммерческим телевидением, но и таким же балансом между серьезными и развлекательными программами в каналах. Общественное телевидение не стремилось быть только информационным и образовательным, а коммерческое не ограничивалось только развлечениями. В 1970-е гг. Би-би-си-2 окончательно нашел свое место в системе британского телевидения: он стал «культурным» каналом, каналом для элиты. Его обычные программы – опера, авангардистский театр, научные передачи, образовательная программа «Открытый университет» и т.п. Даже когда Би-би-си-2 передает телевизионные игры, он сохраняет свой «интеллектуальный тон». Англия. ТВ: ТВ: вещание начато до войны, восстановлено в 1946 году. Впервые аудитория ТВ превысила аудиторию газет 2 июня 1953 года, в день коронации Елизаветы II, которую в Великобритании смотрели 20 млн чел. Дуальная система телевидения: общественно-правовое Би-Би-Си и частное Ай-Ти-Ви. Частное вещание активно развивалось, к нему подключались владельцы пабов: она ставили у себя в заведении телевизор, и народ смотрел там футбольные матчи (это у них национальное развлечение такое) ® таким образом ТВ стало элементом внесемейного врямяпрепровождения. Особенности:
ВВС – это феномен радио- и телевещания. Едва молодое британское телевидение успело встать на ноги, как разразился кризис: было принято решение ввести на телевидении рыночные принципы конкуренции свободы выбора. В июле 1954 г. парламентерским большинством был принят Акт о вещании, разрешивший выдачу лицензий на коммерческое телевидение, которое должно было финансироваться с помощью рекламы. Однако под давлением оппозиции было решено поставить коммерческое телевидение под контроль государственного органа – Управления независимого телевидения (Ай-ти-эй), – которое должно было выдавать компаниям лицензии на вещание и осуществлять надзор за качеством программ и рекламы, показываемых по коммерческому телевидению. Таким образом, была создана уникальная, чисто британская система коммерческого телевидения под контролем государственного органа. Этот этап и можно назвать началом коммерческого вещания. Ай-ти-эй разработала особые формы организации коммерческого телевидения: страна была разделена на регионы (Лондон, Средняя Англия и Северная Англия) и лицензии на вещание в каждом из них выдавались отдельной компании. В1955 г. было создано также агентство новостей «Индепендент телевижн ньюс», которое было коллективной собственностью всех коммерческих компаний и должно было поставлять для них информацию. В 1960 г. для расследования положения в коммерческом телевидении был создан комитет во главе с финансистом Гарри Пилкингтоном. Комитет подверг критике примитивность и безвкусность вещания Ай-ти-ви, которой в пример был поставлен ее конкурент – Би-би-си. Коммерческому телевидению пришлось начать адаптацию к запросам государственных органов: ужесточить требования к содержанию программ и их жанровому разнообразию, а также стандарты телерекламы. Одним из пунктов, касающийся коммерциализации британского эфирного телевидения, было проведение впервые в истории страны аукциона лицензий на коммерческое вещание. Обязательным для каждого претендента на лицензии было прохождение испытания на качество программ. Не пошедшие «порог качества» не должны были допускаться к аукциону. Комиссия по независимому телевидению должна была определить также, кто из претендентов на лицензии окажется экономически способным обеспечить качественное вещание. Как и ожидалось, аукцион привлек внимание ряда крупных коммерческих телекомпаний: на 16 лицензий было подано 40 заявок. Результаты аукциона оказались неожиданными: 12 из 15 региональных компаний сохранили лицензии на свои регионы. Но среди трех потерявших их была крупнейшая и самая преуспевающая коммерческая компания эфирного телевидения – «Таймс телевижн». Потеряли лицензии также две компании, вещавшие на южные регионы Англии – «Телевижн Саус» и «Телевижн Саус-Уэст». Англия. Би-Би-Си (британская вещательная корпорация), 1927 г создания (1896г. – Маркони получил патент на радио, в 1922 создана Британская Вещательная компания, в 27 названа британской вещ. корпорацией), основная база СМИ. в 46 г. возобновила телепередачи. считается самостоятельной общ. организацией, но на деле зависит идеологически и экономически от буржуазного гос-ва (министр министерства почт и телеграфа может наложить вето на любую телепрограмму). Министерство – посредник, с помощью которого происходит взаимодействие между Би-би-си и гос-вом. Корпорацию возглавляет директор, назначаемый правительством, а также Административный совет, члены которого назначаются королевой по рекомендации правительства сроком на 5 лет. Совет следит за тем, чтобы деятельность корпорации отвечала интересам общества, а не партиям. Финансируется Би-би-си правительством, которое отчисляет ей основную часть доходов от абонентской платы. 1954 г – коммерческая организация Ай-Ти-эй«Независимое ТВ». Шоу, мыльные оперы.1960 г. – создание общественного комитета, где правительство осуждает Ай-ти-эй и вводит налог на доход с рекламы на ТВ. Положение в ТВ стабилизируется, хотя конкурентная борьба продолжается.
|