Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Барнаульский государственный педагогический университет»

 

Кафедра

Педагогики

Учебно-методический комплекс дисциплины

История педагогики и образования

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Специальность

Педагогика и психология

Социальная педагогика

 

Барнаул


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Тема: История педагогики и образования как область научного знания

1. Какая из диаграмм, показывающих соотношение формационного и цивилизационного подходов, верна? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

2. Сделайте сравнительную характеристику различных концепций происхождения и сущности воспитания (биологизаторской, психологической, трудовой).

3. Опираясь на отрывок из работы А.Н. Леонтьева «Общая характеристика психики животных», дайте оценку концепциям происхождения и сущности воспитания. Укажите их положительные стороны и недостатки.

4. «Предысторию человеческого сознания составляет... длительный и сложный процесс развития психики животных.

5. Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса.

6. Первое отличие всякой деятельности животных от деятельности человека состоит в том, что она является деятельностью инстинктивно-биологической. Иначе говоря, деятельность животного может осуществляться лишь по отношению к предмету жизненной, биологической потребности или по отношению к воздействующим свойствам, вещам и их соотношениям (ситуациям), которые для животного приобретают смысл того, с чем связано удовлетворение определенной биологической потребности. Поэтому всякое изменение деятельности животного выражает собой изменение фактического воздействия, побуждающего данную деятельность, а не самого жизненного отношения, которое ею осуществляется.

7. Итак, деятельность животных всегда остается в пределах их инстинктивных, биологических отношений к природе. Это общий закон деятельности животных.

8. Наконец, мы должны отметить и еще одну существенную черту психики животных, качественно отличающих ее от человеческого сознания. Эта черта состоит в том, что отношения животных к себе подобным принципиально таковы же, как и их отношения к другим внешним объектам, т.е. тоже принадлежат исключительно к кругу их инстинктивных биологических отношений. Это стоит в связи с тем фактом, что у животных не существует общества. Мы можем наблюдать деятельность нескольких, иногда многих животных вместе, но мы никогда не наблюдаем у них деятельности совместной, совместной в том значении этого слова, в каком мы употребляем его, говоря о деятельности людей.

9. Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют собой и особенности их «речи».

10. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, устойчиво связанный с определенным явлением, но именно на отраженную в речи реальность. Легко показать, что животные, реагирующие на голос другого животного, отвечают не на то, что объективно отображает данный звуковой сигнал, но отвечает на самый этот сигнал, который приобрел для него определенный биологический смысл.

11. Итак, общение животных и по своему содержанию, и по характеру осуществляющих его конкретных процессов также полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности.

12. Главное состоит в том, что с переходом к человеку меняются и сами законы, управляющие развитием психики. ...с переходом к человеку развитие психики начинает подчиняться законам общественно-исторического развития».

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. – С. 252-263.

13. Изучите работу Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Какие обстоятельства, с точки зрения автора, обусловили появление человека? Какие причины обусловили возникновение потребности в воспитании? Дайте оценку взглядам Ф. Энгельса с позиций современной науки.

14. Прочитайте статью Ф. Зырянова «Что же создало человека: труд или разум?» Согласны ли Вы с его точкой зрения по вопросу о происхождении и сущности воспитания? Аргументируйте свое мнение.

15. Из курса педагогики вспомните определение понятий «воспитание», «обучение», «образование». На какую из концепций о происхождении и сущности воспитания опирается современная педагогика?

16. О значении какого принципа историко-педагогического исследования идет речь? «Если история становится анонимной, то неизбежно происходит то, что личность выбрасывается вместе с вчерашним мусором» (Ч. Маллет)? Раскройте сущность этого принципа. Как Вы понимаете приведенное высказывание?

17. Формулировка какого принципа историко-педагогического исследования дана? «Этот принцип предполагает исключение всякого пристрастия, доктринерства, предвзятости и преднамеренности в поиске истины, ориентирует познание на идеологическую нейтральность». Каково значение этого принципа?

18. Назовите принцип историко-педагогического познания, согласно которому исторические заслуги следует оценивать не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшественниками. Раскройте его сущность.

19. В журнале «Педагогика» за последние 10 лет изучите темы историко-педагогических публикаций. Выделите ведущие проблемы исследований. Чем, с Вашей точки зрения, обусловлен к ним интерес сегодня?

 

Тема: Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе

1. Отношение к детям в первобытном обществе было доброжелательным, ненасильственным. Свидетельствует ли это о гуманистическом характере воспитания в этот период? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Дайте объяснение, почему в период разложения первобытнообщинного строя физические наказания превращаются в один из наиболее распространенных методов специального педагогического воздействия. «Наказания осуществлялись родичами и по форме были как физическими, так и моральными (высмеивание, публичное презрение, запугивание духами и т.д.)».

3. Перечислите особенности воспитания в первобытном обществе и в период его разложения обоснуйте каждую из них. Дайте сравнительную характеристику.

Тема: Воспитание и педагогическая мысль Античного мира

  1. О какой особенности спартанского воспитания писал Плутарх? «Старики... ходили в их школы для гимнастических упражнений, смотрели, если они (дети и подростки) дрались или смеялись один над другим, причем делали это не мимоходом, все они считали себя отцами, учителями и наставниками молодых людей, так что провинившийся молодой человек не мог нигде ни на минуту укрыться от выговора или наказания». Дайте объяснение этой особенности.
  2. Объясните целесообразность использования спартанцами воспитательного приема, согласно которому дети были обязаны доставать продовольствие для своего пропитания путем воровства в садах. «Попадавшегося без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Если представлялся случай, они крали кушанья, причем учились нападать на спавших и плохих сторожей... кого ловили в воровстве, того били и заставляли голодать...»
  3. Охарактеризуйте систему воспитания девушек в Спарте. Чем объясняется ее специфика?
  4. Как Вы понимаете высказывание Платона?
  5. «Наилучшее воспитание молодых людей, да и самих себя, заключается не во внушениях, а в явном для всех осуществлении в собственной жизни того, что внушается другому». Согласны ли Вы с ним?

Тема: Воспитание и образование в эпоху Средневековья

  1. Что было важнее в средневековой педагогике – обучение или воспитание? Обоснуйте ответ.
  2. Кто в Средневековье был учителем и наставником? Каким требованиям он должен был соответствовать?
  3. Прочтите отрывок из работы Винсента из Бове.
  4. «Поскольку душа ребенка, недавно внедренная в плоть, по причине испорченности этой плоти (первородных грехом) вбирает в себя и мрак неведения в отношении интеллекта, и гниль вожделения в отношении чувства, то становится она неспособной и к пониманию, и к добрым поступкам... Итак, по причине этого двойного невежества следует такую душу защитить двойным обучением, а именно обучением науке – для просвещения интеллекта и дисциплине – для направления чувств.
  5. Поэтому мальчиков нужно обучать не только речами, но, если нужно, и розгами... Поскольку дети необразованны, к тому же еще ленивы делать добро и склонны ко злу, и поэтому после того, как сказано «учи их», правильно добавляется «нагибай шею их», т.е. подчиняй ярму Господа через послушание и учителю через дисциплину...»
  6. Объясните, в силу каких причин в эпоху Средневековья сложилось такое отношение к ребенку.
  7. Стояла ли проблема развития личности в Средние века? Если да, то как? Если нет, то почему?

Тема: Воспитание и образование в эпоху Возрождения

1. О какой важной педагогической идее писал Петрарка? «Одного следует ободрить похвалой, другого удержать страхом перед позором, этого заставить трудиться, того укротить розгой, благородную душу надо учить быть настойчивой, ослабленную утешить, отчаявшейся дать поддержку, остывшей пыл, стремительной узду, медлительной шпору». Почему это требование стало актуальным в эпоху Возрождения?

2. Отстаивая необходимость использования в процессе обучения и воспитания методов «мягкой руки», гуманисты эпохи Возрождения давали им научное обоснование с позиций своего времени. Выделите эти аргументы. «Заблуждаются те, кто считает, что при обучении детей грамоте следует прибегать к жестокости. Педагоги добиваются большего умеренностью и милосердием, ибо от мягкого обращения и любой похвалы воспламеняется благородная душа и становится расположенной следовать туда, куда зовет рука ваятеля... Любимого учителя слушают с большим удовольствием и верят ему легче, и то, что он описывает, крепче запоминается. И напротив, как свидетельствует Квинтилиан, дети от излишне жесткого исправления угасают; когда учитель свирепствует, с трудом запоминается то, что он говорит... то, что воспринимается памятью с радостью, сохраняется надежнее... итак, пусть будет в учителе кроткость и мягкость, пусть он [скорее] побуждает детей идти в школу, чем понуждает... пусть заботится о любви учеников, а не об их страхе перед ним» (Конверсини). Сохраняют ли высказанные мысли свое значение для современного образования?

3. Добродетель – любимое понятие у гуманистов, наиболее часто встречающееся в их работах. Совокупность каких нравственных качеств представляет собой добродетель? Почему так много внимания ученые уделяли нравственному воспитанию? Значимы ли нравственные качества, ценимые в эпоху Возрождения сегодня? Почему?

 

Тема: Я.А.КОМЕНСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

  1. Подготовьте сообщение по работе Я.А. Коменского «Законы хорошо организованной школы». Охарактеризуйте основные положения теории классно-урочной системы. Назовите недостатки и преимущества классно-урочной системы как основной формы организации обучения. Какие способы преодоления этих недостатков используются в современной школе?
  2. Какие качества составляют программу воспитания личности? Проанализируйте содержание воспитания в каждом типе школы, сделайте вывод.
  3. Назовите методы воспитания, которые предлагал Я.А. Коменский. Какую роль в воспитании педагог отводил дисциплине? Согласны ли Вы с его точкой зрения?
  4. Заполните таблицу.
  5. Образовательная концепция Я.А. Коменского

 

 

Тип шко-лы Дидактика Теория воспитания
Цель обуче- ния Содержа- ние обучения Дидакти- ческие принципы Методы обучения Содержание воспитания Методы воспитания
             

 

  1. Какие требования к личностным и профессиональным качествам учителя предъявлял Я.А. Коменский? Которые из них сохраняют свою актуальность сегодня?
  2. Найдите основные положения педагогической теории Я.А. Коменского на титульном листе книги «Великая дидактика». Объясните, почему он так назвал свой главный труд.
  3. Докажите, что педагогика Я.А. Коменского действительно гуманна, оптимистична, демократична.

Тема: Педагогические взгляды Д. Локка

  1. Приведите примеры обоснования Д. Локком педагогических рекомендаций с позиций психологии, медицины, физиологии.
  2. Какое обоснование дает Д. Локк общему правилу установления родительского авторитета: «Страх и почтительность должны дать вам первую власть над их душами, а любовь и дружба должны закрепить ее». Разделяете ли Вы его позицию? Почему?
  3. Сформулируйте требования Д. Локка к идеальному воспитателю. Какие из них сохраняют свою актуальность?
  4. Дайте характеристику проекту о «рабочих школах», покажите его антигуманный, антидемократичный характер. О каком подходе Д. Локка к проблемам педагогики свидетельствует эта работа?

Тема: ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО И СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ Ж.-Ж. Руссо

  1. Найдите в тексте первоисточника описание Ж.-Ж. Руссо результата трудового воспитания. Каков его вклад в развитие идеи трудового воспитания (сравните с Я.А. Коменским, Д. Локком)?
  2. Объясните, почему Ж.-Ж. Руссо настаивал на изоляции ребенка от общества в процессе его воспитания. Идея закрытости образования получила свое развитие в теории и практике зарубежной и отечественной педагогики. Каковы положительные и отрицательные стороны этой идеи? Дайте ей собственную оценку.
  3. Изложите взгляды Ж.-Ж. Руссо на воспитание женщины. Почему он уделял внимание женскому воспитанию? Чем объясняется различие в подходах к воспитанию мужчины и женщины?

Тема: Педагогическая деятельность и взгляды и.Г.Песталоцци

  1. И.Г. Песталоцци писал: «Безрассудная богачка, к какому бы сословию она ни принадлежала, ежедневно пресыщающая своего ребенка физическими благами, прививает ему животную, противную природе жажду наслаждений, реально не обоснованных действительными потребностями человеческой природы... Тем самым они легко и почти неизбежно вырождаются в человеке в неиссякаемый источник все возрастающих волнений, тревог, страданий и грубого насилия». Согласны ли Вы с мнением автора? Как матери определить меру любви и строгости (ограничений) по отношению к ребенку, чтобы не исказить хода его нравственного развития?
  2. В процессе работы с детьми И.Г. Песталоцци убедился в том, что та или иная работа ребенка сама по себе не влияет на его нравственность. При каком условии, с точки зрения автора, детский труд будет иметь педагогическую ценность? Сравните его идеи о трудовом воспитании со взглядами Д.Локка, Ж.-Ж. Руссо. Каков вклад И.Г. Песталоцци в развитие этой проблемы?
  3. В «Учреждении для бедных», организованном в Нейгофе, И.Г. Песталоцци механически соединил обучение детей с производственным трудом. Как Вы это понимаете? Какую цель преследовал педагог?
  4. Раскройте положительные стороны и недостатки в осуществлении И.Г. Песталоцци идеи соединения обучения с производительным трудом. Почему Н.К. Крупская назвала его одним из теоретиков трудового воспитания домарксова периода, исторически подготовивших разработку идеи политехнического образования?

Тема: Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега

  1. Согласны ли Вы с утверждением А. Дистервега? «Профессия налагает на человека определенный отпечаток, природная наклонность влечет его к ней, создает его; он же сам в свою очередь влияет на природную наклонность». Обоснуйте свою точку зрения.
  2. Как Вы понимаете изречение А. Дистервега? «Если учитель соединяет исследование отдельных учебных предметов с изучением общих сочинений, то он достигнет, наконец, зрелости в образовании, как частном, так и общем».
  3. «...без стремления к научной работе учитель элементарной школы неизбежно попадет под власть трех педагогических демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается». Так ли это, ведь речь идет об учителе элементарной школы? Обоснуйте свою точку зрения.
  4. А. Дистервег писал: «Добро ... никогда не является чем-то завершенным, законченным, оно все более и более развивается в человеке, так что ни на одном этапе его жизни нельзя сказать, что достигнуто совершенство. Нравственно доброе является величиной все более и более развивающейся. Там, где она постоянно не увеличивается, она уменьшается и в конце концов совсем перестает существовать». Согласны ли Вы с точкой зрения автора? Обоснуйте свое мнение.
  5. А. Дистервег считал, что учителей можно разделить на две категории: «не содействующих возбуждению духовных сил учащихся и лишенных этой способности, или на сильных и слабых». Что он понимает под «дидактической силой учителя»? Охарактеризуйте требования А. Дистервега к личности учителя и его профессиональной подготовке. Которые из них, с Вашей точки зрения, применимы для современного педагога?
  6. Сохраняет ли свою значимость для современного педагога этот совет А. Дистервега: «Ни за что на свете не отказываться от своего собственного, самостоятельного мышления и поэтому настолько верить в себя самого, чтобы считать, что и ты в состоянии познать и проверить «истину», а также стремиться к тому, чтобы подняться над пассивной верой в авторитеты. Желание думать так, как другие, не приведет вас к самостоятельности»? Возьмете ли Вы это его пожелание на вооружение для себя?
  7. Доказывая необходимость профессионального объединения учителей, А. Дистервег писал: «Бесполезный член сословия, плохой учитель приносит вред не только своим ученикам и себе, но вредит также всему сословию, тормозит необходимый ему подъем, который прежде всего зависит от качества работы его отдельных членов». Почему он так считал?
  8. Согласны ли Вы с тем, что социально-политические обстоятельства нашей жизни чрезвычайно актуализировали обращение А. Дистервега к учителям: «Словом и примером способствовать тому, чтобы люди, особенно граждане одного отечества, не сторонились друг друга, а объединялись и, следовательно, стремились к этой цели в отношении и воспитания детей одной общины, и постановки дела в ее школах». Докажите, что это действительно так. Может и должен ли рядовой учитель брать на себя функции миротворца?

Тема: Социально-педагогический эксперимент Р.Оуэна

  1. Какое значение Р. Оуэн придавал эстетическому воспитанию детей рабочих? Целесообразно ли это было с экономической и педагогической точки зрения в тот период и в современных условиях? Почему свою систему физического воспитания, тесно связанную с музыкой, Р. Оуэн считал «лучшим и наиболее могучим средством для формирования характеров»?
  2. С какой целью Р. Оуэн включил в систему воспитания военные упражнения? Найдите в тексте обоснование им задачи военного воспитания.
  3. Кого Р. Оуэн привлекал в качестве педагогов в своих образовательных учреждениях? Чем объяснялся этот выбор?
  4. Прав ли Р. Оуэн, утверждая: «Дайте любому населению разумное воспитание, и оно будет вести себя разумно; предоставьте людям, разумно воспитанным, честную и полезную работу, и они самым решительным образом предпочтут такую работу преступным и вредным занятиям». Достаточно ли этих мер?
  5. В ряде своих произведений Р. Оуэн раскрыл цели, задачи, содержание и организацию образования в коммунистическом обществе. Воспитанию в капиталистическом обществе он противопоставил свой идеал – всеобщего, равного для всех, связанного с индустриальным и земледельческим трудом, свободного от расовых, национальных, классовых и религиозных предрассудков. Р. Оуэн провозгласил лозунг общественного воспитания детей, начиная от рождения в будущих коммунах. Возможно ли это было осуществить в условиях того времени? Актуальны ли педагогические идеалы Р. Оуэна в современной ситуации? Если да, то реально ли осуществить их сегодня? Обоснуйте ответ.
  6. В первой половине XIX в. Р. Оуэн считал главным всеобщим интересом человечества мирное единение и взаимопомощь. Путем правильного воспитания «... люди станут разумными существами, они достигнут этого единения, они станут милосердными друг к другу, и будут любить друг друга, без отношения к различиям классов, сект, партий, стран и цвета кожи; не будет больше границ для тех или других. Все поймут, что их объединяют общие интересы, и вследствие этого все сольются в сердечном единении...» Почему же эта цель не достигнута в XXI веке, а человечество до сих пор страдает от противоречий, конфликтов и горя?

Тема: Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX вв.

  1. Путь к идеальному человеку Г. Кершенштейнер видел через человека полезного, который «знает задачу свою и своего народа и имеет силу и волю, чтобы ее выполнить... Профессиональное образование стоит на пороге общечеловеческого образования...» Поэтому главную задачу школы он видел в трудовом и профессиональном образовании. Как Вы относитесь к этой позиции Г. Кершенштейнера?
  2. Отмечая достоинства традиционной школы в деле воспитания (пунктуальность, добросовестность, тщательность, выдержку, порядок, регулярность, самообладание), Г. Кершенштейнер акцентирует внимание на том, чего эта школа не дает и даже подавляет – «...это известные активные черты характера... дух самостоятельности и самоутверждения, дух предприимчивости, смелая инициатива во всем новом и непривычном, страсть наблюдать, исследовать и, наконец, самое главное, работать не только для себя самого, ради собственного развития... но и для того, чтобы быть в состоянии с готовностью предоставить в распоряжение всех нуждающихся свои богатые силы». Прав ли он? Оцените современную школу по этим критериям.
  3. Большое значение Г. Кершенштейнер уделял гражданскому воспитанию, которое должно воспитывать понимание задач государства, сознание гражданского долга и любовь к Отечеству. Нравственное и гражданское воспитание призвано было удержать молодежь от революционных выступлений. В советский период такая позиция Г. Кершенштейнера оценивалась негативно, как стремление затушевать классовые противоречия, отвлечь от революционной борьбы. Какую оценку Вы дадите с позиций сегодняшнего дня?
  4. Изучите теоретические основания «педагогики действия», разработанные А. Лаем. «Главным содержанием основного педагогического принципа является реакция как единство впечатления и выражения, раздражения и движения (или его торможения), реакция как фундаментальный, не поддающийся дальнейшему анализу процесс, реакция как элементарнейшее явление жизни. Поэтому школа действия есть школа жизни. Исходным пунктом и целью преподавания мы хотим сделать не книгу и слово, не один лишь интерес, характер, труд или что-нибудь подобное, но жизнь, полную жизнь с ее гармоническим разнообразием реакций». Дайте оценку его позиции. Сравните взгляды А. Лая и Г. Кершенштейнера на «школу действия».
  5. Дайте оценку следующему утверждению А. Лая. «Воспитание воли и активности будет успешным лишь в том случае, если его исходный точкой мы изберем врожденные реакции, инстинкты, от инстинктов зависит прежде всего круг представлений, интерес и воля. Следовательно, не представления, но инстинкты являются фундаментом для воспитания интереса, чувства и воли». Есть ли рациональное зерно в его рассуждениях?
  6. Дух практицизма, характерный для американского общества, наилучшим образом соответствовал и новым требованиям времени конца XIX – начала XX вв., и традиционным стремлениям американской школы к практичности. Правильность идей, теорий, понятий подчеркивал Д. Дьюи, «проверяется результатом завершенной работы. Если они справились со своей обязанностью, они надежны, здравы, верны, хороши, истинны». Какого мнения придерживаетесь Вы: полезность делает идеи истинными или истинность идей делает их практически полезными?
  7. Дайте оценку педагогическим воззрениям Д. Дьюи. Покажите гуманистический характер его идей. Какие Вы увидели недостатки в его теории?

ТЕМА: Воспитание, школа и педагогическая мысль в Киевской Руси и Московском государстве

1. Опишите образ князя-воина и христианина, данный В.Мономахом в «Поучении детям».

2. Сформулируйте нравственные принципы, изложенные в «Поучении детям» В.Мономаха. Актуальны ли они сегодня?

3. Раскройте особенности обучения в период феодальной раздробленности и татаро-монгольского нашествия.

4. О каких особенностях просвещения свидетельствуют берестяные грамоты?

5. Проанализируйте «Устав Львовской братской школы» (1586 г.). Назовите элементы классно-урочной системы, получившие отражение в Уставе.

6. Кого называли мастерами грамоты? Какова их роль в распространении просвещения?

7. Особенности воспитания какой эпохи представлены в работе «Домострой»?

8. Назовите основные педагогические идеи «Домостроя».

9. Какими методами в «Домострое» рекомендовалось воспитывать детей и почему?

10. Так ли был плох «Домострой» тогда и сегодня?

11. Расскажите о просвещении в Русском централизованном государстве (XVI-XVII вв.). Какие новые учебные заведения возникли и в чем их значение?

12. 21. Назовите фамилию первопечатника Руси. Какой учебник был им напечатан? Каково его значение для развития учебной литературы в XVII веке?

13. Перечислите основные учебные книги XVII века.

 

Тема. Народная педагогика – исток научной педагогики

  1. Какова с точки зрения народной педагогики воспитательная функция матери, какова – отца? («Дети балуются от маткиного блинца, а разумеют от батькиного дубца», «Мать, умей детей любить, чтоб их души не сгубить», «Дочка ягодки ела, а у матери оскомина», «Отец умрет – полсироты, а мать умрет – вся сирота», «Без матушки родной и цветы не цветут», «Материнская ласка конца не знает»). Приведите другие примеры.
  2. Какие требования об отношении детей к родителям предписывались народной педагогикой? («На свете все найдешь, кроме отца и матери», «Отца бойся, мать уважай», «Живы родители – почитай, померли – поминай», «Кто родителей не почитает, тот вовеки погибает», «Оскорбивший отца или мать презирает народ», «Кто свою мать уважает, чужую не отругает», «Если для матери сделаешь яичницу даже на ладони, и тогда будешь у нее в долгу»).
  3. О какой педагогической проблеме идет речь в следующих пословицах? («С кем поведешься, от того и наберешься», «От худого семени не жди доброго племени», «Человек без воспитания – тело без души», «От одной матки, да разные ребятки»).
  4. Назовите задачи воспитания, представленные в народной педагогике. Приведите примеры.
  5. Охарактеризуйте каждую из задач воспитания по плану: значение, содержание, методы, рекомендации осуществления. Подтвердите примерами.
  6. Какое отношение к наказаниям сложилось в народной педагогике? («Дал Бог сыночка, дал и дубочка», «Не наказанный сын – бесчестье отцу», «Кулаком, да в спину – то и приголубье сыну», «Бьют не ради мученья, а ради ученья», «За одного битого двух небитых дают, да и тех не берут»). Как вы объясните противоречивость во взглядах на эту проблему? («Детей наказывай стыдом, а не кнутом», «Малый вырастет – все выместит», «Не бей, батька, сына, побереги свою спину», «Кулаком ума не вобьешь, а выбьешь», «Бить – добро, а не бить – пуще того»).
  7. Какие примеры о значении ласкового отношения к ребенку и гуманных методов воспитания вы можете привести? («Ласковое слово, что весенний день», «Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают», «Кого не любят, того не слушаются», «Замахнись, да не ударь, подыми руку, да опусти»).
  8. Какая педагогическая закономерность подмечена народом в следующих пословицах: «Гладенькая головушка - отцу, матери не кормилец», «Несчастны те детки, которых не журят ни батьки, ни матки», «Матушкин сынок – легонький умок», «Баловство доведет до воровства»?
  9. Какую роль народ отводил учению, книге, знанию? («По выучке мастера знать», «Учение – красота, неучение – простота», «Божьей волей свет стоит, наукой люди живут», «Доброта без разума пуста», «Знания дороже богатства», «Человек неученый, что топор неточеный»). Приведите свои доказательства.

Тема: Школа и педагогика в России в XVIII веке.

1. Назовите основные направления в российском просветительском движении XVIII вв.

2. Охарактеризуйте педагогические взгляды и деятельность И.И.Бецкого.

3. Какие учебно-воспитательные учреждения были открыты в России по инициативе И.И. Бецкого?

4. Дайте характеристику организации учебно-воспитательной деятельности в воспитательных домах и Смольном институте благородных девиц.

5. В чем сходство и различие во взглядах Ж.-Ж. Руссо и И.И. Бецкого на воспитание «новой породы людей»?

6. Какие учебные заведения были созданы по Уставу 1786 г.? Какова цель их организации?

7. Назовите положительные и отрицательные черты реформы по Уставу 1786 года.

8. Назовите работу Ф.И.Янковича по дидактике. Раскройте ее основные положения. Охарактеризуйте вклад Ф.И.Янковича в развитие российского просвещения.

9. Представителем какого направления в российском просветительском движении являлся Н.И. Новиков?

10. Охарактеризуйте просветительную деятельность Н.И. Новикова.

11. Назовите его педагогический труд, осветите основные педагогические идеи.

12. Вспомните название детского журнала, выпускаемого Н.И. Новиковым. Каково его значение?

13. Раскройте вклад Н.И. Новикова в развитие российского просвещения. Каким было отношение правительства к его деятельности и почему?

14. Изучите биографию А.Н.Радищева. Почему он является представителем революционно-просветительного направления в педагогике?

15. Кто назвал А.Н.Радищева «бунтовщиком, хуже Пугачева»?

16. Какие недостатки в просвещении России критиковал А.Н. Радищев?

Тема: Революционно-демократическая педагогика России XIX в.

1. В педагогических трудах революционеров-демократов проходит мысль о высоком и благородном предназначении воспитателя. Пример старшего, считали они, имеет огромную воспитательную силу. Иногда слово отца, отмечал Н.Г. Чернышевский, сделает в воспитании больше, чем множество специально организованных воспитательных мероприятий. Н.А. Добролюбов считал, что хороший учитель тот, кто «представляет для ученика высший образец человеческого совершенства». Однако «учитель - лишь одна из действующих сил, участвующих в воспитании наряду со многими другими».

Противоречивы ли эти высказывания? Если нет противоречия, в чём их общность? Какая точка зрения ближе вам?

2. Проанализируйте статью Н.А. Добролюбова «О значении авторитета в воспитании». Каким требованиям должен отвечать идеальный воспитатель-наставник?

3. Перечислите требования революционеров-демократов к учебникам и детским книгам.

4. Какие идеи А.Н. Радищева получили развитие в творчестве декабристов и революционеров-демократов?

 

Тема: Видные представители общественно-педагогического движения середины XIX в.

1. Согласны ли вы с оценкой творчества Н.И.Пирогова, данной его современником Г.А.Фальборком? «Хочется верить, что скоро настанет время, когда для нее (России) будет дорог не только Пирогов-хирург, но и Пирогов-воспитатель, что кто-нибудь … предложит издать произведения Ушинского, Пирогова, Толстого… с надписью: «Учителям – завет нации».

2. Выделите и охарактеризуйте этапы педагогической деятельности Л.Н.Толстого.

3. Какую критику зарубежному и отечественному образованию дал Л.Н. Толстой? К каким пришел выводам?

4. Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что человек рождается совершенным?

5. Как Л.Н. Толстой решал вопрос о соотношении образования и воспитания? Сравните взгляды на этот вопрос Л.Н. Толстого и К.Д.Ушинского.

6. «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». (Л.Н. Толстой). «Обучение, само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда не приносящая. Поэтому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека». (К.Д.Ушинский).

7. Прав ли Л.Н.Толстой: «Образование есть история и потому не имеет конечной цели»?

8. Л.Н. Толстой писал: «Лучшая система – не иметь никакой системы» Почему он сделал такой вывод? Согласны ли вы с его позицией?

 

ТЕМА: К.Д.УШИНСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИК НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

1. Актуально ли высказывание К.Д.Ушинского о том, что любовь к родине – это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Согласны ли вы с точкой зрения К.Д.Ушинского? «Умение учителя занять в свой урок всех учеников есть критериум учительского достоинства». «Внимание самого наставника к своему делу – это самое радикальное средство против сонливости класса».

3. Как вы понимаете высказывание К.Д.Ушинского: «Воспитатель не чиновник, а если он не чиновник, то он не воспитатель…»?

4. Раскройте основные требования К.Д. Ушинского к учителю-воспитателю народной школы. Сохраняют ли они свое значение сегодня?

ТЕМА: Школа и педагогика в России в конце XIX – начале XX вв.

1.П.Ф. Каптерев наставал на том, что деятельность школы должна быть автономной от государства, церкви, борьбы классов. Согласны ли вы с его точкой зрения? Обоснуйте своё мнение.

2.Назовите классификацию школьных типов, разработанную П.Ф. Лесгафтом. Раскройте условия формирования каждого из них. Каковы условия развития нормального типа личности? В чём состоит значение этой типологии детей для практической педагогической деятельности?

3.Исходным положением в педагогических взглядах П.Ф. Лесгафта была теория психофизического монизма. В чем ее сущность?

4.П.Ф. Лесгафт ввел понятия «характер», «тип», «темперамент». Раскройте их сущность, выявите отличия.

ТЕМА: Развитие системы народного образования в РФ и СССР (1917– 2000-е гг).

1.Как определяется понятие «система народного образования» в Законе РФ «Об образовании» (1996 г.). Какие принципы системы образования в нем провозглашены? 2. Охарактеризуйте современную систему образования РФ. Назовите ступени общеобразовательной школы и сроки обучения.

3.Какие альтернативные типы школ сегодня существуют? Дайте характеристику современного состояния российского образования.

4. В чём выражается его кризисное состояние? Каковы пути его «оздоровления»? 5. Выскажите своё мнение по поводу планирования введения 12-летнего срока обучения в школе? Каково ваше отношение к проведению единого государственного экзамена?

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА А.С. МАКАРЕНКО

1. Какие виды перспектив необходимо ставить перед коллективом и личностью?

2. Раскройте сущность «закона движения коллектива».

3. Какая деятельность является педагогически организованной?

4. Раскройте метод единства требований. Приведите примеры из работ А.С.Макаренко.

5. Какова роль общественного мнения в развитии коллектива?

6. Приведите примеры использования игры и элементов военизации в практике А.С.Макаренко.

7. Какое значение эстетике в развитии коллектива придавал А.С.Макаренко?

8. Назовите традиции, которые сложились в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского? Какую роль они играли в жизни воспитанников? Какие традиции были в Вашей школе?

9. Назовите основные признаки стиля и тона в коллективе.

10. Сколько стадий (этапов) развития коллектива выделял А.С. Макаренко? Назовите критерий, позволяющий определить стадию развития коллектива.

11. Назовите произведения А.С. Макаренко, посвященные проблемам семейного воспитания.

12. С кем в соавторстве А.С. Макаренко написал «Книгу для родителей»?

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.А. СУХОМЛИНСКОГО

1.В годы детства и отрочества особенно важно, чтобы человек нашел, почувствовал, осознал в себе человеческую красоту, пережил чувство восхищения красивым, человечным в самом себе. Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания».

2.Какое значение коллективу в воспитании личности отводил В.А.Сухомлинский? «Я глубоко убежден, что цель коммунистического воспитания – человек, а коллектив лишь средство в достижении этой цели… Забота о воспитательной силе коллектива – это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений… Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Человек много черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей». Актуальны ли его идеи сегодня?

3.Вспомните сущность принципа «параллельного воздействия» по А.С.Макаренко. От чего предостерегал воспитателей В.А.Сухомлинский? «Бездумно следуя принципу «параллельного воздействия», многие воспитатели забывают, что коллектив – это не что-то безликое и абстрактное. Взгляд воспитателя на детский коллектив как на инструмент, который находится у него «под рукой» и всегда «готов к употреблению», игнорирует всю сложность духовного мира коллектива и составляющих его индивидов». Согласны ли вы с ним?

4.По мнению В.А. Сухомлинского, хороший учитель - это «прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, во-вторых…». Продолжите высказывание. Сохраняют ли эти требования актуальность сегодня?

5.В Павлышской средней школе был организован родительский университет. В чем заключались его функции? Необходим ли он сегодня?

ТЕМА: Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России

1.Г.Б. Корнетов в своих работах пишет об антропоориентированной педагогической парадигме XXI века. «В современных условиях постиндустриального общества происходит перемещение устремленности педагогического идеала от социально ориентированной (конструирование нового человека с параметрами, заданными конкретными интересами общества) цели воспитания и образования к индивидуально ориентированной (конструирование человека для самого человека и только опосредствовано для общества). При этом как бы происходит перенос акцента с подготовки к служению обществу на формирование у подрастающих поколений ответственности за судьбы общества и готовности придти на помощь, способности к сотрудничеству». С Вашей точки зрения, действительно ли это актуально для сегодняшнего дня? Обоснуйте свое мнение.

2.Дайте характеристику интеграционным процессам, происходящим в сфере образования. Раскройте потребность в формировании единого европейского образовательного пространства.

3.Назовите основные положения Болонской декларации. Каково участие России в формировании единого европейского образовательного пространства?

4.Раскройте сущность понятия «мировое образовательное пространство».

5.Перечислите и кратко охарактеризуйте общие тенденции реформирования образования в России.

6.Приведите примеры, характеризующие процесс демократизации современного образования.

7.Какие изменения происходят в структуре образования России?

8.Приведите аргументы необходимости создания системы непрерывного образования. Назовите ее основные принципы.

9.Охарактеризуйте общие направления дифференциации образования. Проиллюстрируйте их примерами.

10.Раскройте понятие «интегрированное образование», покажите его актуальность. Осветите опыт его осуществления.

11.Каким образом организуется управление современным образованием? Раскройте достоинства и недостатки централизации и децентрализации в управлении.

12.Раскройте понятие «функциональная неграмотность». Приведите примеры. Каковы причины этого явления?

13.Охарактеризуйте общие тенденции реформирования содержания общего образования. Проиллюстрируйте изменения в учебных планах и программах примерами .

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты