КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социологические метапарадигмы
Первопричина возникновения принципиально иной метапарадигмы — отвержение научной картины мира, которая представляется устаревшей. Постклассический период в науке, каковой трудно отделить жесткой границей от современности, знаменуется несомненным отказом от следования «единственно правильной» теории и порождает своего рода теоретико-методологические гибриды. Так, П. Бурдье называл свой подход «структуралистским конструктивизмом» или «конструктивистским структурализмом». Парадигмальная революция была следствием исторического диспута о методе в конце XIX в.: объяснение социального недостаточно. Необходимо его понимание. Вильгельм Дильтей заимствовал термин «герменевтика» из практики богословов, стремившихся истолковать священные тексты, но внес в него иной смысл: следует установить понимание между создателем некоторого текста и его интерпретатором, для чего необходимо понять «дух эпохи». Смысл социальных действий понимать необходимо. Из великих социологов М. Вебер первым применил герменевтику как методологический принцип интерпретации социального действия в его подлинном культурном контексте. Сегодня мы отчетливо сознаем, что фундаменталистский натуробъективизм способен привести к ложному социальному знанию. В. Томас утверждает: «Если ситуация определяется как реальная, то она реальна по своим последствиям». Эта формула заслужила статус «теоремы Томаса». Подтверждение формулы Томаса мы наблюдаем ежедневно. Нам непрерывно навязывают многообразные конструкции российской действительности, равно как и образы врага. Натуробъективизм здесь абсолютно неуместен. Последний парадигмальный сдвиг связан с очередным пересмотром научной картины мира, утверждением процессуальности, изменчивости, в том числе и траекторий планет. В социологии этот сдвиг детерминирован резким возрастанием динамизма социальных изменений: глобализация, распад системы социалистических стран, возрастание природных, техногенных и социальных рисков. Другими словами, если сам мир изменяется, то может ли оставаться неизменной социальная теория, претендующая на его объяснение и понимание?
|