![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания для подготовки к госэкзамену по истории зарубежной культурыСтр 1 из 11Следующая ⇒ Вопрос 1. Отличительные особенности первобытной культуры. Обратите внимание на то, что первобытность - самый древний тип культуры, который существовал на Земле, самый продолжительный тип культуры, самый единообразный тип культуры, тип культуры, который в ограниченном варианте сохраняется и сегодня. Хронологические рамки первобытности определяются из разных оснований: - 2,5 мл. лет до н. э. – появление первых орудий труда; - 1 мл. лет до н.э. – использование огня; - 250 тыс. лет до н.э. – появление ранних форм верований; - 40 тыс. лет до н.э. – «неолитическая» революция, т.е. переход от присваивающих форм хозяйства к производящим формам. Некоторые ученые считают, что с этого времени начинается становление социума. На этом этапе человек использовал каменные орудия труда, поэтому иногда этот период называют каменным веком. Основные периоды каменного века: -палеолит (древнекаменный век) -мезолит (среднекаменный век, появления миниатюрных каменных орудий, лука и стрел) -неолит (завершающий этап использования орудий труда, переход к производящему хозяйству) - энеолит (медно-каменный век, вытеснения каменных орудий медными и бронзовыми орудиями) - железный век (завершение первобытной и раннеклассовой истории человеческой культуры) Основные черты первобытности: - синкретический характер (соединение, нерасчлененность первоначального неразвитого состояния, слитность материальной и духовной деятельности человека); - господство коллективного разума над индивидуальным ( существование «мы» - бытия и отсутствие «я» - бытия ); - бесписьменный период; - зарождение регулирования социальных отношений с помощью табу, - абсолютного запрета на какое-то действие, слово, предмет; - ритуализация всех форм деятельности; - мифологизация мышления (миф выполнял гносеологическую, онтологическую, аксеологическую, воспитательную и т.д. функции).
Вопрос 2. Формы первобытных верований. Следует отметить, что верования теснейшим образом связаны с религией. Но религия, в отличие от разрозненных верований, представляет собой стройную систему взглядов, отражающих веру человека в существование сверхъестественной сущности – бога. Становление религии связано с образованием института религии, что происходит в условиях формирования цивилизации. Возникновение ранних форм верований связано, как считает Э. Тайлор, с анимизмом (от лат. – душа), одухотворением всего, что окружает человека. К ранним формам верований относится: -тотемизм – вера человека в сверхъестественную связь с тотемом (тотем – индейск-.его род) – животное, считающиеся родоначальником племени; -фетишизм- вера в сверхъестественную силу каких-либо предметов, и, прежде всего, созданных самим человеком ( фетиш француз.- амулет)- реальный неодушевленный предмет, наделяемый сверхъестественной силой); - магия( греч. – волшебство).Под магией понимается совокупность обрядов, основанная на вере в способность человека воздействовать на силы природы и потустороннего мира. Место магии в первобытном обществе описал Дж.Фрэзер в работе «Золотая ветвь».Он показал, что в первобытном обществе выделяются две фигуры: жрец и маг. В работе также показано, что все форме верования коренятся в условиях жизни первобытных людей и определяют всю их жизнедеятельность: эротические обряды, погребальный культ и т.д. Пережитки фетишизма, тотемизма, магии существуют и в религиях классовых обществ, в современных мировых и национальных религиях. Вопрос 3. Особенности первобытного искусства. Прежде всего, обратите внимание на то, что о первобытном искусстве, в прямом смысле этого слова, говорить нельзя. Искусство здесь не выделяется как особая форма деятельности, оно вплетено в производственную деятельность и, зачастую, является одной их форм ритуала. Поэтому его называют «праискусством». Вместе с тем, оно играет огромную роль в становлении мышления первобытного человека, освоении окружающего мира и самого себя. (К.Ясперс «Смысл и назначение истории» о «доистории». Французский исследователь первобытной культуры А.Брель систематизировал пещерные рисунки первобытности и составил следующую схему: - эпоха мустье, преджудожественная эпоха, в которой отсутствует какое-либо художественное освоение мира первобытным человеком; - эпоха ориньяк, в которой господствует натурализм. Изображаются контурно только животные, в статике, без раскраски. Здесь наблюдаются черты художественного схематизма. - эпоха солютре, как бы забвение художественного освоения мира. - эпоха мадлен, которую называют «первобытной классикой». На этом этапе проявляется интерес к детализации изображения. Изображается, прежде всего, человек, сцены из повседневности, охоты и т.п. Передается движение, появляется рельефное изображение и раскраска. Однако на последнем этапе эпохи мадлен прослеживается стилизация, замена живых образов знаками и символами. Многие ученые считают, что это является основой для формирования письменности. В эпоху мадлен появляются скульптурные изображения. Это различные идолы и каменные бабы. Некоторые из них называют «палеолитическими Венерами», так как в этих изображениях подчеркиваются вторичные половые признаки женщин. Интересны и виды погребений. Это мегалиты (большие камни): менгиры (длинные камни), кромлех (пояс из каменных блоков и плит), дольмены (имеющие форму П-образного портала).
|